Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационная среда учебного процесса



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Информационная среда учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Многофункциональная информационная среда учебного процесса создается с помощью учебников и разнообразной методической литературы для учителей и учащихся. Информационная среда обучения меняется в соответствии с изменением парадигмы образования. В настоящее время в центре учебно-образовательного процесса стоит личность учащегося как будущего активного участника социально-экономического развития страны. Система образования вооружает молодых людей познавательными, мета-когнитивными, социальными и другими навыками, которые необходимы им в будущей жизни в обществе, на рынке труда. Знания, умения и навыки, получаемые учащимися, обеспечиваются в образовательном процессе через содержание школьных учебников и компонентов учебно-методического комплекса, представленных в виде дидактических материалов, сборников задач и упражнений, сборников диктантов, справочников, таблиц и экранных пособий, хрестоматий, книг для чтения, рабочих тетрадей, альбомов сюжетных картинок, обучающих компьютерных программ и т.д.

Разработка и издание учебников - одна из приоритетных государственных задач. Ее решение носит планомерный и постоянный характер. Разрабатываемые учебники соответствуют государственным стандартам среднего общего образования, учебным программам по школьным предметам и являются качественным и конкурентоспособным товаром на рынке образовательных услуг.

Государство проводит системную научно-методическую работу по подготовке компетентных авторов учебников через их обучение в специализированном научно-методическом центре республиканского значения. В этом центре потенциальные авторы проходят конкурсный отбор и получают комплекс услуг научно-теоретического, методического и психологического характера, приобретая в проводимых семинарах-тренингах знания, умения и навыки по созданию отечественных школьных учебников в соответствии с современными дидактическими требованиями, реалиями системы образования Казахстана, перспективами развития страны.

Учебники являются новыми как по содержанию, так и по форме. Учебники, во-первых, проходят предварительную апробацию, проводимую на научной основе, во-вторых, подвергаются всесторонней экспертизе. Весь цикл, связанный с созданием учебника - разработка, пробное издание, апробация, экспертиза, тиражирование, внедрение в массовую практику осуществляется под руководством и контролем центрального исполнительного органа в области образования. Процесс, начиная от разработки учебников и закачивая их внедрением в школы республики, отслеживается широкой педагогической общественностью.

Альтернативные учебники помогают в создании полноты и объема информационной среды учебного процесса. Новые авторские коллективы работают на условиях конкурса. Для более успешной разработки школьных учебников в целях сотрудничества привлекаются зарубежные авторы.

Учебник как основное ядро информационной среды учебного процесса реализует несколько функций:

-содержит информацию разного характера;

-является основой организации учебного процесса;

-осуществляет связь между учеником, учебным материалом и учителем;

-помогает учащимся работать как самостоятельно, так и в группах;

-способствует проведению мониторинга образования и оценки качества знаний.

Учебник отражает содержание образования, которое представляет собой адаптированный социальный опыт человечества. В содержании учебника, представленного как на бумажных так и на электронных носителях, реализуются следующие основные структурные компоненты содержания образования:

-опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме ее результатов - знаний;

-опыт осуществления известных способов деятельности в форме умения действовать по образцу;

-опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

-опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Реализация этих 4 компонент позволяет сформировать у учащихся способности (компетентности) осуществлять разнообразные виды деятельности. Эти способности помогут учащимся ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Современный учебник - составная часть образовательной среды. Образовательная среда обеспечивает эмоционально-ценностное, социально-личностное и эстетическое развитие учащихся в процессе обучения в соответствии с их интеллектуально-познавательными потребностями. Рациональное сочетание информационной части учебника с аппаратом организации усвоения предоставляет ученику возможность выбора средств для выстраивания собственной деятельности по познанию и самообразованию. Учебник не только обучает, но и проверяет уровень усвоения знаний, способствует построению учебного процесса на основе педагогической технологии.

