Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекордные показатели в области занятости



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Рекордные показатели в области занятости 0.00 из 5.00 0 оценок




В 2011 г. продолжилось улучшение ситуации на рынке труда. Общее количество работников в народном хозяйстве Германии возросла на 541 тыс. (+1,3%) и превысила 41 млн человек, что стало рекордным показателем со дня основания ФРГ. Боль-шинство из них относится к категории работников, подлежащих обязательному социальному страхованию. Численность занятых полный рабочий день росла более быстрыми темпами по отно-шению к частично трудоустроенным. В отдельных регионах страны ситуация оказалась близка к полной занятости. Увеличение количества долгосрочно занятых оказало положительное влияние и на рост номинальных заработных плат[21].

До минимального значения опустился уровень безработицы. На протяжении последних двадцати лет (с 1991 г.) доля безработных в экономике Германии является одной из самых низких в Европе[22]. Важно, что по сравнению с 2005 г. уровень долгосрочной безработицы (лица, находящиеся без работы год и более) по состоянию на конец 2011 г. снизился более чем на 40%, при этом сокращение этой группы безработных, начиная с 2006 г., происходило более быстрыми темпами по сравнению с другими категориями лиц, не имеющих работы. Это стало новым явлением в рамках циклического развития немецкой экономики. Одновременно росло количество вакантных мест. В 2011 г. существенно увеличилась численность работников, подлежащих обязательному социальному страхованию. Более того, темпы прироста данной категории трудоустроенных были выше темпов прироста занятых в целом. Важной тенденцией стало появление новых рабочих мест во всех отраслях экономики.

Производительность труда в час на одного занятого выросла на 1,2%, при этом нетто заработная плата увеличилась на 2,2%. Прирост номинальной заработной платы составил 4,8%, что существенно превысило показатели прошлого года (+2,7%) и стало рекордным, начиная с 1992 г. Это обусловило увеличение доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств, с 2,9 до 3,3% – самый большой прирост в течение 2-х лет с начала 90-х гг. прошлого века (в 2012 г. согласно прогнозам он не-сколько снизится – до 3%). Данный фактор стал решающим для развития покупательной способности населения и укрепления его доверия к экономической ситуации внутри страны.

Очевидно, что наряду с благоприятной внутренней конъюн-ктурой, позитивные процессы на рынке труда были обусловле-ны влиянием реформ, начатых Герхардом Шрёдером в рамках программы «Агенда-2010» ещё в 2003 г.

В прошлом году коалиционное правительство продолжило политику по более активному вовлечению в экономику женщин, граждан пожилого возраста, малоквалифицированной ра-бочей силы и граждан с миграционным фоном. Примечательным фактом стала подготовка Министерством внутренних дел и пу-бликация осенью 2011 г. доклада, содержащего анализ ситуации в области демографического развития немецкого общества[23]. В нём не только уточнены положения, содержащиеся в прежних исследованиях, но и обращено внимание на ряд новых вызовов. Вот уже 40 лет средний уровень рождаемости в ФРГ не превы-шает 1,4 ребёнка, в то время как в Европе он равен 1,7. После-довательно растёт продолжительность жизни и, соответственно, доля пожилых граждан в возрастной структуре. За последнее десятилетие доля трудоспособного населения существенного со-кратилась, а доля граждан пенсионного возраста возросла. Общество становится всё более гетерогенным – растёт число граждан не немецкого происхождения.

Для более эффективного решения долгосрочных задач по улучшению ситуации на рынке труда правительство начало раз-работку ряда основополагающих документов. Ведущую роль среди них играет стратегия демографического развития страны (планировалась к обнародованию весной 2012 г.), учитывающая положения упомянутого доклада о демографической ситуации, а также разработанного ранее специального плана действий в этой сфере для восточногерманских земель.

Если в 2001 г., когда экономика находилась на подъёме, чи-сло безработных и вакантных мест было примерно равно, то в 2011 г. их количество было уже на миллион меньше при одновременном сокращении предложений на рынке труда. Это свидетельствует о постепенном сглаживании структурных диспро-порций, хотя эта проблема остаётся актуальной и её решением предстоит заниматься и будущим федеральным правительствам. Так, согласно данным опроса, проведённого Немецкой торгово-промышленной палатой, около трети предприятий осенью 2011 г. не могли в краткосрочный период заполнить существующие вакансии. По оценкам её экспертов, речь шла приблизительно о 1,3 млн рабочих мест. Институт немецкой экономики в Кёльне провёл исследование, посвящённое ситуации с высококвалифи-цированными специалистами, занятыми в области математики, информатики, естественных наук и техники[24]. Учёные пришли к выводу, что по состоянию на октябрь 2011 г. в этих сферах ва-кантными были 239 тыс. рабочих мест. Одновременно около 74 тыс. человек искало работу по специальностям этих 4-х направлений[25]. В целом наибольший дефицит кадров существует по та-ким специальностям, как инженеры, специалисты по информационным технологиям, высококвалифицированные специалисты в отрасли металлообработки и электротехники, воспитатели и няни, сиделки, специалисты в области логистики и гостинично-го хозяйства. Вышеупомянутое консалтинговое агентство «Pro-gnos» подсчитало, что без целенаправленных мер привлечения специалистов из-за рубежа уже в 2015 г. дефицит на рынке тру-да Германии составит 3 млн человек, а в 2030 г. – 5 млн[26].

Летом 2011 г. правительство презентовало концептуальный план по преодолению существующего дефицита высококвалифицированной рабочей силы. В его рамках особое место отводится малому и среднему бизнесу, вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации (особенно на уровне отдельных регионов), а также вопросам привлечения специали-стов из других стран. Продолжено совершенствование инструментов, используемых на рынке труда – с одной стороны, сокращается их число, с другой стороны, повышается их качество и эффективность. В первую очередь, это касается деятельности соответствующих региональных структур и центров занятости, а также нормативных механизмов, регулирующих продолжительность рабочего дня и частичную занятость. Одновременно нерешёнными остаются вопросы в области регулирования рын-ка рабочей силы, в том числе минимального уровня оплаты тру-да и сдерживания роста заработной платы[27].

В 2011 г. своё развитие получила обозначившаяся в 2010 г. тенденция сокращения сальдо уехавших и приехавших граждан в пользу мигрантов. Этому способствовало вступление в силу с 1 мая разрешения на работу в Германии для граждан восьми стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 г. (балтийские государства, Польша, Словения, Словакия, Чехия и Венгрия). Определённые послабления были сделаны для специалистов из Болгарии и Румынии. Кроме того, в начале декабря 2011 г. правительство предложило законопроект (планировался к принятию летом 2012 г.), в соответствии с которым порог годового оклада (до вычета налогов) для иностранных вы-сококвалифицированных специалистов, позволяющий получить разрешение на работу, должен быть снижен с 60 до 48 тыс. евро. Для наиболее дефицитных специальностей этот порог ещё ниже – 34,9 тыс.[28] Правительство также приняло закон, в со-ответствии с которым иностранные выпускники, получившие высшее и профессиональное образование в Германии, вместе с дипломом приобретают право на работу на немецком рынке (но только в том случае, если они сами находят соответствующее рабочее место).

Новое законодательное регулирование призвано способствовать дальнейшей дебюрократизации рынка, в том числе в об-ласти признания иностранных дипломов и других документов о квалификации, для того, чтобы обеспечить приток дополнитель-ной рабочей силы из других стран. Так, 1 апреля 2012 г. в Германии должен был вступить в силу «Закон об оценке и признании профессиональной квалификации, полученной за рубежом». Его действие будет распространяться на граждан не только Евросоюза, но и других государств. В рамках нового закона преду-смотрена возможность оценки квалификации на её соответствие немецким стандартам для специалистов, получивших как высшее, так и профессионально-техническое образование или про-шедших обучение на предприятиях. Важно, что будет учитываться и опыт работы по специальности. Данное нововведение в первую очередь нужно для представителей «регламентированных» профессий – именно по ним немецкое государство требует обязательного доказательства наличия необходимых квалификаций. К ним относятся врачи, ветеринары, медицинские сёстры, фармацевты, адвокаты, архитекторы, инженеры, налоговые кон-сультанты, аудиторы, учителя, воспитатели и социальные педа-гоги. Для специалистов с высшим образованием по специально-стям, не относящимся к «регламентированным» (например, фи-зики, журналисты, экономисты, информатики) процедура признания диплома не нужна – об уровне квалификации судит сам работодатель. По оценкам государственных чиновников, проце-дурой оценки квалификации могут воспользоваться около 300 тыс. мигрантов[29].

Согласно прогнозам федерального правительства, позитивные процессы на рынке труда продолжатся и в 2012 г. Ожидает-ся, что число занятых вырастет на 220 тыс. человек и тем самым можно ожидать новый рекорд в послевоенном развитии немецкого народного хозяйства. Например, по данным Мюнхенского института экономических исследований «Ifo», каждая третья немецкая фирма была намерена в первом полугодии 2012 г. рас-ширить штат сотрудников[30].



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Рекордные показатели в области занятости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекордные показатели в области занятости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)