Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе».



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Ное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе». 0.00 из 5.00 0 оценок




Очевидно, что __________в каких бы исторически и социально конкретных формах

Практической деятельности не был задан объект познания, все-таки са-

Ми свойства, отношения, функции и другие его характеристики являют-

Ся определяющими и независимыми от субъекта. При этом существен-

Ную роль играет материальный процесс самой экспериментальной дея-

Тельности, дающей объективный результат подчас независимо от целей

Исследователя. «Установка на объект» и достаточно малое непосредст-

Венное влияние субъекта на конечные результаты эксперимента позво-

Ляют в той или иной степени пренебречь присутствием субъекта как

«посредника» между объектом и знанием об объекте. Кроме того, по-

Скольку результаты работы конкретного исследователя «отчуждаются»

И приобретают общезначимость, постольку становится возможным от-

Влечение от субъекта. Это, как известно, находит свое отражение и в

«безличном» способе публикации результатов, в возможности изложить

Полученные данные и обобщения в полном отвлечении от всех психоло-

Гических и других подобных причин выбора направления и методов ис-

следования__________. Все указанные моменты так или иначе подкрепляются ре-

Ально существующей профессионально-этической установкой исследо-

Вателей на получение объективно истинного знания и беспристрастное

Отношение к объекту и результатам исследования.

В социальном и гуманитарном познании, где неотъемлемо ценно-

Стное отношение субъекта к объекту, предполагается иная объективно

Складывающаяся ситуация: объект не только познается, но одновремен-

Но, и даже в первую очередь, оценивается. Включение оценки означает,

Что объект, как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он инте-

Ресует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает ду-

Ховным или материальным потребностям субъекта. Определение цен-

Ности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами

(идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия это-

Му образцу. Образцы формируются в той или иной культуре, передают-

Ся как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе

Его обучения и повседневной жизни.

Таким образом, в ценностном отношении к объекту у субъекта

Иная цель, а факторы, которые обычно стремятся исключить в естест-

Венных науках, здесь становятся объективно необходимыми. Познание

117

В этом типе субъектно-объектного отношения как бы отступает на вто-

рой план, хотя в действительности его результаты служат основанием

Оценки. В процедуре оценивания, в выборе целей и идеалов ярко выра-

Жены неопределенность, волевые моменты, избирательная активность

Субъекта, его приоритеты, которые могут включать и интуитивные, ир-

Рациональные и прочие моменты. В результате ценностное отношение

Предстает как противоположное познавательному, как чуждое объек-

Тивно истинному познанию вообще, и, соответственно, такие оценки

Распространяются на социально-гуманитарное познание. Однако резкое

Разграничение «нейтрального» и ценностного типов субъектно-

Объектного отношения возможно лишь в абстракции, в реальном же

Процессе познания оба типа отношений слиты, спаяны и присутствуют,

Хотя в разной степени, не только в социально-гуманитарном, но и в ес-

Тественно-научном познании.

Понимание и объяснение

В социально-гуманитарных науках

Как показал анализ, структура познавательного отношения в со-

циально-гуманитарных науках гораздо сложнее, чем в естествознании:

Здесь объект не только познаётся, но и оценивается; не только подлежит

Объяснению, но в большей мере или даже в первую очередь его пред-

Стоит понять, т. е. раскрыть его смысловые глубины. Поэтому проблема

Понимания – одна из самых важных методологических проблем соци-

Ально-гуманитарного познания. Процесс её решения сопровождается

Раскрытием такой существенной черты гуманитарного познания, как

Его диалогичность, которая обусловлена спецификой познавательного

Отношения между субъектом и объектом познания, заключающейся

В том, что первый входит в структуру второго, придавая в целом сосубъ-

Ектный характер познавательному отношению в данной сфере познания.

Здесь, по М. М. Бахтину, сам объект исследования имеет субъективное

Измерение, здесь «дух» постигает «дух», субъект познаёт субъект. Но что-

Бы познать другой субъект, необходимо вступить с ним в диалогическое

отношение, иначе он замолкает, застывает, поворачивается __________к нам лишь

Своей материально-вещной стороной. В результате сама «жизнь духа» ос-

Таётся для исследователя тайной за семью печатями. Только в процессе

Диалога (личностей, текстов, сознаний, культур и т. д.) возможно пости-

Жение субъективного мира, понимание культурных ценностей, социаль-

Ных значений. Один субъективный мир раскрывает свои смысловые глу-

Бины, встретившись и соприкоснувшись с другим миром. «Точные науки

– это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь

И высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созер-

118



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Ное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)