Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Что необ-



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Что необ- 0.00 из 5.00 0 оценок




120

Ходимо для того, чтобы процесс понимания состоялся: предмет, выра-

женный в тексте любой природы; наличие в нем смысла («сути дела»);

Предпонимание – исходное, предварительное представление об этом

Смысле; интерпретация – толкование текстов, направленное на понима-

Ние их смыслового содержания; наличие самопонимания у интерпрета-

Тора; общение, коммуникация; «стихия языка»; умение всемерно под-

Держивать диалог; стремление сказать свое слово и дать слово инако-

Мыслящему, уметь усваивать произносимое им; уяснение того, что один

И тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского); соотнесе-

Ние предметного содержания текста («сути дела») с культурным мысли-

Тельным опытом современности.

Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познава-

Тельная процедура, как объяснение. Ее главная цель – выявление сущ-

Ности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением

Причин и условий, источников его развития и механизмов их действия.

Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для

Научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением

Можно назвать подведение конкретного факта или явления под некото-

Рое обобщение (закон и причину прежде всего). Раскрывая сущность

Объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний,

Которые используются в качестве основания объяснения. Таким обра-

Зом, решение объяснительных задач – важнейший стимул развития на-

Учного знания и его концептуального аппарата.

В современной методологии научного познания наиболее широ-

Кой известностью и признанием пользуется дедуктивно-номологическая

Модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое

Явление под определенный закон – в этом состоит его особенность.

В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.

В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причин-

Ные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных

И необходимых отношений. Следует обратить внимание на то, что де-

Дуктивно-номологическая модель объяснения описывает лишь конеч-

Ный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который от-

Нюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона

Из теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и твор-

Ческим поиском.

В области гуманитарных (социальных) наук используется так на-

Зываемое рациональное объяснение. Его суть заключается в том, что

При объяснении поступка некоторой исторической личности исследова-

Тель старается вскрыть мотивы, которыми руководствовался действую-

Щий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рацио-

Нальным (разумным).

121

Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интен-

Циональное, объяснение. Оно указывает не на рациональность действия,

А просто на его интенцию (стремление), на цель, которую преследует

Индивид, осуществляющий действие.

В заключение отметим следующее: во-первых, дедуктивно-

Номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно

Научной формой объяснения, что неверно (особенно применительно

К гуманитарным наукам); во-вторых, при объяснении поведения от-

Дельных личностей данная модель неприменима, здесь «работают» ра-

Циональная и интенциональная схемы и понимание.

Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в ви-

Ду, что понимание не сводится к объяснению, т. е. подведению изучае-

Мого явления под закон и причину, так как – особенно в социальном по-

Знании – невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятель-

Ности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п. Кроме того, по-

Нимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать

Друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополня-

Ют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.

Говоря о соотношении объяснения и понимания (интерпретации),

Вригт считает, что различие между ними «лучше проводить». Это раз-

Личие он видит в следующем: «Результатом интерпретации является от-

Вет на вопрос «Что это такое?». И только тогда, когда мы задаем вопрос,

Почему произошла демонстрация или каковы были «причины» револю-

Ции, мы в более узком и строгом смысле пытаемся объяснить происхо-

Дящие события.

Кроме того, эти две процедуры, по-видимому, взаимосвязаны

И особым образом опираются друг на друга... Объяснение на одном

Уровне часто подготавливает почву для интерпретации фактов на более

Высоком уровне.

Однако в социальном познании предпочтение отдается понимаю-

Щим методикам, обусловленным, прежде всего, спецификой его пред-

Мета, в естествознании – объясняющим.

Согласно Г. Х. Вригту, объяснение имеет ряд форм, среди кото-

Рых одна из основных – каузальное объяснение. Последнее, в свою оче-

Редь, бывает двух видов: предсказание и ретросказание. Обосновывая

Это свое деление, философ отмечает, что объяснения, обладающие си-

Лой предсказания, играют исключительно важную роль в эксперимен-



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Что необ- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Что необ-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)