Помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Что необ-
120 Ходимо для того, чтобы процесс понимания состоялся: предмет, выра- женный в тексте любой природы; наличие в нем смысла («сути дела»); Предпонимание – исходное, предварительное представление об этом Смысле; интерпретация – толкование текстов, направленное на понима- Ние их смыслового содержания; наличие самопонимания у интерпрета- Тора; общение, коммуникация; «стихия языка»; умение всемерно под- Держивать диалог; стремление сказать свое слово и дать слово инако- Мыслящему, уметь усваивать произносимое им; уяснение того, что один И тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского); соотнесе- Ние предметного содержания текста («сути дела») с культурным мысли- Тельным опытом современности. Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познава- Тельная процедура, как объяснение. Ее главная цель – выявление сущ- Ности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением Причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для Научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением Можно назвать подведение конкретного факта или явления под некото- Рое обобщение (закон и причину прежде всего). Раскрывая сущность Объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, Которые используются в качестве основания объяснения. Таким обра- Зом, решение объяснительных задач – важнейший стимул развития на- Учного знания и его концептуального аппарата. В современной методологии научного познания наиболее широ- Кой известностью и признанием пользуется дедуктивно-номологическая Модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое Явление под определенный закон – в этом состоит его особенность. В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов. В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причин- Ные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных И необходимых отношений. Следует обратить внимание на то, что де- Дуктивно-номологическая модель объяснения описывает лишь конеч- Ный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который от- Нюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона Из теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и твор- Ческим поиском. В области гуманитарных (социальных) наук используется так на- Зываемое рациональное объяснение. Его суть заключается в том, что При объяснении поступка некоторой исторической личности исследова- Тель старается вскрыть мотивы, которыми руководствовался действую- Щий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рацио- Нальным (разумным). 121 Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интен- Циональное, объяснение. Оно указывает не на рациональность действия, А просто на его интенцию (стремление), на цель, которую преследует Индивид, осуществляющий действие. В заключение отметим следующее: во-первых, дедуктивно- Номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно Научной формой объяснения, что неверно (особенно применительно К гуманитарным наукам); во-вторых, при объяснении поведения от- Дельных личностей данная модель неприменима, здесь «работают» ра- Циональная и интенциональная схемы и понимание. Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в ви- Ду, что понимание не сводится к объяснению, т. е. подведению изучае- Мого явления под закон и причину, так как – особенно в социальном по- Знании – невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятель- Ности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п. Кроме того, по- Нимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать Друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополня- Ют друг друга и действуют в любой области человеческого познания. Говоря о соотношении объяснения и понимания (интерпретации), Вригт считает, что различие между ними «лучше проводить». Это раз- Личие он видит в следующем: «Результатом интерпретации является от- Вет на вопрос «Что это такое?». И только тогда, когда мы задаем вопрос, Почему произошла демонстрация или каковы были «причины» револю- Ции, мы в более узком и строгом смысле пытаемся объяснить происхо- Дящие события. Кроме того, эти две процедуры, по-видимому, взаимосвязаны И особым образом опираются друг на друга... Объяснение на одном Уровне часто подготавливает почву для интерпретации фактов на более Высоком уровне. Однако в социальном познании предпочтение отдается понимаю- Щим методикам, обусловленным, прежде всего, спецификой его пред- Мета, в естествознании – объясняющим. Согласно Г. Х. Вригту, объяснение имеет ряд форм, среди кото- Рых одна из основных – каузальное объяснение. Последнее, в свою оче- Редь, бывает двух видов: предсказание и ретросказание. Обосновывая Это свое деление, философ отмечает, что объяснения, обладающие си- Лой предсказания, играют исключительно важную роль в эксперимен-
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |