Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.



2020-03-18 350 Обсуждений (0)
Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии. 0.00 из 5.00 0 оценок




В научном познании важную роль играет коммуникация. Она необходима не только для сообщения результатов научных исследований, но является, как полагал Карл Поппер, частью научного метода. Поппер развивал принцип фаллибилизма (от англ. fallible = подверженный ошибкам, ненадежный), согласно которому непогрешимых знаний нет и быть не может. Но из этого не следует, что все мнения и теории одинаково ложны. Большая или меньшая обоснованность разных научных теорий выявляется в процессе рациональной коммуникации ученых. Рациональная коммуникация предполагает, что всякий может критиковать любые концепции. При этом должна учитываться сила аргументов, а не личность или социальный статус участника дискуссии. Юрген Хабермас считает целью рациональной коммуникации достижение разумного консенсуса. При этом необходимо отличать правильный консенсус от ошибочного. Хабермас ввел понятие «идеальной речевой ситуации», при которой господствует «ненасильственное принуждение лучшего аргумента». Идеальные речевые ситуации характеризуются тем, что все участники дискурса должны иметь равные возможности для речевых актов. По Хабермасу, «прогресс познания совершается в форме… речевой критики». В настоящее время в философии науки разрабатывается так называемая теория аргументации, которая изучает структуру, сущность и условия аргументационной деятельности, дискуссионные приемы, используемые в процессе аргументации.Аргументация представляет собой речевую деятельность, включающую систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение. Для аргументации характерны следующие черты:— аргументация выражается в языке, имеет форму высказываний; — аргументация имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений; — аргументация — это социальная деятельность, поскольку она направлена на других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; — аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать. Аргументация используется в процессе дискуссии. Дискуссия (лат. discussio = рассмотрение, исследование) — обсуждение вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является вполне ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Для плодотворной научной дискуссии необходима определенная культура.Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Утверждения должны относиться к одному и тому же предмету или теме, чтобы обеспечить обсуждению необходимую связность. Дискуссия отличается от полемики. Цель дискуссии — достижение определенной степени согласия ее участников относительно обсуждаемого тезиса, тогда как цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Дискуссия как способ прояснения мнений представляет собой диалог, в котором сопоставляются мнения и позиции ради прояснения обсуждаемого предмета, но не ради борьбы и победы над противниками.Хабермас сводит коммуникативное взаимодействие к четырем основным. Во-первых, это понятие телеологического (стратегического) действия, которое известно еще со времен Аристотеля и образует сердцевину философской теории действия. Действующий субъект (Актор) достигает своей цели, выбирая сулящие успех средства и надлежащим образом их применяя. Вторым является понятие “регулируемого нормами действия”. Оно соотносится не с отдельно взятым Актором, но с членами какой-то социальной группы, которые ориентируют свое действие в зависимости от общих ценностей. Хабермас выделяет также “драматургическое действие”. Оно представляет собой участников интеракций, образующих друг для друга публику, перед которой они выступают. Актор репрезентирует себя, демонстрирует Другим несколько искусственно, намеренно. Каждый из видов действия выражает различный аспект отношения действующего субъекта к миру. Телеологическое (стратегическое) действие - отношение к объективному миру; норморегулирующее – к социальному и объективному мирам; драматургическое – к субъективному и объективному мирам. Хабермас сосредотачивает свое внимание на двух принципиально разных типах социального действия: труде или инструментальном действии и интеракции или коммуникативном действии. Первый направлен на отношение к действительности с точки зрения технического использования, второй – посредством интерсубъективного понимания. Труд всегда монологичен. Он представляет собой такое действие, в котором одна из сторон выступает страдательной, терпящей репрессивное воздействие со стороны Другого. Инструментальные и стратегические (разновидность инструментальных) действия характеризуют в большей степени техническую, научную подсистемы общества, а не межличностные взаимодействия. Инструментальное действие предполагает участие единственного исполнителя, который рационально просчитывает способы достижения поставленной цели. Под стратегическим действием понимается координация двумя или более Акторами целерационального действия, направленного на достижение цели. Оба типа действия ориентированы на монологическое желание индивида, а не на интерсубъективные, обоюдно признанные ценности.

Интеракцияже – это символически опосредованные коммуникативные действия личностей, которые требуют согласованности, основаны на взаимных поведенческих ожиданиях. Эта модель действия ориентирована на достижение согласия и взаимопонимания. Последние не могут быть внушены, а зависят от взаимного одобрения действий партнеров. Посредством коммуникативного действия можно уладить конфликты и соединить противостоящие точки зрения на базе консенсуса.




2020-03-18 350 Обсуждений (0)
Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)