Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка.



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа элективного курса «Что такое город и зачем он нужен?» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, выбравших биолого-географический, социально-экономический, общеобразовательный профили. Курс относится ко второму типу элективных учебных предметов, выполняющих функции «надстройки» профильного курса. Рассчитан он на 36 учебных часов.

Основной целью курса является развитие общей культуры учащихся, а конкретно, в области социальных наук. Знания, полученные при изучении курса, могут пригодиться при поступлении в ВУЗы по специальностям «География», «Туризм и бизнес», «История», «Культурология». Курс является интегрированным и реализует одну из основных задач современной географической науки – создание образа, в данном случае – образа города, так как при его изучении учащиеся знакомятся и с произведениями музыки, живописи и литературы.

Что касается степени новизны для учащихся, то программа включает блоки материалов, не содержащихся в базовых программах.

Изучению городов уделяется немного времени в курсе географии, а тема эта, по опыту автора, очень интересна современным школьникам, так как они с родителями активно путешествуют по миру. Следовательно, изучение тем курса является мотивирующим потенциалом программы.

А.И. Алексеев и В. В. Николина отводят на изучение этой темы два часа в 9 классе: «Расселение и урбанизация. Функции поселений. Городские агломерации» и «Урбанизация в России», а Ю.Н. Гладкий – один час в 10 классе («Проблемы урбанизации»). Содержание элективного курса «Что такое город и зачем он нужен?» обобщает эти знания, систематизирует и углубляет их, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

Курс не нарушает общей структуры изучения географии и истории. Он имеет краеведческую направленность, так как в его содержании целый блок занятий посвящен изучению городов Саратовской области.

Основные задачи курса:

· рассмотреть причины возникновения городов, их профессии и значение;

· выделить основные исторические типы городов;

· определить закономерности в размещении городских поселений;

· пробудить интерес и уважение к прошлому, настоящему и будущему страны, края, к познанию себя в современном мире;

· дополнить и углубить знания в области географии, истории, культурологии, экологии, используя собственный опыт.

Программа построена таким образом, что каждая следующая тема продолжает и углубляет содержание предыдущей:

· влияние географического положения городов на их функции;

· особенности ГП на функции городов Саратовской области;

· функции городов и здоровье населения.

Основой обучения является активное участие самих школьников в процессах приобретения и расширения знаний. Активно применяются следующие образовательные технологии: проектная, здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная. Курс позволяет десятиклассникам самостоятельно оценивать свою работу, видеть достоинства и недостатки.

Формы организации занятий различны: семинары, географические практикумы, экскурсии, лекции, самостоятельные работы.

Содержание курса предоставляет возможности для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.

По окончании курса учащиеся выполняют итоговые работы.

 

Учебно-тематический план.

Темы

Наименование тем

Всего

Часов

В том числе

Формы

Контроля

лекция пр. работа семинар, диспут экскурсия дел. игра, защита проектов
1. Введение 1 0,5 0,5       наблюдение, практ. работа
2. Роль географического положения города 2 1 1       беседа, практич. работа
3. Основные исторические типы городов 7 1,5 1,5 2 1 1 пр. работа, участие в семинаре, защита проекта  
4. География Зазеркалья 3 2 1       беседа, пр. раб
5. Профессии городов 14 10 1 2   1 беседа, практич. работа, участие в семина-рах
6 Города Саратовской области 6 1* 1 111 3   практич. работа участие в семинаре
7 Город и здоровье человека 1 1         беседа
8 Заключение. Защита работ 2         2 защита проекта
  Всего 36 20 4 5 4 3  

 

Содержательная часть.

Занятие 1. Тема 1. На первом занятии учащиеся разбирают понятия «город», «агломерация», «мегаполис», «мегалополис». Выясняем причины появления городов, классифицируем их по численности, определяем значение городов (как центр своего окружения), проблемы, юридические и фактические границы, пределы роста. Практическая часть – работа с картами (нанесение на контурную карту крупнейших городов мира).

Это занятие имеет следующую цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по предлагаемым выше вопросам.

Занятие 2 – 3.Тема 2. Лекция дает информацию о том, что размеры, многообразие выполняемых обязанностей, культурный, научно-технический и производственный потенциал города находятся в прямой связи с качеством его ГП. Изменение ГП ведет и к изменению значимости города.

На практической работе учащиеся обозначают на картах города с разным ГП и делают вывод: как в данном случае оно повлияло на размеры, многообразие выполняемых обязанностей, культурный, научно-технический и производственный потенциал.

Занятия 4 – 10. Тема 3.

Занятие 4 . Города Древнего мира. Первое занятие этой темы (лекция) посвящено особенностям городов Древнего мира: городам Ближнего и Среднего Востока (Мемфис, Ур, Урук, Вавилон, Фивы), Юго-Восточной Азии (Ангкор), городам Европы (Рим, Микены, Афины).

Лекция сопровождается работой учащихся в контурных картах. Для создания образов этих городов используются отрывки из художественных и документальных фильмов.

Занятие 5 носит характер семинара, тема которого посвящена древним городам России. Речь пойдет о прошлом и настоящем, о тайнах их названий, о памятниках старины, о знаменитых людях Ростова, Мурома, Рязани, Ярославле, Костроме и т. д. (в зависимости от желания учащихся)

Видеозанятие 6 «Город-патриарх» полностью посвящено Новгороду Великому: истории, значению, достопримечательностям.

Занятие 7 «Средневековые города». На лекции даем характеристику городам Европы, Азии и городам Доколумбовой эпохи (Константинополь; Венеция, Генуя – городские республики; Самарканд; Теотиуакан, Теночтитлан – ацтекские города; Паленке, Тикаль, Чичен-Ица – города майя; Наска, Вилькас – города инков). Лекция сопровождается работой в контурных картах и видеоматериалами.

Занятие 8 «Города современности. Россия – страна новых городов» – лекция с элементами практической работы: причины возникновения современных городов, особенности ГП, их функции (в том числе города – свободные экономические зоны, «закрытые» города).

Занятия 9 «Город будущего» – творческая лаборатория. Учащимся предлагается создать свой город будущего (описание, рисунок, газету, электронную презентацию и т. д.) и познакомить с ним. Для эмоциональной окраски можно использовать видеофрагменты фантастических фильмов, литературные произведения. Занятие 10 предлагается провести в музее (экспозиция «Город Энгельс: вчера, сегодня, завтра»).

Занятия 11 – 12 «Пространство идеальное и реальное» – лекции, на которых дается характеристика общих схем размещения населенных пунктов и идеальных систем расселения: теория «Центральных мест» В. Кристаллера, «Идеальное государство фон Тюнена», «Город и деревня в Европейской России» В. П. Сесёнова-Тян-Шанского.

13 занятие – практическая работа, на которой учащиеся знакомятся с правилом Ципфа и строят кривые Ципфа.

Задача. По данным статистики (таблица 1) постройте графики идеального и реального распределения городов. Сравните полученные кривые и сделайте выводы о причинах их несоответствия.

Формула Ципфа: Nr=N1: r,

где r – ранг города,

Nr – численность населения города ранга r,

N1 – численность населения самого крупного города

 

Таблица 1

Численность населения крупнейших городов различных эпох, тыс. человек /24, с. 192 – 193/

Город Численность населения
США  
Нью-Йорк 7420
Лос-Анджелес 3598
Чикаго 2802
Хьюстон 1787
Филадельфия 1436
Сан-Диего 1221
Финикс 1198
Сан-Антонио 1114
Даллас 1076
Детройт 970
Сан-Хосе 861
Сан-Франциско 745
Индианаполис 741
Эфиопия  
Аддис-Абеба 2316
Дыре-Дауа 194
Гондер 166
Назрет 147
Харэр 122
Мэкэле 119
Джимма 119
Дассэ 117
Бахир-Дар 115
Дебрезит 105
Российская империя, 1897 год  
С.-Петрбург 1265
Москва 1039
Одесса 404
Рига 282
Киев 248
Харьков 174
Тбилиси 160
Саратов 137
Казань 130

 

Занятия 14 – 15 «Российские столицы» – семинары, посвященные знакомству с Москвой и Санкт-Петербургом.

Занятия 16 – 21 – интегрированные занятия (история + география + экономика + искусство), посвященные знакомству со столицами некоторых государств: Римом («Вечный город»), Парижем («Я люблю тебя, Париж!»), Лондоном («Город туманов»), Нью-Йорком («Город вечного движения»), Лагосом («Район бедствия, принявший форму города»), Пекином – на которых лекционный материал сопровождается рассказами детей (возможно, побывавшими в этих городах).

Занятие 22 – 25продолжают знакомить учащихся (с опорой на их собственный опыт) с различными функциями городов:

· промышленные центры;

· города-порты;

· города-курорты;

· туристические центры;

· религиозные центры;

· города-ученые;

· города-крепости.

Занятие 26– практическая работа «Определение функций городов и нанесение их на карту».

Занятие 27 деловая игра (групповые проекты) «Туристическое агентство приглашает», на котором учащиеся выступают в роли экскурсоводов и приглашают слушателей в заочное путешествие по городам мира.

Занятия 28 – 33. Тема 6.

Занятие 2829 «Столица Поволжья» – лекция + виртуальное путешествие по Саратову проводится в кабинете информатики. Учащиеся, используя Internet, находят различную информацию о городе (особенности ГП, функции, достопримечательности, знаменитые люди) и составляют совместную презентацию, которую демонстрируют на интерактивной доске.

Другой вариант: первое занятие – лекция о Саратове, второе – экскурсия по городу.

Занятие 30 «Город Энгельс приглашает гостей» экскурсия по городу.

Занятие 31 – семинар «Саратовская кругосветка», на котором учащиеся знакомятся с другими городами Саратовской области (Марксом, Вольском, Калининском, Балашовом, Хвалынском): их историей, особенностями ГП, функциями, достопримечательностями, знаменитые людьми.

32 занятие продолжает предыдущее: на нем учащиеся группами выполняют практическую работу «Паспорт города Саратовской области». Работы рецензируются самими детьми.



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)