Предмет и объект науки управления
Управление строительством – это наука, исследующая систему управленческих отношений, выявляющая закономерности развития этих отношений, формирующая принципы и методы управленческой деятельности в производстве. Управленческая деятельность является особым видом деятельности, связанная с процессом управления призванным ответить на вопросы: «Что делать», «Когда делать» и «В каком порядке делать» для осуществления управления (достижения поставленной цели). Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления. Механизм управления это та среда, в которой осуществляется управленческая деятельность. Этой средой для управления является система управления и техника управления. Понятие механизма управления вполне конкретно и требует ответа на вопросы «Где делать», «Кому делать» и «Чем делать»? для осуществления управления. Итак, управление мы будем рассматривать двояко: как процесс управления организацией - управленческая деятельность и как механизм управления. Процесс управления и механизм управления должны соответствовать друг другу и цели управления как виду деятельности. Всякая наука имеет свой объект, предмет и метод. Объект науки управления – сама строительная отрасль как одна из отраслей материального производства, призванная удовлетворять потребности общества в строительной продукции. Однако строительство представляет объект изучения многих дисциплин: экономики, организации, технологии строительства и др. каждая из которых имеет свой предмет. Предметом изучения науки управления строительством являются отношения управления в строительной отрасли. Отношения управления, т е. отношения, складывающиеся между коллективами и отдельными людьми в процессе управления, играют важную роль в системе общественных отношений. Отношения управления подразделяются на следующие организационные виды: во-первых, отношения между управляющей и управляемой системами, т. е. между субъектом и объектом; во-вторых, отношения управления складываются внутри самой управляющей системы: а) между ступенями управления. Например, отношения между аппаратом управления участками, цехами, предприятиями, производственными объединениями (вертикальные связи); б) между звеньями управления каждой ступени. Например, отношения между отделами строительного предприятия, т. е. горизонтальные связи; в) между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей системы. Например, отношения между планово-экономическим отделом треста и планово-экономическим отделом СУ; в-третьих, отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации); в-четвертых, отношения между руководителями и между подчиненными (отношения координации). Кроме того, отношения управления подразделяются на: а) отраслевые, т. е. отношения в пределах одной отрасли; б) территориальные, т. е. отношения в пределах, одного региона; в) межотраслевые, т. е. отношения между организациями разных отраслей промышленности; г) межрегиональные, т. е. отношения между организациями разных регионов; д) территориально-отраслевые. С позиции определенной системы отношения управления разделяются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют данную систему со стороны ее связи с другими системами, т. е. окружающей средой. Внутренние отражают собственную природу и механизм функционирования процессов, протекающих в данной системе. По характеру и числу носителей отношений управления их можно разделить на межсистемные, межличностные и смешанные отношения, а также на коллективные и индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на прямые, групповые и перекрестные. Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные. Например, простые: начальник ОТИЗа — инженер того же отдела; сложные: начальник ОТИЗа — нормировщик строительного участка. Во втором случае многие вопросы решаются уже путем не простой связи, а через руководство строительного управления. Отношения управления по характеру организационных связей можно разделить на линейные, функциональные и смешанные. По времени существования отношения управления подразделяются на: временные и постоянные. Отношения управления подразделяются по направлению и степени воздействия на объект: на непосредственные и косвенные. Непосредственные имеют преимущественно характер подчинения и выражены в форме приказа, распоряжения и т. д. Косвенные выражаются в форме совета, консультации, информации и.т.д. С целью преодоления одностороннего подхода к управлению необходимо рассматривать отношения управления комплексно, в единстве сторон, свойств, характерных особенностей. 1.4. Методы науки управления В науке управления широко используются системные методы, моделирование, математические, экспертные методы социологических исследований, эксперимент, методы формальной логики. Системные методы (системный подход, системный анализ) заключаются в рассмотрении субъекта и объекта управления как систем, т. е. целостных образований, включающих все факторы, оказывающие влияние на эффективность управления; учитывать все многообразие внутренних и внешних связей Моделирование позволяет изучать свойства подсистемы управления, управленческие отношения на моделях. Используются как физические аналоговые, так и абстрактные модели (логические, математические и др.) Математические методы (линейное, нелинейное, динамическое программирование, теория массового обслуживания, корреляционный, регрессионный и факторный анализ, теория графов и др.) дают возможность решать многие проблемы науки управления. Экспертные методы позволяют наиболее эффективно использовать опыт, знания и интуицию специалистов для решения проблем, не поддающихся исследованию с помощью математических и других методов. Социологические методы (анкетные опросы, интервью и др.) применяются для изучения межличностных отношений, интересов, удовлетворенности трудом работающих, различных негативных явлений, влияющих на эффективность управления и др. Одним из средств проверки различных теорий и предложений является управленческий эксперимент, проводимый в специально выделяемых организациях. В науке управления используются также общенаучные приемы познания формальной логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, доказательство и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |