Повышение эффективности
Для более эффективного решения задач необходимо учитывать: взаи- мосвязь между финальными задачами и промежуточными с определени- ем времени решения каждой из них; постановку окончательных задач, так же как и промежуточных, необходимую для поддержания высокой стабильной мотивации; постановку промежуточных, краткосрочных за- 24 Лекция № 2 дач, повышающую заинтересованность игроков в достижении резуль- тата, так как они видят реальную перспективу их решения. Поэтому в первую очередь надо ставить именно краткосрочные задачи, которые должны быть конкретными и четко сформулированными, а не общими, основанными лишь на амбициях. Примеры краткосрочных четко определенных задач: броски левой рукой; контакт с мячом при ведении только пальцами; перемещение в конкретное положение в защите, позволяющее одновременно видеть мяч и соперника. Примеры общих больших задач: бросать мяч или за- щищаться лучше. Поставленные задачи должны соответствовать физическим и техни- ческим возможностям игроков. Слишком легкие задачи, требующие не- больших усилий, либо, наоборот, чересчур трудные, требующие слишком больших усилий, не годятся. Молодые спортсмены должны чувствовать, что они могут их решить, и тогда их уверенность в себе и желание рабо- тать еще лучше для достижения результата возрастут, в то время как при- влекательные, но нереальные для выполнения задачи способствуют по- явлению психологических проблем и значительно снижают интерес. В командных видах спорта надо ставить перед игроками и коллек- тивные, и индивидуальные задачи. Если ставятся только коллективные задачи, снижаются индивидуальная ответственность и мотивация. При работе с молодыми игроками важно, чтобы каждый спортсмен мог до- биваться лучших результатов, поэтому постановка индивидуальных за- дач очень важна. Выбор наиболее подходящих задач После того как тренер определит круг задач, необходимо решить, какие из них являются первостепенными (требующими скорейшего решения), а какие – второстепенными. После определения данной последователь- ности тренер должен решить, выполнимы ли эти задачи за то время, ко- торое отведено для этого. Во многих случаях из-за недостатка времени тренер вынужден отказаться от решения ряда второстепенных задач и сосредоточиться на главных. Для этого следует воспользоваться следу- ющими критериями: важность задачи, принимая во внимание уровень подготовленности команды (общие задачи команды в этом отношении обычно получают приоритет); время решения каждой задачи относительно конкретной ситуации (если степень важности задач примерно одинакова, предпочтение отдается тем, которые быстрее и легче решаются в данный момент, а в будущем помогут в решении более сложных). Тренер часто имеет возможность совмещать разные задачи (пример: работа над основами нападения один на один и над основами защиты Планирование баскетбольной работы 25 один на один). И на индивидуальном, и на коллективном уровне вопро- сы нападения и защиты можно решать одновременно (см. табл. 2). Существует ряд несовместимых задач, концентрация внимания на решении одной из которых приведет к плохому решению другой (при- мер: одновременная работа над обучением технике броска и улучшением результативности попадания). Очевидно, что если их важность одинако- ва, то те задачи, решение которых не противоречиво, имеют приоритет; если поставленные задачи приблизительно одинаковы по значимости, сложности решения, физическим и психологическим затратам, приори- тет получает та, решение которой требует меньших усилий. Таблица 2 Форма постановки индивидуальных задач Период Фамилия, имя Игрока Задачи действий Другие Защита нападение Выбор содержания тренировок Содержание тренировки и упражнений – конкретный учебный ма- териал, необходимый для решения поставленных задач, который тре- нер определяет после постановки задач. На этом этапе он также задает себе вопросы: – Готовы ли игроки к такому содержанию физически, технически и тактически? – Если готовы, то подходит ли оно команде? – Располагает ли команда необходимым временем? Для решения поставленных задач и определения содержания тре- нер должен учитывать уровень подготовки игроков. Индивидуальная работа, включающая определение конкретных задач, подбор специаль- ных упражнений для каждого члена команды, знание особенностей их развития, умение тренера объяснить, как лучше выполнять то или иное задание, – основа роста мастерства молодых спортсменов. (Примеры индивидуальной работы: ведение мяча слабой рукой; техника выпол- нения броска с дистанции; выбор наилучшей позиции в ситуациях два на два, три на три и т.д.) 26 Лекция № 2 Задачи в соответствии с содержанием можно разделить на три кате- гории: защита, нападение и другие (см. табл. 3). Таблица 3 Задачи тренировок Задачи Содержание Защита Нападение Другие Чтобы определить приоритеты содержания тренировок, тренеру следует придерживаться следующих критериев: конкретность (тренер должен основываться только на конкретных составляющих содержа- ния); отношение к задаче (приоритет получает содержание, наиболее необходимое для решения задачи); простота (более простое содержание должно преобладать над более сложным); актуальность (приоритет имеет более актуальное для решения задачи содержание); расчет на будущее (содержание, облегчающее работу в будущем, должно преобладать над нейтральным); затраты усилий (приоритет имеет содержание с меньши- ми затратами физических и психологических усилий). Поэтому, для того чтобы решить задачи составленного плана, тренер должен определить содержание, наиболее подходящее для решения за- дач и далее исходя из этих принципов выбрать простейшее, наиболее актуальное для достижения результата. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. В чем состоит специфика организации тренировочного процесса с детскими командами? 2. Что нужно учитывать при постановке цели работы с командой? 3. Подумайте, какие обязанности должны быть у игроков детской ко- манды? Должны ли быть у них права? 4. Сколько человек может приходить на тренировку? 5. Кто должен составить внутренние правила команды? 6. Подумайте, как можно организовать тренировку, если в зале только два мяча и два баскетбольных кольца? 7. Почему важно планировать тренировочный процесс? 8. В чем разница между мезоциклом, микроциклом и макроциклом? 9. Что важнее для тренера: решение командных задач или индивидуаль- ных задач игроков? 10. Приведите примеры краткосрочных и общих задач. Планирование баскетбольной работы 27 11. Приведите примеры индивидуальных задач игрока в защите и на- падении. 12. Чем должен руководствоваться тренер, определяя содержание тре- нировок? Литература 1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного бавскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007 – (Серия «Шаг за шагом»). 2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004. 4. «Клайд» Фрейзер У., Сэчер А. Баскетбол. – М.: АСТ, Астрель, 2006. 5. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. – М.: Академия, 2007 – (Серия «Высшее профессиональное образование») 6. Парсель М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой! – М.: МАК Медиа, 2001. – (Серия «Спортклуб»). Лекция № 3
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |