Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мониторинг профессионального развития субъектов образования



2019-12-29 511 Обсуждений (0)
Мониторинг профессионального развития субъектов образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие мониторинга (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. В отличие от широко используемых в педагогике и психологии понятий «обратная связь», «рефлексия», «контроль», и «аттестация» мониторинг нацелен на отслеживание процесса, а не только результата образования.

 Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесения корректив в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах.

Всё многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к следующим группам:

- наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.п. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга;

- метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создаёт специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчётливо. Для этого осуществляются приёмы прерывания учебных действий обучаемых, задавание уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др.;

- экспликация, как развёртывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но также оперативно вносить коррективы в процесс образования;

- опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также определить отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

- одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых;

- тестирование – это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга:

Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости, проводимая психологической службой; результаты же, в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но её результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентированной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирование учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трёх сторон личностно ориентированного профессионального образования: развитие личности, профессионально-образовательного процесса и взаимодействие обучаемых и педагогов.

 

 

Литература

 

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

2.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

3.Батышев С.Я., Шапоринский С.А. Основы профессиональной педагогики. – М.: Высш. шк., 1977. – 503 с.

4.Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж. пед. ин-та, 1994. – 338 с.

5.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 191 с.

6.Блиновских А.С., Эрганова Р.Е. Маркетинг образовательных услуг: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во гос. проф. пед. ун-та, 1999. – 125 с.

7.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – Петер, 2003. – 304 с.

8. Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. – М.: ИЦП НПО РАО, 1997. -254 с.

9.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1

 

 

 

 



2019-12-29 511 Обсуждений (0)
Мониторинг профессионального развития субъектов образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мониторинг профессионального развития субъектов образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)