Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Методы исследований в профессиональной педагогике



2019-12-29 1503 Обсуждений (0)
Тема 10. Методы исследований в профессиональной педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы исследований разделяются на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие методы. К частным методам эмпирических методов исследования относятся наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос – анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование. К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.

Все эти методы исследований достаточно подробно освещены в педагогической литературе; они широко используются при исследовании проблем профессиональной педагогики. В то же время в профессиональной педагогике получают распространение инструментальные методы – специальные эмпирические методы исследований с применением приборов, инструментов, аппаратов, направленных на изучение явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемых с целью получения объективных количественных данных.

Эти методы получили довольно широкое применение в профессиональной педагогике, преимущественно в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации рабочих и т. д.

Инструментальные методы исследования специализированы и применяются для изучения конкретных явлений. Инструментальные методы исследования условно можно разбить на три группы:

1)изучение результативных характеристик трудовых действий (точность выполнения действий, затрачиваемое время, производительность труда);

2)биомеханические методы;

3)психофизиологические методы.

В исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их усвоения, большую роль играет хронометраж – замеры отрезков времени на выполнение отдельных действий с целью определения оптимального времени, норм труда, в том числе ученических норм времени на разных периодах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренированности учащихся или рабочих и т. д. Хронометраж проводится либо обычными часами или секундомером, либо, в тех случаях, когда исследователь не может зафиксировать отдельные моменты, например быстрые движения, пользуются специальными приборами – электронными секундомерами, хроноскопами.

Разновидностью хронометража является фотографирование рабочего дня или в течение времени урока производственного обучения измеряют и анализируют все затраты времени.

Биомеханические методы – это изучение пространственных временных и силовых параметров трудовых движений: определяется степень их совершенства, силовое взаимодействие работающего с инструментом, станком и т. д., кинематика движения инструмента и рук, поза работающего и т. д.

Исторически первым биохимическим методом был циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотоплёнке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ полученной траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

 

Психологические методы применяются для изучения функционального состояния различных органов и систем организма человека в процессе и результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы:

- электромиография – запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц.

- электрокардиография – регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы.

- электродермография – регистрация электрических потенциалов кожи.

 

Методика определения функционального состояния центральной нервной системы применяется, в основном, для изучения влияния учебной трудовой деятельности на состояние организма учащегося.

 

Методы исследования в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач, конкретного исследования.

 В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных; проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования.

Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Так, эмпирические методы исследования создают фундамент для дальнейшего познания путём наблюдений, бесед, экспериментов и т. п.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов.

Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать метод анкетирования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников – анализа документов, интервью, наблюдений и пр.

Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции.

Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях педагогического исследования для предварительного знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Различают письменные, статистические, иконографические (кино- и фотодокументы, грампластинки), технические (чертежи, поделки, техническое творчество) и др. материалы.

Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций) отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.

Одним из наиболее распространённых методов педагогического исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определённую педагогическую концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

Различают: полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные; формализованные (проводятся по жёсткой программе) и неформализованные; включённые и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения; по объёму: сплошные и выборочные; по способу получения: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач.

Метод экспертных оценок – комплекс логических и математических процедур – направлен на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций.

Важнейший этап – опрос экспертов: индивидуальный или групповой, личный (очный) или заочный; устный или письменный.

Между теоретическими и эмпирическими методами исследования нет чёткой грани, их составными частями являются абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование.

Учебно-воспитательный процесс требует системного изучения. Системный подход применяется к явлениям, имеющим множество взаимосвязанных элементов, объединённых общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления; определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы.

 



2019-12-29 1503 Обсуждений (0)
Тема 10. Методы исследований в профессиональной педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Методы исследований в профессиональной педагогике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)