Ное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе».
Очевидно, что __________в каких бы исторически и социально конкретных формах Практической деятельности не был задан объект познания, все-таки са- Ми свойства, отношения, функции и другие его характеристики являют- Ся определяющими и независимыми от субъекта. При этом существен- Ную роль играет материальный процесс самой экспериментальной дея- Тельности, дающей объективный результат подчас независимо от целей Исследователя. «Установка на объект» и достаточно малое непосредст- Венное влияние субъекта на конечные результаты эксперимента позво- Ляют в той или иной степени пренебречь присутствием субъекта как «посредника» между объектом и знанием об объекте. Кроме того, по- Скольку результаты работы конкретного исследователя «отчуждаются» И приобретают общезначимость, постольку становится возможным от- Влечение от субъекта. Это, как известно, находит свое отражение и в «безличном» способе публикации результатов, в возможности изложить Полученные данные и обобщения в полном отвлечении от всех психоло- Гических и других подобных причин выбора направления и методов ис- следования__________. Все указанные моменты так или иначе подкрепляются ре- Ально существующей профессионально-этической установкой исследо- Вателей на получение объективно истинного знания и беспристрастное Отношение к объекту и результатам исследования. В социальном и гуманитарном познании, где неотъемлемо ценно- Стное отношение субъекта к объекту, предполагается иная объективно Складывающаяся ситуация: объект не только познается, но одновремен- Но, и даже в первую очередь, оценивается. Включение оценки означает, Что объект, как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он инте- Ресует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает ду- Ховным или материальным потребностям субъекта. Определение цен- Ности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия это- Му образцу. Образцы формируются в той или иной культуре, передают- Ся как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе Его обучения и повседневной жизни. Таким образом, в ценностном отношении к объекту у субъекта Иная цель, а факторы, которые обычно стремятся исключить в естест- Венных науках, здесь становятся объективно необходимыми. Познание 117 В этом типе субъектно-объектного отношения как бы отступает на вто- рой план, хотя в действительности его результаты служат основанием Оценки. В процедуре оценивания, в выборе целей и идеалов ярко выра- Жены неопределенность, волевые моменты, избирательная активность Субъекта, его приоритеты, которые могут включать и интуитивные, ир- Рациональные и прочие моменты. В результате ценностное отношение Предстает как противоположное познавательному, как чуждое объек- Тивно истинному познанию вообще, и, соответственно, такие оценки Распространяются на социально-гуманитарное познание. Однако резкое Разграничение «нейтрального» и ценностного типов субъектно- Объектного отношения возможно лишь в абстракции, в реальном же Процессе познания оба типа отношений слиты, спаяны и присутствуют, Хотя в разной степени, не только в социально-гуманитарном, но и в ес- Тественно-научном познании. Понимание и объяснение В социально-гуманитарных науках Как показал анализ, структура познавательного отношения в со- циально-гуманитарных науках гораздо сложнее, чем в естествознании: Здесь объект не только познаётся, но и оценивается; не только подлежит Объяснению, но в большей мере или даже в первую очередь его пред- Стоит понять, т. е. раскрыть его смысловые глубины. Поэтому проблема Понимания – одна из самых важных методологических проблем соци- Ально-гуманитарного познания. Процесс её решения сопровождается Раскрытием такой существенной черты гуманитарного познания, как Его диалогичность, которая обусловлена спецификой познавательного Отношения между субъектом и объектом познания, заключающейся В том, что первый входит в структуру второго, придавая в целом сосубъ- Ектный характер познавательному отношению в данной сфере познания. Здесь, по М. М. Бахтину, сам объект исследования имеет субъективное Измерение, здесь «дух» постигает «дух», субъект познаёт субъект. Но что- Бы познать другой субъект, необходимо вступить с ним в диалогическое отношение, иначе он замолкает, застывает, поворачивается __________к нам лишь Своей материально-вещной стороной. В результате сама «жизнь духа» ос- Таётся для исследователя тайной за семью печатями. Только в процессе Диалога (личностей, текстов, сознаний, культур и т. д.) возможно пости- Жение субъективного мира, понимание культурных ценностей, социаль- Ных значений. Один субъективный мир раскрывает свои смысловые глу- Бины, встретившись и соприкоснувшись с другим миром. «Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь И высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созер- 118
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |