За годы обучения в школе учащиеся должны приобрести базовые компетенции на основе изучения семи взаимосвязанных образовательных областей: филологии, математики и информатики, естествознания, обществознания, искусства, технологии, физической подготовки.
Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможность учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни.
Результаты обучения учащихся на каждой ступени среднего общего образования отражают уровни их понимания, применения, отношения, которые приобретаются через анализ, синтез и оценку предметных знаний в рамках конкретной учебной ситуации.
Основным ориентиром определения ожидаемых результатов обучения учащихся на каждой ступени школы являются базовые компетенции,сформулированные в ключе долгосрочных последствий и установленные исходя из 6 сквозных компонентов содержания образования: умственного, нравственного, эстетического, коммуникативного, трудового, физического.
Очерченные на рубежных этапах школьного образования (начальный, основной, старший), ожидаемые результаты отражают не только наиболее важные знания, навыки, отношения, но и показывают постепенную динамику учебных достижений учащегося.
Ожидаемые результаты обучения в рамках образовательной области установлены на основе:
-распределения по степени значимости 14-ти базовых компетенций выпускника школы в 6 сквозных компонентах содержания образования;
-определения ведущих компонент содержания образования для каждой образовательной области;
-соотнесения 6 сквозных компонент содержания образования с образовательными областями и значимыми базовыми компетенциями;
-учета уровней усвоения учебного материала, выраженных в следующих категориях: знание, понимание, применение, умения высшего характера.
Выстроенная в такой логике матрица позволяет конкретизировать ожидаемые результаты обучения на пересечении конкретной образовательной области и сквозного компонента содержания образования (Приложение).
Ниже представлена таблица ожидаемых результатов обучения учащихся по окончании начальной, основной, старшей ступеней среднего общего образования в рамках образовательной области “Естествознание”:
Начальная ступень
| Основная ступень
| Старшая ступень
|
Имеет представление о существовании различных живых и неживых природных форм.
Умеет наблюдать и узнавать их.
| Умеет описывать на основе наблюдений и практического изучения флору и фауну окружающей среды. Различает общие признаки группы растений и животных.
| Умеет использовать и объяснять связи и взаимоотношения в природных объектах, системах, процессах.
|
Понимает многообразие животного и раститель-ного мира.
Описывает типичный для Казахстана животный и растительный мир.
Имеет представление об исчезающих видах животных и раститель-ности Казахстана.
| Понимает многообразие природных ресурсов местности, региона и республики и их прак-тическую значимость.
Имеет понятие об экологических проблемах региона, Казахстана и о необходимости под-держания экологического равновесия.
| Оценивает значимость многообразия природных ресурсов и их рационального, экономичного использования не только в локальном, но и в мировом масштабе.
|
Имеет элементарное представление о природных ресурсах региона проживания, Казахстана.
| Понимает и объясняет природные процессы и их роль в жизни и деятельности человека.
| Объясняет на основе личных наблюдений на материале региона причинно-следственные связи физических, химических, биологических природных явлений.
|
Умеет наблюдать и описывать природные явления, процессы (гроза, изменения времен года, движение Солнца, Луны и т.п.) и ландшафт местности (пруд, луг, степь и т.п.).
| Понимает особенности экосистем и объясняет их на примере окружающей среды местности.
| Сопоставляет органи-ческую и неорганичес-кую природные системы; объясняет их структурные образования и взаимодействия.
Выявляет факты создания природных систем и их внутреннюю структуру.
|
Имеет представления о трех состояниях вещества: газообразное, жидкое, твердое.
Умеет распознавать состояние вещества.
| Умеет распознавать свойства материалов и их изменчивость.
Понимает взаимосвязь свойств материалов с их применением в быту и технике.
| Различает и объясняет физические, химичес-кие, функциональные и эстетические харак-теристики объектов и их взаимосвязи.
|
Имеет элементарное представление о формах энергии (например, термическая, световая, электрическая энергии).
Знает правила обращения с бытовыми приборами и имеет первичные навыки работы с вычислитель-ной техникой.
| Умеет давать простейшую характеристику вещества и материалов, используемых в повседневной жизни, которые обуславливают сферу их практического применения.
| Объясняет особенности химических и физических веществ и материалов, их использование на практике.
|
Имеет представление о взаимоотношениях человека с природой (влияние времени года на здоровье человека, на его деятельность, на окружающую действи-тельность) через наблюдения и приведение конкретных примеров практической ситуации.
Умеет проводить элементарные практи-ческие исследования (опыты, сопоставления, описания и т.д.).
| Умеет соблюдать правила техники безопасности при использовании определенных веществ.
| Умеет избежать опасные ситуации неправильного использования опре-деленных веществ, а также экстремальные ситуации.
|
Умеет замечать и описывать красоту природы.
Может оценить и выразить свои чувства об окружающей природе.
Понимает необходимость бережного отношения к природе.
| Различает виды энергии, понимает процессы их изменения и умеет экономично пользоваться ими.
| Умеет наблюдать и экспериментировать для понимания процесса обмена энергии.
Понимает значимость экономичного использования энергии и предлагает пути его рационального использования.
|
Знает и соотносит названия растений, животных, исторических наименований окружа-ющей местности с аналогами на казахском языке.
| Понимает взаимосвязь и цикличность природных явлений в зависимости от движения Земли вокруг Солнца.
| Имеет представление о структуре Вселенной и ее изменчивости.
|
| Понимает и объясняет взаимоотношение окружающей среды, с образом жизни человека и применяемыми технологиями.
| Сравнивает и объясняет особенности отношения различных культур и обществ к окружающей среде.
|
| Понимает влияние антропогенного фактора на окружающую среду в местном, региональном и глобальном масштабах.
| Понимает и оценивает влияние современной технологии на окружающую среду.
Понимает необходи-мость совершенство-вания технологии для сохранения природы.
|
| Понимает значимость сбора и безвредной нейтрализации отходов жизнедеятельности человека с целью защиты окружающей среды.
Умеет применять знания в повседневной жизни.
| Понимает ценность и важность природной и культурной окружающей среды Казахстана, стремится сохранять и заботиться о ней.
|
| Понимает последствия экономических проблем в местном, региональном и национальном масштабе.
Принимает участие в планировании и решении проблем, связанных с охраной окружающей среды данной местности.
| Умеет оценить положительные и отрицательные стороны влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
|