Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и логика организации учебного процесса



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Принципы и логика организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы как совокупность норм, регулирующих организацию содержательной и процессуальной сторон образования, обладают всеобщностью и распространяются на все его уровни.

Ведущие принципы методологического уровня характеризуют образование как ценность.К их числу относятся личностная ориентированность, культуросообразность, поликультурность, коллективность, корпоративность, системность, целостность.

При рассмотрении образования как системыпринимают во внимание принципы демократизации, гуманизации, дифференциации, индивидуализации, социализации, вариативности, инклюзивности.

Рассмотрение образования как процессапредполагает опору на такие принципы, как природосообразность, целеполагаемость, практико-ориентированность, преемственность, ступенчатость, учет индивидуальных потребностей, непрерывность. В этом же контексте действуют принципы, регулирующие построение содержания школьного образования, разработку учебников и других средств информационной среды, а также организацию обучения.

Ведущими принципами при построении содержания школьного образованияявляются: гуманитаризация, генерализация, интеграция, в том числе на межпредметной основе, академичность, вариативность.

При разработке учебников и средств информационной средыважными становятся такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, прагматичность, интеграция.

При организации обучениярешающее значение имеют следующие принципы: многофакторность, комплексность, результативность, технологичность, диагностичность, интерактивность, самостоятельность, сотрудничество, интенсификация, связь теории с практикой, посильность, оперативность, действенность, оптимизация, активизация познавательной деятельности, самоидентификация.

В контексте этих принципов, выступающих как дидактические основания, обучение становится эффективным.

Учитывая, что важнейшим фактором повышения качества является способ реализации образовательного процесса, рекомендуется модульная или циклоблочная форма его организации.

Модульный способ организации образовательного процесса позволяет включать в каждый модуль предметное содержание разных циклов: гуманитарного, естественно-научного, эстетического и др. Благодаря модульному способу организации становится возможным реально обеспечить диверсификацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов и способностей учащихся. Выбор тех или иных модулей позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что обеспечивает многовариантность и многоуровневость обучения в достаточно широком диапазоне. Модульная организация учебного процесса позволяет за более короткие сроки достигать планируемых результатов обучения, учитывать психологические закономерности восприятия и освоения учеником нового материала.

Модульному учебному плану должен соответствовать модульный календарный план. Длительность учебных периодов и время их начала и конца задаются временем начала и окончания учебного года, а также местом и продолжительностью школьных каникул.

Модульный учебный план школы отражается в модульном расписании, которое в зависимости от выбранного варианта организации образовательного процесса может определяться по полугодиям или неделям, либо представлять собой комплекс двух расписаний.

Циклоблочная система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые.

При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые не только разрабатывают новые учебные программы интегрированного характера, но и создают или подбирают технологии обучения.

Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методам, в соответствии с которыми понижается информирующая функция педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

В связи с тем, что обучение является целенаправленно организованной взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), следует разграничить цели каждого из компонентов учебного процесса.

Таксономия целей обучения, дифференцированная соответственно особенностям деятельности учителя и ученика, призвана обеспечить технологичность учебного процесса и гарантировать успешное достижение планируемых результатов.

Цели преподавания (деятельность учителя):

- регулирование горизонтальной и вертикальной преемственности содержания образования;

- проектирование системы инструментальных целей конкретного учебного процесса с учетом общих и предметных целей образовательной области (формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов);

- проектирование конструирования учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала, воспитания и развития;

- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

- использование потенциала информационной среды для проектирования учебного процесса и практического его воплощения:

- регулирование личностно - деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися,

- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся (достижения зоны ближайшего развития), а также удовлетворения их образовательных запросов;

- обеспечение условий для ощущения учащимися успеха в образовании и стимулирования положительных эмоций от достигнутых результатов,

- изыскание возможности расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Цели учения (деятельность ученика):

- использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала),

- использование возможности предоставленной или имеющейся информационной среды, учебников, учебно-методических комплексов, программных средств учебного назначения, электронных учебников и т.д. для усвоения содержания школьного образования и трансформации его в свой личный образовательный капитал;

- усвоение умений, способов, приемов работ как составных частей учебных и социальных компетенций;

-интегрирование знаний, умений и навыков, способов и приемов работы для решения учебных ситуаций или самообразования.

 



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Принципы и логика организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и логика организации учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)