Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция организационных форм науки. Феномен социального заказа. Проблема преемственности в науке.



2020-03-18 527 Обсуждений (0)
Эволюция организационных форм науки. Феномен социального заказа. Проблема преемственности в науке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука явл не только системой знаний, не только определенной формой деят-ти, но выступает и как соц институтсооб-во занятых научной деят-тью людей, организованных в систему научных учреждений. Наука как социальный институт предполагает структурность, иерархию, властное регулирование и регламент. Предпосылками социальной организации науки можно считать античные кружок пифагорейцев, Ликей Аристотеля, Академию Платона. Пифагор со своими учениками создали прообраз научного сообщества. Дома, где они собирались, назывались мусейонами (Музы считались покровительницами искусства, науки, творчества вообще). Кроме чисто религиозных целей, они выполняли исследовательскую и образовательную функции. Прообразом современных форм организации науки стала и Александрийская школа (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.), где была обширная библиотека, научное оборудование, общежитие для ученых. Некоторые предпосылки институциональных форм науки можно увидеть и в средневековых монастырях и университетах. Последние не только передавали знания, но и готовили ученых-профессионалов.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 в. в связи с необходимостью обслуживать капиталистическое производство, выполняя функцию производства теоретического знания. Тогда в Европе были образованы первые академии: 1603 г. – академия Линчеи (Италия), 1660 – Лондонское королевское общество, 1664 – Парижская академия наук, 1700 – Берлинское научное общество. В России – 18 в., на Беларуси – 20 в. Развитию комуникации между учеными способствовало появление печатных научных журналов. Большую роль в это время играла переписка ученых. На рубеже 19-20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приблизило научную деятельность к индустриальному труду. Современная наука все теснее связана с другими социальными институтами. Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые (или созданные) выдающимся ученым. Классические научные школы возникали на базе университетов (19 в.). В начале 20 в. - дисциплинарные научные школы возникающие в НИИ. Позже междисциплинарные научные коллективы, разделенные на проблемные группы.

Современные формы организации науки.

1.Организации, ориентированные на проведение фундаментальных исследований: НИИ в системе АН и вузов.

2.Организации, проводящие фундаментально-прикладные исследования: чаще всего в вузах. Реализуют новые идеи в практике преподавания, рекрутируют приверженцев из наиболее одаренных студентов.

3.Организации, осуществляющие прикладные исследования, чаще всего отраслевые НИИ. Лучше ориентированы на запросы производства, лучше знакомы с техническими достижениями, более щедро финансируются. Могут быть связаны с АН и вузами.

4.Промышленные лаборатории - объединения, работающие непосредственно в сфере материального производства и включающие специалистов разных сфер (МТЗ, МАЗ, «Атлант» и т.д.).

5. Научные городки (Силиконовая долина, в СССР Новосибирск, Томск).

6. Международные организации и группы. Геном человека расшифровывался усилиями многих коллективов в разных странах, каждый имел свое задание.

Научный коллектив – специфическая форма организации научного сообщества. Во-первых, содержание труда здесь имеет творческий характер. Во-вторых, имеет место изменчивость и гибкость в распределении тематики и видов деятельности. Успех такого коллектива связан как с деятельностью каждого отдельного сотрудника, так и с совместными действиями. Поэтому важное значение здесь приобретает не только уровень профессионализма, кадровый вопрос, но и социально-психологические факторы, особенно творческая атмосфера и уровень сплоченности.

Социальный заказ является одной из причин развития науки, определяет ее приоритетные направления. В каждом обществе складывается определенная система ценностей и потребностей, образа жизни и т.д. Она во многом ориентирует научные разработки, особенно в прикладной науке. Например, западное потребительское общество стимулирует исследования в тех областях науки, которые могут быть использованы для выпуска конкурентоспособных товаров народного потребления. Социальный заказ может быть связан со спецификой географического положения страны. Например, отсутствие достаточного количества источников традиционной энергии на Беларуси после кризиса января 2007 г. стало одной из главных причин настоятельной необходимости обращения белорусской науки к поиску альтернативных технологий получения энергии. Можно также в качестве социального заказа рассматривать интересы определенных социальных групп, которые обладают властными полномочиями (например, стимулирование развития вооружения для сохранения экономического и политического господства).




2020-03-18 527 Обсуждений (0)
Эволюция организационных форм науки. Феномен социального заказа. Проблема преемственности в науке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция организационных форм науки. Феномен социального заказа. Проблема преемственности в науке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)