При переходе на 12-летнее среднее общее образование содержание учебных предметов изменяется в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук. Структура школы с 12-летним сроком обучения требует создания нового государственного стандарта среднего общего образования, разработки в соответствии со стандартом новых учебных программ. В разрабатываемые новые учебники для 12-летней школы включаются разделы и темы, необходимые учащимся для жизни в современном обществе и имеющие общекультурное значение. В учебниках следует произвести перераспределение учебного материала между основной и средней школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы. В новых учебниках дается критическое осмысление места и роли данного учебного предмета в содержании школьного образования, а цели и задачи курса соотносятся с современными требованиями к образованию.

Заметная роль учебника в жизни каждого учащегося определяется следующими факторами:

-учебники формируют и развивают в учащихся самостоятельность, инициативность, готовность к самообразованию;

-учебники подготавливают к взаимодействию с окружающей средой;

-учебники нацеливают на профессиональное самоопределение;

-учебники ориентируют учащихся в окружающей жизни и помогают проектировать свое будущее.

В связи с этим, в основополагающих документах, определяющих перспективы развития образования, его содержания, помимо описания конечных результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, должны быть очерчены социально-значимые компетенции выпускника школы, позволяющие ему выстраивать собственный жизненный путь.

Одновременно с изданием учебников издаются учебно-методические комплексы (УМК) по учебным предметам для того, чтобы учитель и учащиеся в процессе обучения могли в полном объеме использовать возможности информационной обучающей среды. УМК насчитывает в своем составе более четырех наименований, является многовариантным. УМК обеспечивает не только инвариантную часть базисного учебного плана, но и его вариативную часть для реализации учителем и учащимся своих интересов и потребностей.

Функциональное назначение компонентов УМК заключается в выражении материализованного содержания образования и служат средством педагогического взаимодействия участников учебно-образовательного процесса.

Результатом успешного, функционирования информационной среды учебного процесса является сформированный информационный капитал будущего специалиста, необходимый ему на рынке труда, и развитый человеческий капитал, способствующий обработке и применению имеющейся информации.

Программное обеспечение учебного процесса связано с созданием компьютерной сети системы образования и использованием информационных технологий.

При условии осуществления программного обеспечения учебного процесса системно и на научной основе, информационные технологии изменяют содержание образования, вносят определенные изменения в методику преподавания традиционных учебных предметов. В результате возникает новая, компьютерная “среда обучения”, которая выступает как ресурс повышения эффективности обучения. Особенность информационных технологий заключается в том, что они:

-способствуют индивидуализации обучения;

-обеспечивают доступ к большим объемам информации;

-способствуют обработке и критическому осмыслению большого массива данных;

-помогают в исследовании компьютерных моделей, изучаемых объектов и процессов.

Компьютерная среда обучения способствует организации новых форм взаимодействия в процессе обучения ученика и изменению содержания и характера деятельности учителя. Более того, информационные технологии совершенствуют управление учебным процессом, его организацию, контроль и планирование.

Программное обеспечение учебного процесса реализуется в виде следующих интеллектуальных единиц:

-контролирующие и тестирующие программы для осуществления обратной связи в процессе обучения;

-программы-тренажеры, помогающие учащимся в самостоятельном переходе с одного уровня обучения на другой, начиная с базового, обязательного, то есть репродуктивного, и заканчивая продуктивным, творческим уровнем;

-информационно-справочные системы, позволяющие учащимся получать нужную информацию в любой момент;

-профессионально-ориентированные моделирующие программы и среды, призванные помочь учащимся в выборе будущей профессии;

-обучающие и развивающие компьютерные игры, способствующие развитию креативных и творческих навыков учащихся, нацеливающие на реализацию компетенций, полученных в учебно-познавательном процессе.

Особое место в программном обеспечении занимают электронные учебники, которые будут доминировать в учебном процессе школ XXI века. Они создаются на системной основе. Только тогда содержание электронных учебников будет отличаться от содержания традиционных школьных учебников на бумажных носителях. Электронные учебники в силу своей многофункциональности способны заменить традиционные школьные учебники и УМК к ним. В отличие от учебника на бумажных носителях электронные учебники обладают оперативностью, способностью установить быструю обратную связь, компактностью, наглядностью изложения материала.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Информационная среда учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационная среда учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)