Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новое явление – праворадикальные террористы



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Новое явление – праворадикальные террористы 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце 2011 г. всю Германию всколыхнула весть о разобла-чении преступной группировки праворадикалов, на счету кото-рой было несколько убийств и ограблений. По масштабу своей преступной деятельности и широкому резонансу в СМИ и об-ществе эту группировку можно сравнить, пожалуй, лишь с печально известной «Фракцией Красной Армии», практиковавшей левый террор в ФРГ в 1970–1980-х гг.

Первой арестованной оказалась 36-летняя Беате Цшепе, доб-ровольно сдавшаяся полиции. Она также известна как «поджигательница из Цвиккау». По данным правоохранительных орга-нов, в 1998 г. она вместе с ещё двумя неонацистами Уве Мундлосом и Уве Бенхардтом основала правоэкстремистскую группировку «Национал-социалистическое подполье» (NSU). Оба её сообщника были найдены мёртвыми 4 ноября 2011 г. в пригоро-де Айзенаха[140]. По сообщениям германской прокуратуры, на сче-ту преступников 10 убийств (8 турок, 1 грек и 1 немец-полицей-ский).

Разоблачение террористической ячейки правых радикалов в восточной Германии хронологически явилось продолжением всколыхнувшего всю Европу дела Брейвика – норвежского граж-данина, расстрелявшего в Норвегии несколько десятков человек на слёте мультикультуралистов. Немецкое общество, всегда очень щепетильно относившееся к любым проявлениям правого радикализма, стало требовать от правительства немедленных и максимально жёстких мер. Основным требованием был скорей-ший запрет Национально-демократической партии Германии. Поводом для увязки деятельности этой партии с террористической ячейкой, стала связь террористов с её бывшими активиста-ми Ральфом Вольлебеном и С. Карстеном[141]. Их арестовали в конце ноября 2011 г. по подозрению в том, что они помогали террористам в совершении их преступлений. Так, по информации полиции, Вольлебен предоставлял террористам свой автомобиль, а также, возможно, через него шли закупки оружия и взрывчатки. Однако главным аспектом в этой истории является именно то, что два подозреваемых в пособничестве террористам были активистами НДПГ – партии, которая уже давно является своего рода парией на политическом ландшафте Германии.

Насколько партийная работа Ральф Вольлебена с деятельно-стью террористов – предстоит выяснить следствию. В любом случае этот факт является одним из основных поводов для требований запрета партии. Ещё в начале 2000-х гг. Ральф Вольле-бен стал руководителем городского отделения НДПГ в городе Йена. К 2005 г. он был уже заместителем руководителя отделе-ния партии в Тюрингии и одновременно пресс-секретарём. До настоящего времени он считался одним из ведущих праворади-калов страны, несмотря на то, что ещё несколько лет назад он покинул ряды партии. Уже как независимый националист он организовывал многочисленные концерты ультраправых групп из Германии и других стран, международные съезды праворадикалов, получившие названия «Праздник народов» («Fest der Völker»), на которые съезжались ультраправые из многих стран Европы, а также из США.

Немецкая полиция считает Вольлебена одним из ключевых подозреваемых[142]. Как утверждают следователи, он помогал 3-м террористам из Цвиккау прятаться в течение первого времени после того, как они скрывались после последнего теракта, а так-же предоставил им свой автомобиль. Таким образом, речь идёт о пособничестве в организации террористического акта. Пока неясно, насколько глубоко он был вовлечён в деятельность «На-ционал-социалистического подполья» (NSU)[143].

Напомним, что в 2001–2003 гг. уже была предпринята попытка запрета НДПГ, которая, однако, закончилась провалом и только добавила популярности политическому крылу праворадикалов. Формальным поводом для попытки запрета стали высказывания некоторых руководителей партии, нарушающие нор-мы Основного закона. Однако при детальном расследовании оказалось, что более трети всех членов правления оказались платными агентами Ведомства по охране Конституции, т.е. фак-тически провокаторами. Федеральный Конституционный суд, желая отделить тех, кто нарушал закон по требованию полиции, от тех, кто делал это сознательно и добровольно, потребовал от Ведомства предоставить списки своих агентов в партии, на что последовал отказ. Руководство Ведомства по охране Конститу-ции предпочло проиграть процесс, но сохранить сеть своих аген-тов. Теперь же немецкие СМИ всё чаще задаются вопросом: а в чью пользу работали эти агенты – в пользу правоохранительных органов или праворадикалов[144].

