Стадии развития группы
1.стадия формирования; как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы. 2.внутригрупповой конфликт; Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере). 3.обеспечение сплоченности членов группы; На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. К ф-рам сплоченности неформальной группы относятся: - Контакты и общение в нерабочее время, совместное проведение досуга; - Строгость правил инициации (чем сложнее стать членом группы, тем более сплоченной становится данная группа); - Размер группы (большие группы менее сплоченные); - Наличие внешних угроз; - Наличие успешной совместно деятельности в прошлом. 4. стадия наивысшей работоспособности и производительности; На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. 5. заключительная стадия (для временных групп). Создание на время групп д/решения конкретных задач
40 Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, связанное с различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере задач и способах их решения и т.д. Виды конфликтов: 1) скрытые и явные, 2) Реалистические (предметные) – вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические (беспредметные) – имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности. 3) По скорости протекания конфликты делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные в свою очередь могут быть остродинамичными (опасными для жизни) и динамичными (опасными для здоровья). Затяжные конфликты делятся на остростатичные (опасные для психологического состояния) и статичные (снижающие активность личности). 4) наиболее часто встречаются в организации: -Внутриличностный конфликт: когда требования организации не совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляются противоречивые требования с взаимоисключающими результатами. -Межгрупповые конфликты. Каждая организация сост из множества групп (формальных и неформальных). Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. -Межличностные конфликты – психологическое столкновение людей с разными взглядами, темпераментом, ценностями. Делятся на: горизонтальные – конфликты между сотрудниками одного уровня; и вертикальные – конфликты между руководителем и подчиненным. -Конфликт между личностью и группой – возникает чаще всего тогда, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы. Причины конфликтов: -Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. -Взаимозависимость задач. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. -Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. -Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. -Различия в манере поведения и жизненном опыте. Люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, безразличными к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений. -Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Последствия конфликта могут быть как функциональными, так и дисфункциональными. · Функциональные последствия. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными(конструктивными). Последствия: -проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. -стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущих ситуациях, которые чреваты конфликтом. -конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые, по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться. · Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей: -Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности. -Меньшая степень сотрудничества в будущем. -Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации. -Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных. -Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. -Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения. -Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы. Стадии конфликта: повышательная, кульминация (кризис), понижательная и депрессия. Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает: -прогнозирование конфликтов (представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения) -предупреждение (недопущение появления конфликта и его разрушительного влияния). -стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений; -регулирование – действия с целью смягчения, ослабления конфликта -разрешение – выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализация, оценка эф-ти действий. Способы управления конфликтной ситуацией можно разделить на две категории: 1) Структурные: -Разъяснение требований к работе (уровень результатов, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, политика, процедуры и правила) -Координарные и интеграционные механизмы (управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания) -Общеорганизационные комплексные цели. Идея, которая заложена в эти высшие цели, направит усилия всех участников на достижение общей цели. -Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей.
2) Межличностные:
-Уклонение. Один из способов разрешения конфликта – это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. -Сглаживание. Убеждение: не стоит сердиться, потому что “мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. -Принуждение. Попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. -Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. -Решение проблемы. Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. 41
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |