Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контролируемый успех и контролируемая неудача



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Контролируемый успех и контролируемая неудача 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы уже говорили, что в баскетболе часто возникают ситуации, свя-

занные с контролем происходящего вокруг, что способствует укрепле-

нию у детей и подростков уверенности в себе. Благоприятные и небла-

гоприятные ситуации, т.е. достижение или недостижение поставленной

задачи, могут повлиять на контроль над ними. Контролируемый успех

может быть достигнут командой при благоприятном исходе игры, и

этот результат игроки ассоциируют с возможностью контроля. С другой

стороны, контролируемая неудача – неблагоприятная ситуация (прои-

грыш) – заключается в том, что игроки по-прежнему контролируют со-

бытия, пытаясь добиться положительного результата и делая все, что в

их силах. В этом случае они учатся на отрицательном опыте, анализируя

свои ошибки, и стараются избегать их в дальнейшем.

Опыт контролируемого успеха есть составная часть достижения по-

ставленной ранее цели, он способствует выполнению намеченных общих

планов. Опыт контролируемой неудачи способствует развитию терпи-

мости, правильному реагированию на неблагоприятную ситуацию и со-

хранению хладнокровия в сложных случаях. Анализ неудачных действий

поможет игроку в дальнейшем поверить в себя и своих партнеров, даже

когда желаемый результат не достигнут, и его предстоит добиваться в

следующей игре.

Контролируемая неудача, как альтернатива контролируемому успе-

ху, является наиболее действенной для развития уверенности в себе.

Роль занятий баскетболом в формировании личности 13

Игрок должен обладать как одним, так и другим опытом контроля. Для

правильного контроля над успехом и неудачей необходимы: органи-

зация соответствующей соревновательной практики в тренировках,

товарищеских и официальных играх (например: игры, позволяющие

обеспечить реальную борьбу против команд равного уровня подго-

товленности, дающие им равные шансы на успех); постановка перед

игроками серьезных и вместе с тем реальных задач, направленных в

первую очередь на совершенствование индивидуальных качеств, а не

на результат игры; тщательное планирование, основанное на личных

усилиях игроков; анализ выступления команды, проводимый в объек-

тивной и конструктивной форме. Тренер не должен оценивать качество

игры, основываясь только на том, что игра была проиграна в последние

минуты матча, или на эмоциях (например, если в конце игры сохраня-

лось равенство в счете). Правильная и справедливая оценка тренером

результатов выступления команды и игроков существенно влияет на

повышение их уверенности в своих силах. Несправедливая же оценка,

наоборот, приводит к появлению чувства беспомощности.

Самосознание и самоуважение

Самосознание определяет представление человека о самом себе, а са-

моуважение показывает степень развития этого представления. В обоих

случаях это общая оценка, конкретно не связанная с какой-то опреде-

ленной деятельностью, но связанная с представлениями каждого чело-

века о самом себе. У детей и подростков самосознание и самоуважение

не являются постоянными и часто меняются в зависимости от успеха

или неудачи в тех занятиях, которые ребенок считает для себя важными,

например в занятиях баскетболом. Многие оценки, которые молодые

игроки дают сами себе, чаще всего зависят от их личного опыта.

Отношения между тренером и молодыми спортсменами могут иметь

решающее влияние на воспитание у них самосознания и самоуважения.

Поэтому тренер может оказать положительное влияние на игроков, ис-

пользуя следующую стратегию: точное и конкретное разъяснение по-

ставленных целей; помощь в их достижении и поощрение правильных

действий; тактичное отношение к игрокам при разборе их ошибок и

объяснение способов их исправления.

Положительный опыт

Баскетбол предоставляет широкие возможности для понимания

личных и общественных ценностей и повышения психологических воз-

можностей молодых игроков, которые, занимаясь этим видом спорта,

приобретают положительный опыт, важный для всех. Для детей и под-

14 Лекция № 1

ростков он может стать одним из способов приобретения жизненного

и спортивного опыта. Если в процессе занятий положительный опыт

преобладает над отрицательным, то вполне вероятно, что игрок про-

должит тренировки. Положительный опыт регулярно приобретается,

если молодые спортсмены испытывают от занятий удовольствие, чув-

ство гордости, ощущают поддержку от тренера и партнеров, повышают

свое мастерство, достигают поставленных целей, получают признание

со стороны тренера и партнеров.

Рабочий стиль тренера

Рабочий стиль тренера должен соответствовать обстоятельствам в

каждом конкретном случае.

Одна из наиболее общих и распространенных проблем связана с тем,

что тренеры, работающие с молодыми игроками, стараются во многом

копировать работу тренеров взрослых профессиональных команд.

Такой стиль работы может оказаться вредным, если тренер при этом

работает с детьми и подростками. Лучший тренер – не тот, кто слепо

подражает именитым наставникам, а тот, кто работает, учитывая осо-

бенности своей команды, такие, как возраст игроков, их мастерство,

общие цели. Тот, кто тренирует молодых игроков, не должен забывать,

что профессия тренера – это огромная ответственность. Тренерская

работа – это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удо-

влетворить свое тщеславие.

Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спор-

тсмена как личности. Тот, кто приглашает тренера для работы с моло-

дыми игроками, должен оценивать и спортивные, и педагогические

его способности, так как от поступков и решений тренера во многом

зависит судьба молодого игрока. При работе с молодежью следует

уделять особое внимание оценке решения, оказывающего влияние на

игроков, требованию от игроков старания и приложения усилий, оцен-

ке действий игроков соответственно их возрасту, умению и желаниям

независимо от результата игры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Кем и когда был придуман баскетбол?

2. Сколько правил содержалось в первой версии игры?

3. Сколько раз наши мужская и женская сборные становились олим-

пийскими чемпионами?

4. Следует ли включать в тренировку юных баскетболистов упражне-

ния из других видов спорта?

5. В чем разница между правилами игры и правилами тренировки?

Роль занятий баскетболом в формировании личности 15

6. В чем состоят обязанности игрока и тренера в тренировочном

процессе?

7. Предложенное задание оказалось для ребят сложным. Что должен

сделать тренер в этой ситуации?

8. Надо ли учить детей проигрывать?

9. Какие психологические качества развивает баскетбол?

10. В чем состоят особенности работы тренера детской, молодежной

команды?

Литература

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.:

АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).

2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.

Лекция № 2

Планирование баскетбольной работы

Начало работы с командой. Ответственность тренера. Общие цели при

создании команды. Организация команды: состав команды; обязанности

игроков; внутренние правила; условия проведения тренировок. Планиро-

вание спортивной деятельности: периоды и сроки планирования занятий;

периодизация тренировочного сезона. Постановка спортивных задач: за-

дачи на результат и задачи действий; преимущества задач действий; по-

вышение эффективности; выбор наиболее подходящих задач; выбор содер-

жания тренировок.



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Контролируемый успех и контролируемая неудача 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контролируемый успех и контролируемая неудача

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)