Контролируемый успех и контролируемая неудача
Мы уже говорили, что в баскетболе часто возникают ситуации, свя- занные с контролем происходящего вокруг, что способствует укрепле- нию у детей и подростков уверенности в себе. Благоприятные и небла- гоприятные ситуации, т.е. достижение или недостижение поставленной задачи, могут повлиять на контроль над ними. Контролируемый успех может быть достигнут командой при благоприятном исходе игры, и этот результат игроки ассоциируют с возможностью контроля. С другой стороны, контролируемая неудача – неблагоприятная ситуация (прои- грыш) – заключается в том, что игроки по-прежнему контролируют со- бытия, пытаясь добиться положительного результата и делая все, что в их силах. В этом случае они учатся на отрицательном опыте, анализируя свои ошибки, и стараются избегать их в дальнейшем. Опыт контролируемого успеха есть составная часть достижения по- ставленной ранее цели, он способствует выполнению намеченных общих планов. Опыт контролируемой неудачи способствует развитию терпи- мости, правильному реагированию на неблагоприятную ситуацию и со- хранению хладнокровия в сложных случаях. Анализ неудачных действий поможет игроку в дальнейшем поверить в себя и своих партнеров, даже когда желаемый результат не достигнут, и его предстоит добиваться в следующей игре. Контролируемая неудача, как альтернатива контролируемому успе- ху, является наиболее действенной для развития уверенности в себе. Роль занятий баскетболом в формировании личности 13 Игрок должен обладать как одним, так и другим опытом контроля. Для правильного контроля над успехом и неудачей необходимы: органи- зация соответствующей соревновательной практики в тренировках, товарищеских и официальных играх (например: игры, позволяющие обеспечить реальную борьбу против команд равного уровня подго- товленности, дающие им равные шансы на успех); постановка перед игроками серьезных и вместе с тем реальных задач, направленных в первую очередь на совершенствование индивидуальных качеств, а не на результат игры; тщательное планирование, основанное на личных усилиях игроков; анализ выступления команды, проводимый в объек- тивной и конструктивной форме. Тренер не должен оценивать качество игры, основываясь только на том, что игра была проиграна в последние минуты матча, или на эмоциях (например, если в конце игры сохраня- лось равенство в счете). Правильная и справедливая оценка тренером результатов выступления команды и игроков существенно влияет на повышение их уверенности в своих силах. Несправедливая же оценка, наоборот, приводит к появлению чувства беспомощности. Самосознание и самоуважение Самосознание определяет представление человека о самом себе, а са- моуважение показывает степень развития этого представления. В обоих случаях это общая оценка, конкретно не связанная с какой-то опреде- ленной деятельностью, но связанная с представлениями каждого чело- века о самом себе. У детей и подростков самосознание и самоуважение не являются постоянными и часто меняются в зависимости от успеха или неудачи в тех занятиях, которые ребенок считает для себя важными, например в занятиях баскетболом. Многие оценки, которые молодые игроки дают сами себе, чаще всего зависят от их личного опыта. Отношения между тренером и молодыми спортсменами могут иметь решающее влияние на воспитание у них самосознания и самоуважения. Поэтому тренер может оказать положительное влияние на игроков, ис- пользуя следующую стратегию: точное и конкретное разъяснение по- ставленных целей; помощь в их достижении и поощрение правильных действий; тактичное отношение к игрокам при разборе их ошибок и объяснение способов их исправления. Положительный опыт Баскетбол предоставляет широкие возможности для понимания личных и общественных ценностей и повышения психологических воз- можностей молодых игроков, которые, занимаясь этим видом спорта, приобретают положительный опыт, важный для всех. Для детей и под- 14 Лекция № 1 ростков он может стать одним из способов приобретения жизненного и спортивного опыта. Если в процессе занятий положительный опыт преобладает над отрицательным, то вполне вероятно, что игрок про- должит тренировки. Положительный опыт регулярно приобретается, если молодые спортсмены испытывают от занятий удовольствие, чув- ство гордости, ощущают поддержку от тренера и партнеров, повышают свое мастерство, достигают поставленных целей, получают признание со стороны тренера и партнеров. Рабочий стиль тренера Рабочий стиль тренера должен соответствовать обстоятельствам в каждом конкретном случае. Одна из наиболее общих и распространенных проблем связана с тем, что тренеры, работающие с молодыми игроками, стараются во многом копировать работу тренеров взрослых профессиональных команд. Такой стиль работы может оказаться вредным, если тренер при этом работает с детьми и подростками. Лучший тренер – не тот, кто слепо подражает именитым наставникам, а тот, кто работает, учитывая осо- бенности своей команды, такие, как возраст игроков, их мастерство, общие цели. Тот, кто тренирует молодых игроков, не должен забывать, что профессия тренера – это огромная ответственность. Тренерская работа – это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удо- влетворить свое тщеславие. Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спор- тсмена как личности. Тот, кто приглашает тренера для работы с моло- дыми игроками, должен оценивать и спортивные, и педагогические его способности, так как от поступков и решений тренера во многом зависит судьба молодого игрока. При работе с молодежью следует уделять особое внимание оценке решения, оказывающего влияние на игроков, требованию от игроков старания и приложения усилий, оцен- ке действий игроков соответственно их возрасту, умению и желаниям независимо от результата игры. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Кем и когда был придуман баскетбол? 2. Сколько правил содержалось в первой версии игры? 3. Сколько раз наши мужская и женская сборные становились олим- пийскими чемпионами? 4. Следует ли включать в тренировку юных баскетболистов упражне- ния из других видов спорта? 5. В чем разница между правилами игры и правилами тренировки? Роль занятий баскетболом в формировании личности 15 6. В чем состоят обязанности игрока и тренера в тренировочном процессе? 7. Предложенное задание оказалось для ребят сложным. Что должен сделать тренер в этой ситуации? 8. Надо ли учить детей проигрывать? 9. Какие психологические качества развивает баскетбол? 10. В чем состоят особенности работы тренера детской, молодежной команды? Литература 1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»). 2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004. Лекция № 2 Планирование баскетбольной работы Начало работы с командой. Ответственность тренера. Общие цели при создании команды. Организация команды: состав команды; обязанности игроков; внутренние правила; условия проведения тренировок. Планиро- вание спортивной деятельности: периоды и сроки планирования занятий; периодизация тренировочного сезона. Постановка спортивных задач: за- дачи на результат и задачи действий; преимущества задач действий; по- вышение эффективности; выбор наиболее подходящих задач; выбор содер- жания тренировок.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |