Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 20 В.



2020-03-18 344 Обсуждений (0)
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 20 В. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Гл методологические принципы современной науки – релятивизм (неклассическая наука) и плюрализм (постнеклассическая наука). Релятивизм неклассической науки связан с учетом соотнесенности характеристик объекта исследования к средствам и методам исследования. В классической науке объект характеризуется сам по себе, без указания на средства исследования. Д/совр науки необходимое условие объективности – описание взаимодействия объекта со средствами наблюдения. А постнеклас наука принимает во внимание еще и ценностные установки исследователя и его эпохи. Образцом реал-ии этого принципа явилась квантово-релятивистская физика. Плюрализм совр науки связан с одновр существованием нескольких равноправных объясняющих теоретических моделей.

 2. Описание связи между старой и новой теорией (принцип соответствия).

3. Возрастание роли математического аппарата (часто даже предшествует физической теории). Это увеличивает процесс теоретизации современной науки.

4. Разнообразие типов и уровней рефлексии.

5. Строится на принципах дополнительности, целостности, эволюции.

6. В постнеклассической науке все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. Это в первую очередь объекты современных биотехнологий, генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, социальные объекты.

7. Сближение естественнонаучн и гуманитарного познания в постнеклассической науке.

8. Большая роль теории нелинейных динамик в постнеклас науке. В соврестествознании лидером исследования нелинейных систем выступает синергетика - теория самоорганизации нелинейных динамических сред, задающая новое видение сложного объекта. Синергетика видит своей целью защиту нелинейного мышления по всему спектру научных изысканий, от квантовой механики до изучения истории человечества.

Основные идее, которые привели к появлению неклассической науки XX в. - открытие делимости атома (супруги Жолио-Кюри, Н. Бор), теория относительности (А. Эйнштейн), квантовая теория (Н. Бор и М. Планк), эволюционная модель Вселенной (А. Фридман).

Третья революция в математике – 20 в. Уже в 19 в. ее предпосылки – неевклидова геометрия Лобачевского, Римана. Теория множеств Кантора, ставшая фундаментом современной математики. Возник новый взгляд на математику как на науку, изучающую абстрактные свойства и отношения любого рода (раньше математика считалась наукой о количественных соотношениях между величинами). После Лобачевского аксиоматический метод распространяется на все разделы математики.

Одним из ведущих направлений в совр науке стала синергетика (Г. Хакен, Пригожин, С.П. Курдюмов) – концепция неравновесной динамики или теория самоорганизации нелинейных динамических сред в естествознании (механика жидких сред, неравновесная гидродинамика) и культуре. Некоторые исследователи науки считают, что синергетика вызывает изменение парадигмы современного естествознания и поэтому может считаться новейшей научной революцией. Синергетика задает новый способ видения сложного объекта. Если ранее его рассматривали как статичную иерархию уровней, то в синергетике сложность объекта тождественна наличию имманентного потенциала самоорганизации. Сложность – это способность к самоорганизации, усложнению своей простр-врем стр-ры на макроур-не благодаря изменениям на микроур-не.

Основной тезис синергетики: на всех уровнях бытия именно неравновесность выступает условием и источником возникновения порядка. Поэтому предмет синергетики – зарождение упорядоченности или «самопроизвольная самоорганизация материи, которая возможна только в неравновесных системах» (Баблоянц).

Фундаментальный мировоззренческий вывод синергетики:

- Единство микро- и макромира. В результате трансформаций на микроуровне возникают новые макроструктуры, которые, в свою очередь, влияют на микроструктуры. Однако макроскопические процессы несводимы к микроскопически.

- Идея самодостаточности творческого потенциала неравновесных систем для эволюционных трансформаций и морфогенеза.

- Фундаментальная роль пр-па случ-ти как основного ф-ра эволюции (в клас фил-ии случайность понималась как внешн, несуществ помеха реал-ции причинно-следств связи).

- переосмысление феномена детерминизма в плане нелинейной его интерпретации.

- Ориентация на плюрализм как метод описания объекта и как онтологическое начало – снятие противоречия между природой и человеком, естественными и гуманит науками.

 - Отказ от классической субъект-объектной оппозиции. Субъект внутри объекта. Имманентная значимость объекта для субъекта.

- Рассмотрение человека и социума как не одиноких в своей сложности, а значит, как интегральной части природы.

- Радикально новая постановка вопроса о сущности, механизмах и пределах воздействия человека на природу.




2020-03-18 344 Обсуждений (0)
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 20 В. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 20 В.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)