Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема генезиса науки. Развитие научных знаний в традиционных обществах.



2020-03-18 269 Обсуждений (0)
Проблема генезиса науки. Развитие научных знаний в традиционных обществах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпосылки возникновения науки. Собственно наука появляется тогда, когда предпосылки ее закрепляются в специальной деятельности.

1. Развитие орудий труда (возникновение определенных механизмов между человеком и предметной целью) – происходит «объективация» предметных отношений практической деятельности, в результате чего познание начинает отделять предметную сторону практики от субъективных факторов и выделяет предметную сторону практики как самостоятельную реальность. Это происходит в эпоху первых цивилизаций.

2. Возникновение в познании мира идеальных объектов, которыми мышление оперирует как специфическими предметами, замещающими объекты реальности (идеальный объект – реальный, но схематизированный по жестко фиксированным признакам объект). Система арифметических действий в египетской математике – отражение реальных действий с предметом. Идеальный объект в науке служит для нового знания, а не практического использования. Он предполагает мыслительный эксперимент с рассмотрением различных вариантов.

3. Реализация прогностической функции философии. Если в философии не создано понимания соотношения части и целого как включающих в себя идею о не сводимости целого к сумме частей, то невозможно представление о вещи как процессе и исследование сложных саморазвивающихся систем.

4. Отделение умственного труда от физического. Отделение производственной деятельности от деятельности по оформлению ее идеальных планов, производства познавательных норм.

5. Необходимость и возможность передачи накопленных познавательных схем. В частности, необходимость письменности.

Протонаука на Востоке.

Протонаука – это знание только в контексте практической деятельности как ее идеальный план, средство. Вспомогательное орудие для решения практических задач. Так, «математика египтян заключалась преимущественно в овладении операциями арифметического счета, привязанными к практическим целям, как, например, измерение количества товаров или деление определенного числа вещей на данное число лиц. Аналогичным образом, геометрия имела практический характер. Она помогала разметить поля после разливов Нила, проектировать и конструировать пирамиды»

Рецептурно-технологический характер знания, т.е. знание имело характер предписания, ориентации не на О, а на человека, решающего практические задачи.

Религиозная подчиненность и элитарный характер. Протонаучные знания не существуют вне сакрально-мифологических или магических ритуалов (астрономия, медицина в Египте). Наука имела тайный характер, знания были сосредоточены у жрецов и чиновников (элиты). Так, египетские жрецы знали, что появление Сириуса на определенном участке неба означало начало разлива Нила. Народ не имел об этом понятия и естественно, что жрецы для них являлись как бы управителями разливом реки, могущественными волшебниками, владеющими тайным знанием.

Античность

В принципе каждый свободный гражданин мог заниматься наукой. Демократизм. Относительная свобода мысли. Установка на то, что наличное бытие – одно из возможных проявлений законов мира. Установка на объективность и доказательность знания. Универсальный метод – логическое доказательство. Наука строилась как умозрительная теория по образцу философии. Эксперимент практически не использовался, т.к. считали, что истинное знание достигается разумом. Знание не для пользы, самоценно само по себе, ради познания первоосновы, сущности мира. Главный недостаток античной науки – отсутствие научного естествознания и научного эксперимента, разрыв научно-теоретической и практической форм научного знания. Это было обусловлено рабовладением (нет необходимости развития техники, презрение к физическому труду). В античности знание становится особой реальностью, предметом специального рода деятельности. При этом оттенок сакральности еще сохраняется Теория для греков – это «чистое созерцание», знание ради знания, проникновение в основы мироздания с целью духовного совершенствования и получения эстетического наслаждения. Отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой.

Развивалась в первую очередь математика.

В античную эпоху развивалась не только математика, но и астрономические, физические, географические, исторические и др. знания. Так, еще в период архаики философ Анаксимандр (ок. 611-546 гг. до н. э.) первым описал становление Космоса как физический процесс. Он прославился также тем, что составил первую греческую карту мира.

В классический период - V-IV вв. до н. э. - сформировались основные научно-исследовательские программы античной протонауки, были заложены основы математики (Анаксагор, Демокрит), астрономии(Евдокс), истории (Геродот и Фукидид), медицины(Гиппократ). Демокрит создал атомистическую теорию строения мира, которая оказалась чрезвычайно плодотворным способом объяснения строения материи и не потеряла актуальность и в современной науке. Платон на основе учения об идеях связал между собой геометрию и астрономию. Аристотель выдвинул новую исследовательскую программу, разделив естествознание как учение о реальных качествах природы и математику как учение о количествах, абстрагированных от материальных предметов.

Идеи Платона и Аристотеля нашли отражение в представлениях греков о строении космоса как геоцентрической системы. Первым эту не соответствующую действительности идею ясно выразил Евдокс. Согласно его представлениям космос состоит из нескольких сфер (планет) с общим неподвижным центром – Землей. Равномерно движущиеся планеты и Земля окружены сферой неподвижных звезд.

В классический период закладываются основы исторического знания. Отцом истории назвал Цицерон Геродота. Его описательный подход к изложению событий прошлого был основан на стремлении к достоверности, хотя движущие силы исторических событий он объяснял еще религиозно-этическими причинами. Фукидида считают основателем прагматической истории. Опираясь на принципы объективности и достоверности, он первым стал искать естественные причины для объяснения исторических событий, обращая особое внимание на роль личности в истории.

Большого успеха достигло также развитие медицины. В ней произошел переход от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому. Ярче всего эту тенденцию выразил Гиппократ. Указывая на естественные причины болезней (нарушение правильного сочетания соков в организме; неверное питание; факторы окружающей среды), Гиппократ предлагал и лечить их, прежде всего естественным путем через мобилизацию защитных сил организма (диета, гомеопатия). В своих работах Гиппократ рассматривал также вопросы врачебной этики, которые и сегодня составляют основу кодекса поведения врача («клятва Гиппократа»).

Наука периода эллинизма была более многогранной. Кроме математики (Евклид), астрономии (Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей), медицины (Герофил), истории (Полибий) бурно развиваются филология (Зенадот, Филет), география (Эратосфен), ботаника (Теофраст), механика (Архимед, Герон). Определяющее влияние на развитие математики вплоть до XIX в. оказали труды Евклида (ок. 365-300 гг. до н. э.). Его геометрия фактически соединила физику и математику. В работе «Элементы» Евклид систематически изложил накопленные к этому времени математические знания, обозначил основные разделы математики.

Большого развития достигла механика. Ее достижения использовались главным образом для военных целей и развлечений (механические игрушки). Архимед (287-212 гг. до н. э.) первым попытался соединить науку и технику, заложив начала точной механики. Он создал теорию таких механизмов как рычаг, клин, блок, бесконечный винт и лебедка. Ему приписывают изобретение болта, механического приспособления для сдвигания с места груженых кораблей, военных машин. Но последующее развитие механики не реализовало программу соединения науки и техники, предложенную Архимедом. Исключение составил Герон Александрийский (ок. I в. до н. э.), который сознательно стремился соединить науку с практикой, впервые начав проводить опыты. Самое великое изобретение Герона - паровая турбина – могла бы совершить настоящий переворот в экономике того времени. Но этого не случилось, т.к. труд рабов был еще столь дешевым, что никому и в голову не приходило заменить его дорогостоящими машинами.

Настоящим ученым-энциклопедистом был Теофраст (372-288 гг. до н. э.). Философ, риторик, искусствовед, филолог, он остался наиболее знаменит тем, что фактически заложил основы ботаники и зоологии, создав понятийный аппарат по типологии растений и животных. Герофил Халкидонский (III в. до н. э.) стал первым античным анатомом, исследовал нервную систему человека. Географ Эратосфен (III в. до н. э.), создал карту земли, пользуясь понятиями параллелей и меридианов. Он достаточно точно измерил окружность планеты (погрешность 50 км), выделил климатические зоны, изобрел юлианский календарь. Самым известным историком того времени был Полибий (II в. до н. э.), впервые попытавшийся написать уже не греческую, а всемирную историю.

Образование и наука в Средние века.

Основные черты интеллектуальной культуры:

1. Природа понимается как иерархически организованный космос, высшей точкой которого является Бог.

2. В объяснении мира господствует целевая причинность.

3. Наука – логическое разъяснение и комментирование Священных текстов. Приоритет веры над разумом.

4. Отсутствие активного практически-преобразовательного отношения к миру.

5. Личностно-мировоззренческий характер познания.

6. Истина дана Богом через Писание и не может быть подвергнута сомнению. Ссылка на авторитеты и Библию как критерии истины.

 

Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость.

Средневековые школы. Последние языческие школы в Западной Европе были закрыты в 6 в. Юстинианом. Вместо них появляется церковная форма обучения. Школы были: монастырскими, епископальными (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворными.

Возникновение университетов (11-12 вв.). В отличие от школ, университеты были продуктом именно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было ни в Античности, ни на Востоке. И хотя университеты по-прежнему обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела три очень важных культурных следствия. Во-первых, рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян), которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Во-вторых, университетское братство с самого начала не знало сословных различий. Студентами становились дети крестьян и ремесленников. В-третьих, именно в рамках университетов оформляется в Средневековье установка на рациональное постижение Откровения, попытка примирить разум и веру.

      



2020-03-18 269 Обсуждений (0)
Проблема генезиса науки. Развитие научных знаний в традиционных обществах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема генезиса науки. Развитие научных знаний в традиционных обществах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)