В настоящее время в прессу просочились сведения о том, что Ведомство уже давно наблюдало за террористической ячей-кой. Это может быть использовано адвокатами НПД, а также дискредитировать само Ведомство. Так, при обыске в доме покончивших с собой двух тюрингских террористов сыщики обнаружили так называемые «легальные нелегальные» удостоверения личности, которыми обычно спецслужбы снабжают своих засланных в преступное подполье тайных агентов. Как они смо-гли получить эти документы – через третьих лиц или напрямую – от Ведомства по охране конституции – неясно. В любом случае, это – сильный удар по его престижу, тем более что несколь-ко лет назад по Германии уже прокатилась целая серия скандалов, когда выяснилось, что спецслужба была, мягко говоря, не очень разборчива при вербовке агентуры в правоэкстремистских кругах.

В интервью «Немецкой волне» эксперт по вопросам правого экстремизма, профессор берлинского Свободного университета Хайо Функе (Hajo Funke) назвал «скандальным» подход ведом-ства по охране конституции к правым радикалам. «Есть много указаний на то, – заявил он, – что Гельмут Рёвер “вёл” неонацис-та Тино Брандта, зная о том, что тот является главным стратегом “Гражданской обороны Тюрингии”. Отсюда – всего шаг к почти что пособничеству государства правоэкстремистской сцене»[145].

Единого мнения относительно роли и тактике Ведомства в работе с правыми радикалами нет. Противники запрета указывают, что до нового суда пришлось бы отозвать всех осведомителей. Во-первых, это создало бы потенциальную угрозу их жи-зни, во-вторых, Ведомство утратило бы контроль над деятельностью правых экстремистов. Сторонники запрета, в свою очередь, риторически спрашивают: а зачем нужны все эти осведомители и тайные агенты, если «Национал-социалистическое под-полье» могло почти 13 лет безнаказанно совершать преступления? Очевидно, что попытки канализировать правый экстремизм провалились. Возникает и другой вопрос: кому служат все эти двойные агенты? Ведомству по охране конституции или же они используют полученные от ведомства деньги для праворадикальной пропаганды и вербовки сообщников[146]?

Одновременно с дискуссией о допустимости и недопустимо-сти методов Ведомства по охране конституции немецкие СМИ обрушились с валом критических статей и заметок против деятельности НДПГ. Основной лейтмотив состоял в необходимости скорейшего запрета партии[147].

При этом, однако, многое говорит об успехе второго раунда запрета партии. Во-первых, провал второй попытки сильно дис-кредитирует германских правоохранителей. Во-вторых, на её запрет имеется гораздо больший «общественный заказ», чем в 2001 г. Поэтому все министры внутренних дел федеральных зе-мель и политики разного уровня говорят о необходимости тща-тельной подготовки этой кампании. Так, в конце 2011 г. прошла конференция премьер-министров федеральных земель, на кото-рой было принято решение выработана единая стратегия по за-прету партии. На конец марта 2012 г. был назначен срок сбора доказательств противоконституционной деятельности партии. Эти доказательные материалы должны будут быть переданы в Федеральный конституционный суд в Карлсруэ. По словам пре-мьер-министра Шлезвига-Гольштейна Петера Харри Карстенсе-на, «деятельность НДПГ противоречит Конституции». С ним вы-разил согласие премьер-министр Рейнланд-Пфальца Курт Бек, заявив, что его федеральная земля отозвала всех агентов из вер-хушки партии, устранив тем самым препятствие к запрету, из-за которого сорвалась попытка запрета партии в 2003 г. В бесе-де с журналистами он заявил, что теперь «условия Федерально-го конституционного суда смогут быть выполнены»[148].

Таким образом, именно связь национал-демократов с некоторыми предполагаемыми пособниками террористов из Цвиккау является основным поводом для новой попытки запрета партии. Так, председатель конференции министров внутренних дел Ло-ренц Кафье (ХДС) заявил, что оба предполагаемых пособника с партбилетами являются ещё одним подтверждением того, что необходимо инициировать процедуру запрета партии[149]. С ним выразил солидарность министр внутренних дел Мекленбурга – Передней Померании: «У этих правоэкстремистских разжигате-лей не должно более быть тёплых мест в парламентах»[150].

План мер по запрету НДПГ

План мер по запрету НДПГ достаточно широк. Это обуслов-лено юридическими сложностями подобного процесса. Чтобы понять, почему так трудно добиться запрета НДПГ, стоит загля-нуть в Основной закон Германии, где чётко прописано: «Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут создаваться свободно». Поэтому одним решением, например, Федерального канцлера, запретить какую-либо партию невозможно, даже если за это выскажутся и правительство, и подавляющее большинство депутатов парламента.

Тем не менее, возможность запрета какой-либо партии в Ос-новном законе предусмотрена: «Партии, которые стремятся, су-дя по их целям и действиям, причинить ущерб основам свобод-ного демократического строя или устранить его, либо угрожают существованию Федеративной Республики Германия, явля-ются антиконституционными. Вопрос об антиконституционности партий решает Федеральный конституционный суд»[151]. Именно в Федеральном конституционном суде застопорился процесс запрета партии в 2003 г. Следует заметить, что прецеденты запрета политических партий в ФРГ существуют. Так, в 1952 г. были последовательно запрещены Социалистическая имперская партия, в 1956 г. была запрещена коммунистическая партия Германии, в 1960 г. – отделение Германской имперской партии в Рейнланд-Пфальце. Основаниями были намерения этих партий изменить свободный демократический порядок в ФРГ. Запрет этих партий, особенно КПГ, сопровождался массовыми арестами и репрессиями против активистов, например, запрета-ми заниматься определёнными профессиями[152]. Таким образом, западногерманская демократическая модель проявляла в прошлом достаточно большую активность в борьбе с воинствующим инакомыслием.

В рамках общей кампании по борьбе с правым экстремизмом министр внутренних дел ФРГ инициировал создание смешанной комиссии по борьбе с правым экстремизмом из числа членов федерального и земельных правительств. Такая комиссия была создана 8 февраля 2012 г. Ранее, в декабре 2011 г. на конференции министров внутренних дел федеральных земель было принято решение о создании подобного органа, координи-рующего усилия по борьбе с различными проявлениями правого экстремизма. В её состав вошли ведущие эксперты, задачей ко-торых стала координация сотрудничества правоохранительных ведомств различных федеральных земель и федерации в области мониторинга и анализа деятельности правых экстремистов, в первую очередь экстремистов, склонных к насилию. Помимо этого данная комиссия должна будет заниматься следующим:

– собрать и проанализировать промежуточные результаты сбора информации, получаемой Федеральной прокуратурой, и правоохранительными органами федерации и земель;

– анализ информации, получаемой от профильных комитетов Бундестага и Ландтагов,

– реализация решений Конференции министров внутренних дел федеральных земель по оптимизации сотрудничества,

– анализ результатов деятельности рабочей группы из числа представителей министерства внутренних дел и Ведомства по охране конституции, созданной по инициативе конференции ми-нистров.

Комиссия включает в себя 4-х человек. Федеральное правительство делегировало от федерации мюнхенского адвоката про-фессора Экхарта Мюллера, а также бывшего федерального про-курора в федеральном верховном суде Бруно Йоста. Со сторо-ны земель были делегированы бывший министр внутренних дел Берлина сенатор в отставке Эрхарт Кертинг и бывший министр внутренних дел Гамбурга сенатор в отставке Хайно Вальдик. Все они являются признанными и опытными специалистами в области юстиции, уголовного права, адвокатуры и политики.

Помимо подобной комиссии 16 декабря 2011 г. начал свою работу Единый центр по борьбе с правым экстремизмом. В его состав вошли эксперты Разведывательной службы ФРГ (BND), представители полиции федеральных земель и пр. Центр объединил несколько тематических рабочих групп, занимающихся разработкой различных правых экстремистов. В рамках данного центра была создана единая информационная база, в которой будет содержаться стандартизированная информация по данным вопросам. Информация в эту базу данных будет поступать из всех силовых ведомств страны – от разведки до полиции. Это по-зволит обеспечить максимальную координацию усилий различ-ных силовых ведомств по борьбе с правым экстремизмом[153].

