Сущность строительного рынка и его особенности.
Понятие рынка со временем менялось. Возникли посредники между производителями и покупателями. Развитие средств связи, телевидения, создание всемирной сети Интернет привели к тому, что в любой момент времени можно получить информацию о производителе и его товарах. Под рынком стали понимать не обязательно какое-то место, где встречаются продавцы и покупатели, хотя такое узкое понимание рынка тоже сохранилось (например, центральный городской рынок). Сегодня под рынком понимают всю сферу взаимодействия производителей, продавцов и покупателей. Отношения, которые складываются между участниками рынка, называют рыночными отношениями или отношениями купли-продажи. Во второй половине ХХ века изучение этих отношений стало важнейшей сферой управленческой деятельности, получившей название маркетинга. Рыночные отношения строятся на основе спроса, предложения и цены. Спрос - это подкрепленное наличием денег желание покупателя приобрести данный товар. Уровень спроса зависит от цены на товар и его качества, а также от таких факторов как мода, реклама, состоятельность покупателя и т. д. Между ценой товара и спросом существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. С другой стороны, продавец стремится продать товар по более высокой цене. Чем выше цена, тем больше товара он будет стремиться произвести и продать, т. е. увеличить предложение. Между ценой и предложением устанавливается соотношение: чем выше цена, тем больше предложение данного товара на рынке тем больше производителей будут стремиться его производить. Это происходит, пока спрос превышает предложение. Когда предложение достигает уровня спроса и покупатель перестает платить более высокую цену, цена предложения уравнивается с ценой спроса. Дальнейшие повышение цены и рост предложения производителю уже невыгодны, так как товар не будет находить спроса, и производитель может обанкротиться. Наступает равновесие между предложением и спросом. Очевидно, производитель будет стремиться к тому, чтобы расходы на производство товара были меньше, чем у других производителей. Это ему нужно, чтобы получить больше прибыли и, кроме того, быть готовым к ситуации, когда цена на товар снизится. Поэтому он будет находить более современные и дешевые способы производства, стремясь использовать новейшие достижения науки и техники, а также добиваясь сокращения непроизводительных затрат. В противном случае его опередят другие производители, товар которых может оказаться дешевле, а качество выше. Другими словами, возникает конкуренция между товаропроизводителями. Такова природа рыночного механизма и конкуренции как мощного его двигателя. Развитие рыночных отношений ведет к разнообразию рынков. Есть рынки товаров, услуг, рабочей силы, денег, ценных бумаг. Территориально рынки могут быть местными, национальными и даже мировыми. Рынок обычно состоит из сегментов и ниш. Сегмент рынка - это часть рынка, включающая в себя определенную группу потребителей имеющих схожие потребности и запросы. Например, сегмент элитных особняков на рынке элитного жилья. Ниша на рынке - небольшая доля рынка или сегмента, не вызывающая особого интереса крупных конкурентов. Например, торговля шурупами, гвоздями, другой мелкой скобянкой. Среди рынков товаров и услуг идет также формирование строительного рынка. Как было показано выше, строительство имеет особенности, которые существенно влияют на характер управления в этой отрасли. Эти же особенности накладывают свой отпечаток и на рыночные отношения в строительстве. Прежде всего, следует сказать о своеобразии проявления в строительстве законов рыночной экономики, т. е. законов стоимости, спроса и предложения. Согласно закону стоимости производство и обмен товаров происходят в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Но поскольку продолжительность создания строительной продукции, в отличие от промышленной, может составлять годы, то возникает необходимость в промежуточных оплатах отдельных частей возводимого строительного объекта. Но эти отдельные части или стадии строительства не являются конечным товаром, поэтому для определения их стоимости приходится использовать многочисленные нормативы производственных затрат. Конечная же стоимость готового строительного объекта как товара, диктуемая общественно необходимыми затратами труда и проявляемая в результате строительства многих аналогичных объектов, формируется на протяжении десятков лет. Поэтому цена строительной продукции определяется не после ее выпуска, как это имеет место в промышленности, а до начала строительства путем составления смет и заключения контракта между заказчиком (т. е. покупателем строительной продукции) и подрядной строительной организацией. За период строительства может произойти рост цен на строительные материалы, электроэнергию, эксплуатацию строительных машин по сравнению с первоначально планируемыми ценами, может также возрасти заработная плата, поэтому фактическая стоимость строительства может превысить плановую. Отсюда необходимость дополнительных согласований удорожания строительства с заказчиками. Спрос на строительную продукцию также имеет существенные отличительные особенности. Если речь идет о спросе на промышленные объекты, то его уровень