Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль Германии в регулировании кризиса в еврозоне



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Роль Германии в регулировании кризиса в еврозоне 0.00 из 5.00 0 оценок




В 2011 г. Германия сохранила лидирующую роль среди сво-их европейских партнёров в разработке антикризисных мер по выводу еврозоны из кризиса, в том числе через разработку мер по фискальной унификации и монетарной стабилизации.

Продолжение кризисных процессов в еврозоне в течение 2011 г. во многом было предсказуемым[13]. Финансовые проблемы Греции, Ирландии, Португалии, Испании и других стран с вы-соким уровнем бюджетного дефицита (Бельгии, Италии), обус-ловившие резкое ухудшение ситуации весной 2010 г., по-преж-нему были доминирующими. Угроза банкротства отдельных стран, государственные финансы которых оказались в критиче-ском состоянии, не только не уменьшилась, но даже возросла. Меры, которые начали принимать правительства в области сокращения государственных расходов, не привели к существенному снижению государственных долгов и бюджетных дефици-тов, в том числе и по причине сокращения налоговых поступлений. К концу года активизировались дискуссии о возможном развале еврозоны и даже всего ЕС.

Ещё весной 2010 г. большинству стран ЕС стало ясно, что без активного вмешательства Германии спасение еврозоны вряд ли возможно. ФРГ – это страна, не только обладающая наиболее крупным экономическим потенциалом и солидными резервами в Евросоюзе для оказания необходимой финансовой поддержки проблемным государствам, но и в наибольшей степени заин-тересованная в сохранении сформированного единого валютно-го пространства на основных рынках сбыта своих товаров и услуг. Заслугой коалиционного правительства ХДС/ХСС и СвДП, в первую очередь, федерального канцлера Ангелы Меркель, ста-ла разработка весной 2010 г. соответствующей антикризисной стратегии в отношении еврозоны и её проблемных стран. Она стала итогом жёстких дискуссий и дебатов как в Бундестаге, так и в немецком обществе в целом. Сначала был достигнут консен-сус о целесообразности предоставления помощи за счёт средств государственного бюджета Германии. Затем немецкие политики договорились о создании «спасительного щита» для предотвращения банкротств отдельных стран-членов. Примечательно, что представители СвДП были против создания единого Европейского стабилизационного фонда, размер которого в течение прошлого года постепенно увеличивался, соответственно возрастала и сумма немецких гарантий предоставления необходимых средств; другими словами, появлялись риски, связанные с ростом дефицита госбюджета и, по мнению критиков из рядов свободных демократов, возрастала опасность превращения еврозоны в незаконный трансфертный союз.

Основные вопросы по реформированию еврозоны федераль-ный канцлер Ангела Меркель в 2011 г., как и в 2010 г., продол-жала постоянно согласовывать с президентом Франции Николя Саркози, хорошо понимая, что только их тандем может быть за-логом успешного решения проблем. Их диалог оказался весьма плодотворным. Именно руководителям этих государств принад-лежит заслуга достижения в июле 2011 г. соглашения стран ев-розоны об увеличении объёма Европейскогофонда финансовой стабильности (ЕФФС) с 250 до 440 млрд евро, а также договорённости о том, что этот фонд получит право скупки облигаций кризисных стран на вторичном рынке. Парижу и Берлину уда-лось продвинуть вопросы ускорения запуска преемника ЕФФС – Европейского механизма стабильности, который должен начать своё функционирование летом 2012 г.

В августе 2011 г. руководители ФРГ и Франции заявили о необходимости образования европейского экономического пра-вительства. Это стало определённой уступкой немецкой сторо-ны своим французским партнёрам, с конца прошлого века регу-лярно выступающим с этой идеей. В качестве ответного шага французы перестали делать упор на предоставлении ЕЦБ более широких прав в финансировании операций по скупке государственных облигаций проблемных стран.

В конце сентября 2011 г. в бундестаге состоялось голосова-ние об увеличении объёма фонда, которое оказалось весьма не-простым делом для правящей коалиции. Группа депутатов ХДС отказалась голосовать за почти двукратное увеличение фонда. Но внутрифракционная оппозиция оказалась бессильна перед талантом федерального канцлера Ангелы Меркель, которая смо-гла убедить депутатов в необходимости принятия данного решения. Во многом благодаря её кропотливой работе с представителями всех фракций удалось получить одобрение необходи-мого парламентского большинства. Прошедшее голосование ста-ло одновременно выражением вотума доверия возглавляемому ей правительству, в первую очередь, в сфере политики реформирования еврозоны. Бундестаг одобрил программу увеличения объёмов ЕФФС с 440 до 780 млрд евро, что означало увеличение участия Германии в данном фонде с 123 до 211 млрд евро.

Германо-французский консенсус по спорным вопросам стал важнейшей предпосылкой того, что в конце октября 2011 г. стра-ны еврозоны достигли компромиссного соглашения с частными банками и страховщиками о списании половины суммы долга Греции по государственным облигациям в размере около 100 млрд евро. Это также позволило государствам еврозоны договориться об увеличении второго пакета помощи Греции до 130 млрд евро, предусматривающего финансовое участие не только этих государств, Европейского Центробанка и Международного валютного фонда, но и частных инвесторов. Соответственно, было решено увеличить и объём Европейского фонда финансо-вой стабильности.

Особое внимание Германия ещё раз обратила на необходи-мость придерживаться намеченных планов бюджетной консолидации. К тем членам еврозоны, которые не могут или не хотят соблюдать установленные правила, должны применяться санкции. Это положение было существенно углублено Ангелой Меркель и Николя Саркози в ноябре 2011 г., когда они заявили о планах по разработке механизма исключения проблемных стран из еврозоны. Благодаря их усилиям, в начале марта 2012 г. стра-ны ЕС (за исключением Великобритании и Чехии) подписали «Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе», названный Бюджетным пактом и который должен быть ратифицирован национальными парла-ментами.

Особую активность ФРГ проявила в убеждении своих парт-нёров в необходимости введения в Европе налога на финансовые операции. По инициативе немецких политиков Еврокомис-сия ещё в сентябре 2011 г. представила конкретные предложения о введении такого налога[14]. В ноябре она начала обсуждение этого вопроса. С учётом сопротивления Великобритании и ряда других государств, не входящих в валютный союз, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле вместе со своими коллегами из Австрии и Бельгии стал настаивать на введении налога на финансовые транзакции хотя бы в странах еврозоны. Решение в 2011 г. так и было не принято, но, с немецкой точки зрения, важно, что обсуждение продолжилось.

Почти половина из общего объёма государственных облига-ций, выпущенных правительствами Еврозоны на сумму в 6,5 трлн евро, приходится на проблемные страны. Именно эта часть бумаг подвержена существенным кредитным рискам, которые в течение 2011 г. постоянно росли, что оказывало негативное влияние на частный банковский сектор. Банки со значительны-ми инвестициями в рисковые и волатильные государственные долговые бумаги по мере ухудшения ситуации в этих странах и последующим (как в случае с Грецией вынужденным) отказом от своих обязательств по этим бумагам в связи с принудительным списанием части долгов во всё большей мере сталкивались с опасностью ухудшения ситуации в сфере их ликвидности.

В этой связи Еврокомиссия под давлением Германии и Фран-ции заявила о необходимости принятия мер по регулированию банковской сферы. Важнейшим среди них стало предписание ев-ропейским банкам увеличить долю капитала первого уровня[15] до 9%. Те банки, которые не могут изыскать источники для пополнения своих собственных средств, необходимых для подня-тия данного капитала до нового уровня, должны пройти процедуру принудительной рекапитализации за счёт средств государ-ственных бюджетов соответствующих стран. Для предотвраще-ния возможного кризиса в банковской сфере также заявлено о необходимости проведения нового стресс-теста европейских банков.

