Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка.



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Представленная программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих географию, как на профильном, так и на базовом уровне.

Общепризнанным является факт, что проведение олимпиад – важная часть учебного процесса. Олимпиады позволяют выполнить целый ряд учебных и воспитательных задач. Это выявление общего кругозора учеников, проверка уровня подготовленности по предмету в целом, определение наиболее талантливых учащихся, ориентированных на углубленное изучение предмета, оживление интереса учащихся к учебному процессу. В условиях старшей, профильной школы это имеет особую значимость, т.к. в последнее время в России проводится много различных тематических олимпиад и конкурсов различного уровня, в том числе вузовские олимпиады. Победители таких олимпиад получают «пропуск» в соответствующий вуз. Широко распространены дистанционные и заочные олимпиады. Вместе с тем четко выстроенная система подготовки к олимпиадам отсутствует. Большинство учителей вынуждено заниматься этим во внеурочное время, а подобная подготовка включает, как правило, ознакомление детей с заданиями олимпиад предыдущих лет.

Целью данного курса является систематизация и оценка имеющихся у учащихся знаний по географии, помощь учителю и ученику в планомерной подготовке к олимпиадам различного уровня.

Задачи курса:

- активизировать познавательную активность учащихся;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- способствовать самоопределению учеников,

- позволить ученикам оценить свои возможности, сделать пробы, а значит, и обоснованный выбор будущей профессии или направления обучения.

Исходя из этого, содержание программы включает в себя общие представление об олимпиадном движении, разнообразии проводимых олимпиад. В программе дана классификация заданий, которые предлагаются учащимся на олимпиадах различного уровня. Систематизированы те основные понятия, умения и компетенции, которыми должны обладать учащиеся, для того, чтобы успешно проявить себя на олимпиадах и конкурсах. Систематически организованное повторение и углубление учебного материала позволит учащимся подготовиться и к экзаменам по географии, проводимым в различной форме, в том числе и ЕГЭ.

Безусловно, подобный учебный курс, предполагает значительную практическую часть, причем, это и выполнение как уже имеющихся разнообразных заданий, так и составление новых. Огромные возможности в этом плане представляет использование ИКТ и сети Интернет.

Главным итогом работы учителя и учеников по данной программе, конечно, должно стать успешное выступление на олимпиадах разного уровня, а также углубление и систематизация знаний учащихся по географии.

Система оценки достижений обучающихся предполагает наличие «контрольных точек», когда будут традиционно оценены знания и умения по разделам программы. Кроме того, в итоговой оценке, должно учитываться участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Программа рассчитана на 34 учебных часа в год.

 


Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Время изучения Виды деятельности и формы проведения занятий
1. Олимпиады по географии 1 ч Беседа
2. Информационная поддержка при подготовке к олимпиаде 1 ч Обзор литературы и интернет-сайтов, подготовленный учащимися
3. Задания олимпиад различного уровня. Первое знакомство. 1 ч Проба готовности к участию в олимпиаде, выборочное выполнение заданий олимпиад прошлых лет различного уровня.
4. Задания на знание географической номенклатуры 1 ч Тестирование на фактический уровень знания географической номенклатуры.
5. Решение заданий, на знание географической номенклатуры 1 ч Решение и составление задач типа «Властелин колец».
6. Природа Земли: главные особенности 1 ч Лекция, с использованием таблиц, карт и компьютерной презентации.
7. Задания по физической географии мира и России 2 ч Практическое занятие по разбору и самостоятельному решению задач по физической географии
8. География главных отраслей мирового хозяйства. 2 ч Лекция. Практическое занятие по составлению картосхем, характеризующих географию и уровень развития отдельных отраслей хозяйства.
9. География хозяйства России 1 ч Деловая игра. Группы учащихся готовят подробную характеристику, в том числе картографический материал, по географии отдельных отраслей хозяйства России
10. Задания по географии мирового хозяйства. 1 ч Практическое занятие по решению и составлению заданий по экономической географии.
11. Демографическая характеристика мира. 1 ч Лекция. Анализ тематических карт.
12. Население России 1 ч Презентации учащихся по разделам: «Численность и динамика населения России», «Города России», «Миграции и размещение населения», Национальный и религиозный состав населения России»
13. Задания по географии населения 1 ч Решение задач соответствующей тематики. Анализ демографических пирамид.
14 Проба готовности олимпиаде. 1 ч Выполнение олимпиадных заданий, составленных самими учащимися.
15. Задания по страноведению. 1 ч Лекция- обзор типов заданий по страноведению.
16. Образ страны 1 ч Игра- моделирование «Образ страны»
17. Решение заданий по страноведению 1 ч Решение заданий типа «Узнай страну по контуру», «Узнай страну по соседям», «Властелин колец», «Определи страну по описанию»
18. География рекордов, рекорды в географии 1 ч Работа в малых группах. Составление с помощью различных источников информации таблиц «Самые-самые»
19. Занимательные задания по географии. 1 ч Конкурс на решение географических головоломок, кроссвордов, географических детективов
20. Тесты как форма проведения географических олимпиад 1 ч Лекция-презентация
21. Решение тестовых заданий 1 ч Компьютерное тестирование с использованием заданий в сети Интернет (занятие в компьютерном классе)
22. Полевые задания очных олимпиад 1 ч Лекция. Разбор полевых заданий всероссийских и международных олимпиад
23. Работа на местности 1 ч Практическое занятие на местности по ориентированию, определению азимутов, расстояний. Маршрутная съемка. Составление простейшего плана местности
24. Карта – язык географии 1 ч Лекция-презентация. Решение заданий с использованием карты. Самостоятельная работа на составление заданий с использованием общегеографических и тематических карт. Анализ и решение составленных заданий.
25. Дистанционные олимпиады по географии 1 ч Урок-беседа об особенностях проведения и разнообразии дистанционных олимпиад
26. Дистанционные олимпиады центра «Эйдос» 1 ч Практическое занятие в компьютерном классе – знакомство с сайтом центра «Эйдос», знакомство с типами заданий ДООГ (дистанционной обучающей олимпиады по географии)
27. Задания-проекты на олимпиадах 1 ч Лекция-презентация
28. Заочные олимпиады по географии 1 ч Практическое занятие по анализу и решению заданий олимпиады.
29. Итоговое занятие 2 ч Презентация заданий для олимпиад, составленных самими учащимися
30. Школьная олимпиада по географии 2 ч  

 

Содержание программы.

1. Олимпиады по географии. (2ч)

Виды олимпиад по географии. Олимпиады школьные, районные, российские и международные. Общие и тематические олимпиады по географии. Очные, заочные и дистанционные олимпиады. Требования к участникам олимпиад различного уровня. Что дает участнику победа в олимпиаде?

Информационная поддержка подготовки к олимпиаде: литература, интернет-сайты.


2. Задания очных олимпиад. (24ч)

2.1. Знакомство с заданиями олимпиад прошедшего учебного года: районный, городской, областной и всероссийский уровень. Задания международных олимпиад

2.2. Типы заданий очных олимпиад.

Задания на знание географической номенклатуры. Задания типа «Властелин колец».

Задания по физической географии мира и России. Главные особенности рельефа, характеристики климата, почвы, природные зоны, реки и озера мира и России. Задания на выявление взаимосвязей компонентов природы.

Задания по экономической географии мира и России. Отрасли мирового хозяйства, их география. Типы заданий: география отраслей, динамика развития, особенности размещения и т.д.

Задания по географии населения. Анализ демографических пирамид. Крупнейшие города. Своеобразие национального и религиозного состава населения.

Страноведение. Образ страны. Задания типа «узнай страну по контуру», «узнай страну по описанию», «определи страну по соседям».

Выдающиеся географические объекты: физико-географические (самые высокие горы, самые длинные реки и т.п.), экономико-географические (самые большие по объемам добычи, крупнейшие предприятия отраслей и т.п.) объекты. Рекорды в области демографии, урбанизации и других сферах географии населения. Источники получения статистической информации.

Географические головоломки. Географические кроссворды. Географические детективы.

Тестовые задания – как одна из форм заданий очных олимпиад. Технология выполнения открытых и закрытых тестов.

Полевые задания очных олимпиад. Работа с компасом. Ориентирование. План местности, основы составления простейших планов.

Карта – важнейший источник географической информации. Классификация карт. Работа с общегеографическими и тематическими картами.

3. Дистанционные олимпиады по географии. (3ч)

Особенности проведения дистанционных олимпиад. Олимпиада центра «Эйдос», «Живая карта» и др. Задания дистанционных олимпиад. Выполнение проблемных заданий. Проектные задания по географии.

4. Заочные олимпиады по географии (1ч)

Олимпиада «Географическое пополнение». Анализ заданий олимпиады. Олимпиады высших учебных заведений.

5. Проба готовности к олимпиаде. Школьная олимпиада по географии. Самостоятельная подготовка заданий для олимпиады. (4ч)



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)