зависит, прежде всего, от спроса на те товары, которые будут производиться на будущих предприятиях. Другими словами, на рынке только рост спроса на какие-либо товары может вызвать соответствующий рост спроса на промышленные объекты. Промышленные предприятия не создаются просто для продажи, обезличенно, подобно, например, автомобилям. Их строительство всегда кто-то заказывает. Поэтому различают первичный и вторичный рынки недвижимости. На первичном рынке фигурируют новые строительные объекты, впервые построенные строителями. На вторичном рынке объектами купли-продажи являются уже действующие предприятия, электростанции, кинотеатры, жилые дома, гостиницы и т. д. На этом рынке строители уже не участвуют, поэтому предметом нашего рассмотрения с точки зрения управления строительством являются только первичные рынки. Поскольку спрос и предложение взаимозависимы, то особенности спроса на промышленные объекты отражаются и на предложении. Предложение промышленных предприятий как товара имеет место на вторичном рынке недвижимости. На первичном же рынке можно говорить скорее о предложении намерений в строительстве, подкрепленных характеристикой возможностей строительной организации осуществить это строительство. Как правило, строительство промышленных предприятий и других комплексов под силу только крупным специализированным строительным объединениям, выступающим в качестве юридических лиц. Сказанное в известной мере можно отнести и к объектам транспортного, энергетического, общественного, культурного и иного назначения. Непосредственно для продажи, т. е. обезличенно строят небольшие объекты: гаражи, ремонтные мастерские, магазины, закусочные, дачи и другие, которые и предлагаются на первичном рынке недвижимости. Такие объекты могут строить как юридические, так и физические лица. В жилищном строительстве сформировался самостоятельный первичный рынок жилья, который обладает рядом отличительных особенностей, влияющих на функции и характер управленческой деятельности в этой отрасли строительства. Жилье - это исключительный товар, цена которого зависит не только от общественно необходимых затрат труда, но и других характеристик его ценности. Например, цена квартиры в центре города значительно выше, чем аналогичной квартиры на окраине. На окраинах в зависимости от состояния окружающей среды и даже вида из окон и их обращенности к солнцу цена квартиры тоже может быть разной. Точно также цена квартиры, скажем, в г. Москве в несколько раз превышает цену такой же квартиры в других городах, хотя общественно необходимые затраты труда на их строительство могут быть одинаковыми. Поэтому выбор места строительства жилья с коммерческой точки зрения имеет существенное значение. Спрос на жилье имеет более устойчивый характер, чем на промышленные товары, которые больше подвержены физическому и моральному износу, влиянию моды и различных новшеств. Отсюда устойчивый характер предложения жилых объектов и помещений на рынке жилья. Огромное разнообразие жилых домов - от садового или сельского домика до высотного жилого комплекса - позволяет участвовать в жилищном строительстве самым различным исполнителям, начиная от индивидуальных застройщиков и кончая крупными подрядными строительными компаниями, т.е. как малым и средним предпринимателям, так и крупному бизнесу. В настоящее время на первичном рынке жилья сложились две формы купли-продажи. Первую форму используют строительные организации, не имеющие достаточных оборотных средств. В этом случае жилье строится за счет предварительно вносимых средств покупателей в соответствии с заключенными с ними договорами, а также за счет банковских кредитов. Вторая форма имеет место, когда строительные организации, располагая достаточными оборотными средствами, строят дома за счет собственных средств и выставляют жилье для продажи на рынок. Жилые дома раз и навсегда закрепляются на одном и том же месте, поэтому они, разумеется, не могут доставляться на товарные биржи или оптовые базы, как это происходит с промышленными товарами. Если промышленные товары могут доставляться и реализовываться в любых регионах страны и за рубежом, то к жилым объектам как к товару проявляет интерес в основном местное население, т. е. границы рынка жилья ограничены территорией того или иного региона. Существенную роль на первичном рынке жилья играют собственники земли, в качестве которых чаще всего выступают местные органы власти, а также юридические и физические лица. От сложившихся в данном регионе отношений между собственниками земли и предпринимателями в сфере строительства во многом зависит развитие первичного рынка жилья. Значительное влияние на рынок жилья оказывает также платежеспособность населения. Следует отметить, что значительная часть населения, нуждающаяся в жилье, имеет низкие доходы и поэтому не может быть участником рынка жилья. Эту часть населения можно обеспечить жильем, предоставляя ей специальные кредиты. Здесь требуется государственное регулирование кредитной системы: например, в виде ипотеки (от греч. hypotheke - залог, заклад). Ипотечные кредиты представляются гражданам для строительства жилья специально создаваемыми ипотечными банками под залог недвижимого имущества.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |