Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий



2019-12-29 379 Обсуждений (0)
Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Информационные системы и технологии управления в строительстве»

 

                                              

Конспект лекций

По дисциплине

« Основы теории управления и логистики »

Для студентов специальности направления подготовки 09.03.02

«Информационные системы и технологии»

 

 

Москва 2018 г.

 

           В конспекте изложены основные понятия о теории управления строительством, особенности строительства как объекта управления, методологические основы управления строительством. Приводятся основные этапы развития управленческих взглядов с древнейших времен до наших дней. Подробно рассмотрены базовые функции управления строительством.

 

 

Оглавление

Раздел 1. Управление и его роль в современном производстве. 7

1.1. Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий 7

1.2. Первоочередные задачи управления предприятиями. 9

1.3. Предмет и объект науки управления. 10

1.4. Методы науки управления. 12

Раздел 2. Особенности строительства как объекта управления. 13

2.1. Строительство, как отрасль материального производства, и его отличительные черты. 13

2.1. Сущность строительного рынка и его особенности. 18

2.2. Управление строительством и вычислительная техника. 21

Раздел 3. Развитие управленческих взглядов. 22

3.1. Классическая школа управления. 22

3.2. Анри Файоль и принципы административного управления. 24

3.3. Школа "человеческих отношений". 25

3.4. Теории мотиваций.. 26

3.5. "Эмпирическое" направление в менеджменте. 27

3.6. Системы и системный подход. 28

3.7. Ситуационный подход к управлению.. 29

3.8. Процессный подход. 29

Раздел 4. Методологические основы управления. 30

4.1. Кибернетика – наука об общих закономерностях управления. 30

4.2. Понятие о системе. 33

4.3. Классификация систем.. 34

4.4.Основные свойства организационных систем.. 35

4.5. Характерные особенности управляемых систем.. 39

4.6 Структура управляющей и управляемой подсистем.. 42

4.7 Закон необходимого разнообразия. 46

4.8 Особенности процесса управления. 47

Раздел 5. Закономерности и принципы управления. 49

5.1 Понятие закономерностей и принципов управления. 49

5.2 Закономерности управления. 50

5.3 Принципы управления. 54

Раздел 6. Способы строительства и его участники. 59

6.1 Способы строительства и его участники.. 59

6.1.1. Хозяйственный способ строительства. 60

6.1.2. Подрядный способ строительства. 60

6.2. Участники строительства. 61

6.3. Функции и назначение девелоперских компаний.. 63

Раздел 7. Функции управления. 67

7.1.Понятие и значение функций управления. 67

7.2. Общие функции управления. 69

7.3.Контроль как функция управления. 71

Раздел 8. Общие функции, выделяемые на этапах цикла управления и продолжительности. 72

8.1. Планирование строительства. 72

8.2.Функция регулирования. 75

8.3. Функция анализа и активизации.. 75

Раздел 9. Специальные функции управления. 77

9.1. Состав и назначение специальных функций управления. 77

9.2. Функции метауправления. 79

Раздел 10. Контроллинг как инструмент управления предприятием.. 81

10.1. Сущность, задачи и функции контроллинга. Причины возникновения контроллинга 81

10.2. Виды контроллинга. Сущность стратегического и оперативного контроллинга. 83

10.3. Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии 84

Раздел 11. Подрядные торги. 85

11.1. Классификация торгов. 85

11.2. Функции участников торгов. 87

11.3. Порядок проведения подрядных торгов. 88

11.3.1. Организационная подготовка. 88

11.3.2. Разработка тендерной документации.. 89

11.3.3. Разработка оферты претендентом.. 89

11.3.4. Приемка и регистрация оферт. 91

11.3.5. Процедура торгов. 91

11.3.6. Утверждение результатов торгов. 93

Раздел 12. Договорные отношения между участниками строительства. 94

12.1. Основные понятия, требования, предъявляемые к контрактам.. 94

12.2. Классификация контрактов. 94

Раздел 13. Управление проектами. 102

13.1 Основы управления проектами.. 102

13.2.Классификация типов проектов. 104

13.3.Организационные структуры управления проектами.. 108

Раздел 14. Методы и стиль управления в строительстве. 109

14.1. Понятие о методах управления. 109

14.2. Стиль управления и его разновидности.. 111

14.3. Основные черты стиля управления. 112

14.4. Типичные недостатки стилей управления. 113

15. Информационные технологии управления, имеющиеся статус стандартов де-факто. 114

15.1. Планирование потребности в материалах (МRР I) 114

15.2. Планирование потребности в производственных мощностях (СRР) 116

15.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (СL МRР) 117

15.4. Планирование ресурсов производства (МRР II) 118

15.5. Производство на мировом уровне (WСМ) 120

15.6. Планирование ресурсов предприятия (ЕRР) 120

15.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (ЕRРII) 121

15.8. Менеджмент как сотрудничество (МВС) 122

15.9. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием.. 123

15.9.1 Управление эффективностью бизнеса (ВРМ) 123

15.9.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (ВРI) 124

15.9.3. Система сбалансированных показателей (ВSС) эффективности.. 127

Литература. 132

 

 

 

Раздел 1. Управление и его роль в современном производстве.

Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий

Задачей науки управления производством являются разработка и совершенствование механизма отношений управления производством, а также оказание помощи практикам находить пути и способы решения конкретных задач, возникающих в процессе управления. Теория управления является синтетической наукой и включает:

- Методологию и теорию управления производством;

- Организацию построения объекта и субъекта управления производством;

- Методы формирования управляющих воздействий;

- Процесс управления;

- Система организации труда в управляющей системе.

Без знания методологии и теории управления трудно правильно подойти к построению управляющей системы и применению методов управления, выявлению соответствующих мер воздействия.

Рубеж ХХ и ХХI века оказался чрезвычайно трудным для России, осуществляющей сложнейший переход от одной общественной формации к другой. Страна, несмотря на огромные человеческие и природные ресурсы, переживает беспрецедентный системный кризис, в том числе и в управлении.

Вместе с тем современный этап развития российских предприятий характеризуется и рядом позитивных изменений, главным из которых следует считать стремление их улучшить свои производственно-экономические показатели за счет реформирования систем организации и управления. Предприятия под действием изменения спроса на продукцию (услуги), методы их производства и обслуживания сталкиваются с необходимостью радикального изменения своих структур и функций в форме их слияния перераспределения и выделения, а также изменения методов функционирования для решения проблемы выживания и повышения эффективности своей работы.

Анализ показывает, что более 90% российских предприятий имеют большие резервы и, используя их, могут самостоятельно (без внешних инвестиций) повысить свою эффективность не менее чем на 20-30%. Этого достаточно, чтобы вывести предприятие из банкротного состояния в конкурентоспособное, чтобы удвоить прибыль и зарплату, чтобы предотвратить негативные тенденции в российской экономике. Чтобы получить такие результаты необходимо знать теорию и практику управления и уметь эффективно управлять предприятием.

Для современных предприятий характерны следующие изменения:

¾ Изменение отношений собственности:

­ разгосударствление предприятий и организаций;

­ акционирование;

­ приватизация (переход к коллективным и частным формам собственности)

¾ Изменение рынка, переход от хронического дефицита к относительному балансу предложений, необходимость изучения рынка, прогноза и динамики его изменений;

¾ Изменение организационных форм предприятий, соответствующих принятым формам собственности и стратегии развития организации, основанной на проведении маркетинга;

¾ Выработка концепции развития организации, определение целей, продукции и услуг, видов деятельности;

¾ Изменение производственной системы на основе маркетинга, стратегии развития, оценки возможностей, изменения производственной структуры, технологии и др.;

¾ Изменение системы управления, адекватной новым целям, задачам, требованиям, возможностям;

¾ Применение соответствующих методов и средств управления.

К основным факторам, в наибольшей степени способствующим росту сложности управленческих задач в современ­ных условиях, можно отнести следующие:

1. Постоянный и ускоренный рост номенклатуры изделий, возникновение новых видов производств. За каждые три-четыре года номенклатура производимых изделий увеличивается примерно в два раза, и этот рост имеет тенденцию ускоряться. Например, легковой автомобиль "Мерседес-Бенц" насчитывает сегодня около одного миллиона деталей, в то время как его предшественник 60-х годов состоял не более чем из двадцати тысяч. Этот рост мы наблюдаем повсеместно во всех отраслях производственной деятельности. Но чтобы наладить производство каждого нового вида изделий, необходимо решать комплекс управленческих задач: изучать рынки и определять потребность в изделиях, привлекать инвестиции для реконструкции или строительства предприятий, находить источники обеспечения производства материально-техническими ресурсами, устанавливать определенные отношения с поставщиками, изыскивать рынки сбыта для реализации продукции и т.д.

2. Быстрое увеличение сложности выпускаемых изделий и сложности технологии их производства. Многие изделия (особенно изделия новой техники) собираются на сборочных линиях из различных комплектующих деталей, вбирающих в себя научно-технические достижения в самых разных областях. При этом чаше всего эти детали производятся на различных, но связанных между собой предприятиях, поэтому растет сложность координации их деятельности. Современная технология основана на применении более сложных машин, станков, оборудования, в которых широко используется электроника и автоматика. Таким образом, с одной стороны постоянно повышается сложность изделий и технологий их изготовления, а с другой - увеличивается количество связей как между предприятиями и организациями, так и между внутренними их структурами.

3. Ускорение сменяемости выпускаемых изделий. Научно-технический прогресс приводит к уско­рению физического и особенно морального износа изделий. Происходит постоянное совершенствование и обновление продукции. Появляются новые, более привлекательные товары, вынуждающие людей расставаться со старыми, еще вполне годными предметами и приобретать новые. Но каждая замена производства одного изделия другим требует, естественно, решения многих управленческих задач.

4. Влияние окружающего мира. Еще каких-нибудь 50 лет назад предприятие рассматривалось как замкнутая организация, состоящая из ряда внутренних структур, а вопросы управления изучались главным образом в рамках его внутренней деятельности. Сегодня взгляд на предприятие как на объект управления коренным образом изменился. Оказалось, что деятельность предприятия нельзя рассматривать изолированно от окружающего мира. На предприятие стали смотреть не как на замкнутую, а, наоборот, на открытую систему, тысячами нитей связанную с окружающим его миром. Государственные органы, местные власти, соисполнители в рамках кооперации, поставщики, потребители, конкуренты, законы и нормативные акты, новые технологии, состояние экономики в целом, политическая ситуация, традиции и нравы местного населения - вот перечень только некоторых организаций и факторов, прямо или косвенно воздействующих на деятельность предприятия. С точки зрения современных взглядов на управление предприятие стали рассматривать вообще как органическую часть окружающей его среды. Другими словами, всегда есть более крупная и сложная система, состоящая из многих элементов, одним из которых и является рассматриваемое предприятие. Все эти элементы взаимосвязаны между собой множеством разнообразных связей, которые необходимо учитывать в процессе управления. Отсюда ясно, что вовлечение окружающей среды в сферу управления способствует резкому его усложнению.

5. Непрерывный рост объемов информации. Указанные выше факторы воздействуют на систему управления посредством информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Между окружающей средой и предприятием, а также внутри самого предприятия образуются информационные потоки, несущие с собой те или иные сведения, касающиеся, так или иначе, деятельности предприятия. Чем большим количеством связей предприятие связано с внешним миром и чем больше связей между его внутренними структурами, тем больше возрастает количество информации, которую необходимо перерабатывать в процессе управления. А это и означает рост сложности управленческой деятельности.

6. Возникновение принципиально новых задач управления, порождаемых научно-техническим прогрессом. К ним в первую очередь можно отнести задачи оптимального использования ресурсов, в результате решения которых появляется возможность составлять графики выполнения строительных процессов с минимальной потребностью в ресурсах. Или транспортная задача, решение которой дает такую схему перевозок строительных грузов, при которой транспортные расходы сводятся к минимуму. Особенностью такого рода задач является то, что они стали возникать в результате развития научно-технического прогресса как его следствие. Но вместе с возникновением новых задач в процессе развития научно-технического прогресса создаются и методы их решения. Многие из этих задач раньше не возникали вообще, а для тех, что возникали, в то время не было еще методов решения. Сегодня решение таких задач позволяет принимать наилучшие управленческие решения, но в, то же время приводит, естественно, к усложнению процессов.

  1.2. Первоочередные задачи управления предприятиями.

В настоящее время предприятия и организации, работающие в условиях рыночной экономики должны удовлетворять соответствующим требованиям.  Предприятия должны обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, Жизненный цикл продукции сегодня стал как никогда коротким, разнообразие ассортимента изделий выше. Поэтому производство, направленное на выпуск массовой продукции, не способное постоянно приспосабливаться к запросам реальных, часто даже небольших групп потребителей, сегодня обречено на банкротство. Процессы, происходящие в рыночной экономике, определяются не единым планом, а правом свободы деятельности каждого субъекта собственности, на смену вертикальным отраслевым связям приходят горизонтальные. Рынок сталкивает интересы предпринимателей, заставляет их постоянно рисковать, пересматривать даже самые удачные прошлые решения, В этих условиях предприятия должны уметь прогнозировать и своевременно производить изменения в структуре своего капитала, чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Поскольку успех на рынке определяется потребителем, изготовитель вынужден и заинтересован в производстве такой продукции, которая наилучшим образом сочетала бы, с одной стороны, затраты на ее изготовление, а с другой - цену и затраты потребителя на эксплуатацию и использование данной продукции. Технология производства усложнилась настолько, что сегодня требуются совершенно новые формы организации и управления производством, Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. В рыночной экономике каждый субъект хозяйствования стремится получить большую и устойчивую прибыль. Для этого необходимо производить продукцию, обладающую высокими потребительскими свойствами. С учетом этого может измениться объем ее реализации, цена продукции и репутация предприятия на рынке. В этих условиях нельзя ограничиваться выпуском хорошей продукции, необходимо заботиться об организации ее послепродажного обслуживания, о предоставлении в высшей степени индивидуальных в своих запросах потребителям дополнительных фирменных услуг. В современных условиях, самой главной для множества предприятий является не проблема снижения издержек производства и цен на свою продукцию, с тем, чтобы дать потребителю товар подешевле и прежнего качества, а способность обеспечить потребителя товаром более высокого качества, в соответствии с возрастающими потребностями потребителей. Причем надо заранее знать, какие именно свойства продукции интересуют потребителя в пер­вую очередь. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже по давно известным изделиям, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объема продаж и доходов.

Резко изменилась структура издержек производства. Все более возрастает доля издержек, связанная с реализацией продукции. Самостоятельной проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, следует больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов (как на самом предприятии, так и на складах оптовых фирм), добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю. В сущности, запасы готовой продукции в любом виде лишь маскируют плохое управление производством. Сегодня у нас предприятия слабо готовы к работе в новых условиях.

Возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов ограничены. Большинство предприятий самостоятельно должны изыскивать материальные и денежные ресурсы на рынках и решать сложные проблемы, которые стоят перед предприятием.



2019-12-29 379 Обсуждений (0)
Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи науки управления и факторы, влияющие на деятельность предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)