Пояснительная записка.
Представленная программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих географию, как на профильном, так и на базовом уровне. Общепризнанным является факт, что проведение олимпиад – важная часть учебного процесса. Олимпиады позволяют выполнить целый ряд учебных и воспитательных задач. Это выявление общего кругозора учеников, проверка уровня подготовленности по предмету в целом, определение наиболее талантливых учащихся, ориентированных на углубленное изучение предмета, оживление интереса учащихся к учебному процессу. В условиях старшей, профильной школы это имеет особую значимость, т.к. в последнее время в России проводится много различных тематических олимпиад и конкурсов различного уровня, в том числе вузовские олимпиады. Победители таких олимпиад получают «пропуск» в соответствующий вуз. Широко распространены дистанционные и заочные олимпиады. Вместе с тем четко выстроенная система подготовки к олимпиадам отсутствует. Большинство учителей вынуждено заниматься этим во внеурочное время, а подобная подготовка включает, как правило, ознакомление детей с заданиями олимпиад предыдущих лет. Целью данного курса является систематизация и оценка имеющихся у учащихся знаний по географии, помощь учителю и ученику в планомерной подготовке к олимпиадам различного уровня. Задачи курса: - активизировать познавательную активность учащихся; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся; - способствовать самоопределению учеников, - позволить ученикам оценить свои возможности, сделать пробы, а значит, и обоснованный выбор будущей профессии или направления обучения. Исходя из этого, содержание программы включает в себя общие представление об олимпиадном движении, разнообразии проводимых олимпиад. В программе дана классификация заданий, которые предлагаются учащимся на олимпиадах различного уровня. Систематизированы те основные понятия, умения и компетенции, которыми должны обладать учащиеся, для того, чтобы успешно проявить себя на олимпиадах и конкурсах. Систематически организованное повторение и углубление учебного материала позволит учащимся подготовиться и к экзаменам по географии, проводимым в различной форме, в том числе и ЕГЭ. Безусловно, подобный учебный курс, предполагает значительную практическую часть, причем, это и выполнение как уже имеющихся разнообразных заданий, так и составление новых. Огромные возможности в этом плане представляет использование ИКТ и сети Интернет. Главным итогом работы учителя и учеников по данной программе, конечно, должно стать успешное выступление на олимпиадах разного уровня, а также углубление и систематизация знаний учащихся по географии. Система оценки достижений обучающихся предполагает наличие «контрольных точек», когда будут традиционно оценены знания и умения по разделам программы. Кроме того, в итоговой оценке, должно учитываться участие в различных олимпиадах и конкурсах. Программа рассчитана на 34 учебных часа в год.
Учебно-тематический план.
Содержание программы. 1. Олимпиады по географии. (2ч) Виды олимпиад по географии. Олимпиады школьные, районные, российские и международные. Общие и тематические олимпиады по географии. Очные, заочные и дистанционные олимпиады. Требования к участникам олимпиад различного уровня. Что дает участнику победа в олимпиаде? Информационная поддержка подготовки к олимпиаде: литература, интернет-сайты. 2. Задания очных олимпиад. (24ч) 2.1. Знакомство с заданиями олимпиад прошедшего учебного года: районный, городской, областной и всероссийский уровень. Задания международных олимпиад 2.2. Типы заданий очных олимпиад. Задания на знание географической номенклатуры. Задания типа «Властелин колец». Задания по физической географии мира и России. Главные особенности рельефа, характеристики климата, почвы, природные зоны, реки и озера мира и России. Задания на выявление взаимосвязей компонентов природы. Задания по экономической географии мира и России. Отрасли мирового хозяйства, их география. Типы заданий: география отраслей, динамика развития, особенности размещения и т.д. Задания по географии населения. Анализ демографических пирамид. Крупнейшие города. Своеобразие национального и религиозного состава населения. Страноведение. Образ страны. Задания типа «узнай страну по контуру», «узнай страну по описанию», «определи страну по соседям». Выдающиеся географические объекты: физико-географические (самые высокие горы, самые длинные реки и т.п.), экономико-географические (самые большие по объемам добычи, крупнейшие предприятия отраслей и т.п.) объекты. Рекорды в области демографии, урбанизации и других сферах географии населения. Источники получения статистической информации. Географические головоломки. Географические кроссворды. Географические детективы. Тестовые задания – как одна из форм заданий очных олимпиад. Технология выполнения открытых и закрытых тестов. Полевые задания очных олимпиад. Работа с компасом. Ориентирование. План местности, основы составления простейших планов. Карта – важнейший источник географической информации. Классификация карт. Работа с общегеографическими и тематическими картами. 3. Дистанционные олимпиады по географии. (3ч) Особенности проведения дистанционных олимпиад. Олимпиада центра «Эйдос», «Живая карта» и др. Задания дистанционных олимпиад. Выполнение проблемных заданий. Проектные задания по географии. 4. Заочные олимпиады по географии (1ч) Олимпиада «Географическое пополнение». Анализ заданий олимпиады. Олимпиады высших учебных заведений. 5. Проба готовности к олимпиаде. Школьная олимпиада по географии. Самостоятельная подготовка заданий для олимпиады. (4ч)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |