Физиолого-гигиенические требования к уроку
Основной структурной единицей учебной работы детей и подростков в школе является урок. От уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления. Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям. При этом используются данные хронометражных наблюдений. 1. Плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу). 2. Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров). 3. Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах). 4. Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности) 5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения ТСО, самостоятельная работа). 6. Место, длительность и условия применения ТСО. 7. Частота чередования видов преподавания. 8. Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) 9. Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока. 10. Наличие, место, содержание и длительность физкультминуток. 11. Момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе, учебной работы. Оценка соответствия урока гигиеническим требованиям проводится с использованием следующих показателей.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
При использовании в образовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно следующей схеме:
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6. При использовании ТСО необходимо также знать, что оптимальным размером объекта восприятия для подростков, на расстоянии 7,3 м непосредственно против экрана, является 40 мм. Потеря информации при считывании её с экрана на стене будет минимальной, когда горизонтальный размер предъявляемого объекта составляет 60 мм и виден учащимся крайних первых столов под углом зрения в горизонтальной плоскости 20 минут. Оптимальная плоскость просмотра плоского экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у вершины в 90°, а допустимая - в 110° (Назарова Е.Н., 1979). Отрицательные эмоции у школьников на уроке и в процессе самостоятельной работы по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня можно разделить на три группы факторов: а) неблагоприятная обстановка в учебном помещении; б) неправильные формы общения учителя с учениками; в) неудачи в учебе. а) неблагоприятная обстановка в учебном помещении складывается из нерационального цветового оформления интерьера, световой обстановки и действия монотонных, неприятных звуковых раздражителей. 1. Неблагоприятное цветовое оформление интерьера. Использование таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщенно-голубой, красный, черный, белый, насыщенно-зеленый. Такая окружающая обстановка раздражает или угнетает учащегося. У него учащается или урежается пульс и повышается артериальное давление. Работоспособность падает, снижается внимание, уменьшается активность. Для создания благоприятной окружающей обстановки цветопсихологи советуют использовать для классных помещений младших школьников цвета, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе. Для школьных помещений рекомендуется гамма цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого, однако синий и зеленый цвет также подходят для классных комнат, ориентированных на юг. Для коридоров и рекреаций рекомендуется использовать цвета, не встречающиеся в отделке классов, выходящих в коридор, при сохранении общей световой гармонии. 2. Неблагоприятная световая обстановка (блескость, наличие в поле зрения очень ярких светильников, низкий уровень освещенности, большие перепады освещенности, слепимость прямыми солнечными лучами). Эти факторы вызывают у школьников быструю утомляемость, боль в области глаз, головную боль, быстрое снижение функции зрительного анализатора. Для создания светового комфорта нормируются уровни естественной и искусственной освещенности в школе. Создание рассеянного, равномерного освещения на уровне психофизиологически оптимальных показателей, устранение из поля зрения ярких светильников, создание матовой фактуры поверхностей и оборудование светозащитных устройств на окнах улучшают световую обстановку. 3. Действие монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих звуковых раздражителей (сигналы автомобильного транспорта, работа люминисцентных ламп, вентиляционных установок, электрохолодильного оборудования, станков, приборов). Ответной реакцией организма на эти факторы является головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройство функции внимания. Создание спокойной звуковой обстановки, устранение посторонних звуков ведет к созданию благоприятного психологического климата. б) неправильные формы общения учителя с учениками связаны с резко отрицательной оценкой учителем характера работы, резкое, суровое обращение учителя с детьми. Резко отрицательная оценка учителем характера или результата работы ребенка приводит к значительным изменением частоты пульса и повышению артериального давления. При этом снижается также интерес к учёбе, угнетаются функции ЦНС. Для устранения отрицательного влияния данного фактора необходимо ориентировать учителя на оценку работы в доброжелательной, мягкой, заинтересованной и ободряющей форме с указанием путей повышения её качества. Резкий, контрастный по высоте, суровый по характеру голос учителя, суровое выражение лица учителя в процессе общения с учениками также являются стрессовыми факторами для ученика. Общение учителя с учениками должно вестись доброжелательным, ровным, мягким, с приятными эмоциональными и тоновыми акцентами голосом. Учитель должен хорошо владеть мимикой лица, стараться, чтобы при общении с учащимися лицо было доброжелательным. в) неудачи в учебе (ошибочный ответ, затруднения в выполнении задания, длительная неизвестность результата контрольного или ответственного задания). Ошибочный ответ или ряд ответов на вопрос учителя, затруднения в выполнении задания нередко вызывает неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, способствуют более быстрому снижению работоспособности детей и наступлению утомления. Учителя должны давать оценки ответов в ободряющей форме и при этом формировать перспективу скорого успеха, дать возможность подумать, оказать своевременную помощь в поисках путей выполнения задания. Длительная неизвестность содержания или результата ответственного (экзамен) или контрольного задания также неблагоприятный психоэмоциональный фактор, воздействие которого можно снизить тем, что как можно быстрее знакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и оценкой за её выполнение. Нежелательно выставлять оценки в виде буквенных кодов. В ситуации ожидания целесообразно создавать условия, оказывающие отвлекающее действие (игра, физические упражнения, музыка, выполнения любимых занятий).
VII. Формы и методы оздоровительной работы в образовательных учреждениях Оздоровительная работа это система деятельности образовательных учреждений, направленная на создание условий здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, анализ и прогноз физического состояния обучающихся, осуществление мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья во время обучения.
7.1. Мониторинг физического состояния учащихся
Принятое Правительством Российской Федерации Постановление № 916 от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи» подтверждает своевременность необходимости анализа состояния здоровья и параметров физического развития и подготовленности населения. Анализ состояния здоровья и параметров физического развития и подготовленности учащейся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Мониторинг - процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером происходящих изменений, предупреждение нежелательных тенденций развития. Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций. Мониторинг физического состояния обучающихся представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников. Цель: получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья школьников. Задачи: 1. выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием школьников и воздействием факторов среды обучения; 2. прогнозирование физического состояния обучающихся; 3. установление факторов, оказывающих негативное влияние на физическое состояние школьников; 4. формирование информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности школьников; 5. определение неотложных и перспективных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое состояние участников образовательного процесса; 6. подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление здоровья; 7. информирование государственных органов, органов местного самоуправления, родителей о результатах, полученных в ходе мониторинга. Без предварительного мониторинга невозможно определить те направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, которые требуют первоочередного решения, особого внимания, невозможно выбрать и адекватные формы и методы работы. Только комплексное представление о проблемах, которые следует решить, дает возможность разработать здоровьесберегающую программу деятельности образовательного учреждения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |