Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек должен чувствовать, что он контролирует все происходя-

щее с ним. Такой контроль является основой нашей уверенности в

себе и составляет важнейший аспект психологической устойчиво-

10 Лекция № 1

сти. Противоположный вариант – это беспомощность. Беспомощ-

ный человек ощущает, что он не может влиять на происходящее с

ним, и в итоге убеждается в том, что никакие его действия не окажут

влияния на результат. От беспомощности страдают многие дети и

подростки. Они теряют веру в свои силы и становятся безвольными.

Тренер, работая с молодежью, должен стараться создавать такие си-

туации, чтобы игроки могли контролировать происходящее, чтобы

у них появилась уверенность в себе, и они становились психологи-

чески устойчивыми.

На занятиях баскетболом могут возникнуть негативные ситуации,

которые могут привести к появлению ощущения беспомощности. Ес-

ли тренер предлагает упражнения доступной для игроков сложности, а

игроки понимают, что они должны делать, то у них появляется чувство

контроля над ситуацией. С другой стороны, если сложность упражне-

ния превосходит их возможности, то они ощущают себя беспомощ-

ными. К сожалению, так часто бывает, если игроки не могут понять

и выполнить многое из того, что от них требуют. Тренеры, особенно

те, кто работает с молодыми игроками, должны помогать им ощущать

себя контролирующими происходящее с ними. Для этого они могут

использовать следующие методы: планировать и проводить занятия

так, чтобы игроки могли легче контролировать различные ситуации;

ставить реальные задачи, соответствующие

уровню подготовки и воз-

расту игроков; предлагать упражнения такого уровня сложности, кото-

рые игроки способны выполнить; доступно объяснять, что и как надо

делать, и требовать качественного выполнения заданий.

Для лучшего контроля над происходящим молодые спортсмены

должны играть против соперников своего возраста и такого же уровня

подготовки. Даже если противник сильнее или слабее, тренер должен

планировать достаточное количество встреч, в которых его игроки бы-

ли бы способны выдерживать конкуренцию, и ставить хорошую игру

своих спортсменов выше результата встречи.

Пример: команда выиграла игру, и игроки рады. Тренер должен ис-

пользовать эту возможность, чтобы показать, как конкретные действия

игроков повлияли на результат игры. Таким образом, у игроков разви-

вается навык самоконтроля, а тренера должен акцентировать внимание

на их старании, например: «Мы выиграли этот матч благодаря нашим

хорошим действиям в защите (действия, обычно требующие усилий и

имеющие специфический характер) и благодаря результативной игре

в нападении один на один (эффективность действий). Вы приложи-

ли много усилий на тренировках, когда мы выполняли упражнения, у

вас была высокая концентрация внимания. Вы все трудились хорошо

Роль занятий баскетболом в формировании личности 11

(тренер отмечает усилия, приложенные для эффективного выполнения

приемов) и показали хороший результат в эпизодах один на один и хо-

рошую игру в защите». Тренер должен поддерживать правильные ре-

шения, принятые игроками в конкретных ситуациях, а вот заострять

внимание на результате игры не следует.

Пример: игрок оказался свободным вблизи корзины, и тренер счи-

тает, что у него появилась хорошая возможность для броска. Если он

решился на бросок, тренер должен поддержать это решение незави-

симо от того, удалось ли попасть в цель. В этом случае игрок чувству-

ет, что он контролирует конкретную ситуацию, и знает, как действо-

вать в случае ее повторения и добиться результата, если работать над

этим. В образовательном процессе это очень важный фактор: молодой

спортсмен будет чувствовать себя увереннее не только в спорте, но и

в обычной жизни.

Для баскетболиста очень важно контролировать собственную им-

пульсивность и в целом свои действия, для того чтобы полностью

показать все, на что он способен. Баскетбол представляет много си-

туаций, в которых игроки могут учиться контролировать себя. Пред-

ставим, например, неблагоприятное решение судьи, зафиксировав-

шего ошибку игрока, которую в дальнейшем не следует повторять, и

его ответную реакцию; реакцию игрока на неправильные действия

партнера; поведение игрока, когда он направляется к скамейке за-

пасных для замены.

Пример: девочке 11 лет, она занимается мини-баскетболом в школь-

ной команде и участвует в соревнованиях: тренируется два дня в не-

делю, увлечена и очень старается. Поэтому ей хочется, чтобы ее под-

руги относились к игре так же серьезно. В некоторых случаях, когда

ее подруга совершает ошибку, девочка очень бурно на это реагирует и

даже чересчур резко высказывает свое мнение. Тренер объясняет, что

так вести себя нельзя, и она старается контролировать свои действия

и теперь каждый раз, когда кто-то из подруг совершает ошибку, вместо

того чтобы сердиться, подбадривает ее либо вообще никак не реагирует,

так как больше сосредоточена на том, что делает сама. Мать замечает,

что ее дочь уже не так остро реагирует на негативные ситуации, воз-

никающие в повседневной жизни.

Другой пример: мальчик играет в мини-баскетбол. Однажды он

огрызнулся на судью, когда тот дал персональный фол, которого, как

считал мальчик, игрок не совершал. Тренер лишил мальчика права

участия в следующем матче, объяснив, что именно его несдержанность

стала причиной наказания. С тех пор мальчик стал лучше контроли-

ровать свои поступки.

12 Лекция № 1

Данные примеры показывают, какими воспитательными средствами

располагает тренер и как их можно использовать, чтобы научить игроков

контролировать свое поведение. Роль тренера в воспитательном процессе

здесь особенно значима. В приведенных примерах тренеры прекрасно ис-

пользовали свои полномочия для воспитания у учеников самоконтроля.

Тренер никогда не должен упускать из виду подобные случаи.

Уверенность в себе

Уверенность в себе тесно связана с ощущением способности кон-

тролировать происходящее. Уверенность тренера – это убежденность в

том, что его игроки обладают способностью добиваться своей цели. Уве-

ренность в себе – это внутреннее состояние человека при преодолении

трудностей для достижения результата. Уверенность игрока возрастает,

если он чувствует, что может выполнить все, что требуется во время игры

или тренировки. Для баскетболиста уверенность является ключом к про-

грессу, так как позволяет спокойно реагировать на стрессовую ситуацию

в игре и рассчитывать на достижение цели.



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)