Другой важной вехой в борьбе с институционализированным правым экстремизмом стал запрет двух организаций – молодёжной организации «Верная Родине германская молодёжь» и «Организации помощи национальным политзаключённым и членам их семей», занимающуюся оказанием юридической и финансовой поддержки лицам, осуждённым по статьям, связан-ным с проявлениями правого экстремизма. По данным министерства внутренних дел, первая организация осуществляла ра-боту с молодыми людьми с целью «распространения народнических, расистских, националистических и национал-социали-стических взглядов в рамках якобы неполитических досуговых акций, прежде всего организации летних лагерей и путешествий». Представители правоохранительных организаций в качестве основного аргумента в пользу запрета организации приводили тот факт, что её активисты распространяли среди несовер-шеннолетних идеологию расизма и ксенофобии.

Вторая организация, по мнению МВД, вела активную борьбу против свободного демократического порядка, отвергая идею демократического правового государства, а также обеляя нацио-нал-социализм. Оно также способствовало усилению радикали-зации рядов неонацистов, помогая юридически и финансово от-дельным находящимся в заключении правым экстремистам. 21 сентября 2011 г. деятельность объединения была запрещена, од-нако, в конце года руководство объединения подало апелляцию в Федеральный административный суд. По всей вероятности в свете текущего политического момента апелляция будет откло-нена.

Что касается стремления запретить НПГД, то тут с подобными требованиями в одном строю выступили политики, масс-медиа, широкие круги общественности, представители христианских конфессий, еврейской общины и пр. Так, министр внут-ренних дел Баварии заявил, что в будущем он не потерпит её ус-пехов на выборах, подобных успехам в Саксонии. Кстати, имен-но правительство Баварии одним из первых выступило с инициативой очередной попытки запрета партии. В свою очередь, министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих на конферен-ции премьер-министров федеральных земель 22 марта 2012 г. представил детальный юридический план запрета НДПГ, своего рода «каталог юридических требований». На этой конференции были обнародованы критерии для сбора материала, необходимо-го для запрета партии. После конференции власти страны соби-раются начать сбор информации для процедуры запрета НДПГ. Основной повод для этого власти страны видят в деятельности неонацистской группировки NSU. По словам Фридриха, «если в ходе дальнейшего расследования выяснится, что группировка NSU представляла собой нечто вроде военизированного подраз-деления НДПГ, дело с запретом партии пойдёт быстро». Одновременно он видит опасность в том, что процесс может затянуться, если будут собраны только доказательства о косвенной, идеологической связи руководства партии с террористами из Цвиккау[154].

22 марта 2012 г. в Бундесрате прошла специальная конференция министров внутренних дел, посвящённая перспективам успеха процедуры запрета национал-демократов. На основе от-чёта, предоставленного специальной рабочей группой, минист-ры внутренних дел федеральных земель ознакомились с формальными юридическими требованиями к процедуре запрета. Было принято решение отозвать с ведущих позиций в партии всех информаторов Ведомства по защите конституции. Помимо этого было принято решение назначить 6-месячный срок для сбора доказательств антиконституционной деятельности НПД. Ориентировочно в декабре 2012 г. на очередной конференции министров внутренних дел будет принято решение о том, будет ли успешной подача соответствующей заявки в Федеральный конституционный суд[155].

Министр иностранных дел Фридрих следующим образом оценил итоги конференции: «НДПГ является антиконституционной партией. Мы хотим успешной процедуры запрета партии, поэтому нам теперь необходимо собрать материал и увидеть, существуют ли основательные доказательства агрессивно-воинствующей позиции НДПГ. Я хотел бы подчеркнуть, что мы примем решение только в свете сбора материала и на основе представленного сегодня каталога критериев, будет ли вооб-ще реализована новая процедура запрета. Мы не можем позволить себе неудачу. Поэтому теперь требуется время для щепетильности и рассудочности»[156]. Фридрих планирует начать юри-дическую процедуру сбора доказательств противозаконной дея-тельности партии в конце мая 2012 г. Одновременно он отметил важность наблюдения за процессом «очищения НДПГ» от информаторов, чтобы было легче определить, что из активистов партии занимается противоправной деятельностью под прикры-тием, а кто – из идеологических соображений[157].

Помимо комиссии по надзору за деятельностью правоохранительных органов в деле расследования преступлений террористов из Цвиккау в Бундестаге и в Ландтаге Тюрингии также были созданы свои следственные комиссии, занимающиеся этим делом.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Новое явление – праворадикальные террористы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новое явление – праворадикальные террористы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)