Оба решения были крайне негативно встречены представителями основных немецких кредитных институтов и вызвали их весьма жёсткое сопротивление. Президент Союза немецких сберегательных касс Хайнрих Хаазиз вместе с главами четырёх крупнейших немецких банковских институтов обратился с открытым письмом к правительству Германии. В нём утверждалось, что искусственное ужесточение понятия «собственный ка-питал» не соответствует интересам стабилизации финансовых рынков, и что от заявленных планов надо отказаться. Особую активность проявил председатель правления «Дойче Банк» Йозеф Акерманн, который в многочисленных интервью настаивал на том, что увеличение доли капитала первого уровня для тех банков, которые существенно сократили за последние годы объ-ём «токсичных» активов в своих портфелях, является бесполез-ной мерой. Он также заявлял, что его банк сделает всё для того, чтобы изыскать собственные средства для решения этой задачи и не будет обращаться за помощью к государству.

По оценкам экспертов, для повышения доли капитала перво-го уровня до 9% двум крупнейшим банковским институтам Гер-мании, которые являются основными держателями греческих облигаций среди немецких кредитных учреждений – «Дойче Банк»[16] и «Коммерцбанк» – необходимо несколько миллиардов евро. Вместе с другими четырьмя немецкими банками до середины 2012 г. им надо будет изыскать 13,1 млрд евро. Основная часть этой суммы приходится на «Коммерцбанк», который нуждается в 5,3 млрд евро. С учётом существующих жёстких сро-ков без обращения к государственной помощи банкам будет трудно найти необходимые средства[17].

Весьма негативно Германия отнеслась к активно продвигае-мым Еврокомиссией и большинством стран еврозоны (а также Великобританией и США) предложениям о финансировании за-долженности южноевропейских стран за счёт эмиссионного ме-ханизма Европейского Центрального банка. Несмотря на беспрецедентное давление, федеральный канцлер Ангела Меркель решительно выступила против такой идеи. В этом она опиралась на поддержку нового президента Бундесбанка Йенса Вайденман-на (сменившего в 2011 г. на этом посту преждевременно ушед-шего в отставку Акселя Вебера[18]), а также на твёрдую позицию Бундестага и Федерального Конституционного суда. Сторонни-ки неограниченной эмиссии считают, что такое решение сможет успокоить рынки и стабилизировать ситуацию, что, на их взгляд, в полной мере перекрывает риски инфляционного потен-циала такого механизма. Но немецкие политики вполне обоснованно указывают на то, что для единой валюты могут наступить негативные последствия в том случае, если рынки не отреагиру-ют на предлагаемые эмиссионные меры ожидаемой стабилизацией. Например, не исключено, что инвесторы в ситуации обоб-ществления долгов станут отказываться не только от итальянских и греческих, но и от гособлигаций других стран еврозоны.

ФРГ, несмотря на нарушения Маастрихтских критериев, по-прежнему считается наиболее надёжной гаванью для частных и государственных вкладчиков. Однако надо учитывать факт быстро растущей финансовой нагрузки на её госбюджет, связанной с предоставляемыми гарантиями в рамках вышеупомянутых фондов поддержки. Если Германия будет вынуждена безлимит-но гарантировать долги проблемных стран, то участники рынков всех уровней (от зарубежных управляющих фондами до обычных бундесбюргеров) в конечном итоге задумаются о целесообразности вложений в немецкие государственные ценные бумаги. В этом случае вся создаваемая с таким трудом конструкция предоставления гарантий может рухнуть, и тогда уже некому будет выступать гарантом последней инстанции. Если Германия перестанет быть финансовым спасательным якорем еврозоны, то про «евроланд» наверняка можно будет забыть.

Сложно сказать, удастся ли ведущей стране еврозоны сохра-нить в 2012 г. основной вектор своей политики, направленной на сохранение независимости ЕЦБ[19], укрепление надёжности национальных частных кредитных институтов, продолжение необходимых реформ во всех государствах евроланда и труднейших шагов в области унификации их финансовых политик. Слишком много факторов, которые этому противодействуют. Но, если это удастся сделать (возможно, и за счёт определённых уступок своим партнёрам[20]), то Германия укрепит своё положе-ние ведущего игрока в еврозоне и будет способствовать её даль-нейшему реформированию.



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Роль Германии в регулировании кризиса в еврозоне 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль Германии в регулировании кризиса в еврозоне

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)