Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и критерии их различения.



2020-03-18 599 Обсуждений (0)
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и критерии их различения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмпирический уровень. Ориентация на описание явлений, установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их динамики и т.д.

1. Объект исследования на этом уровне – наблюдаемые явления и их взаимосвязь. - Повторяющиеся взаимосвязи фиксируются здесь на уровне эмпирических закономерностей (закон возможен только в результате операций над идеальным объектом теоретической схемы), которые по степени общности иногда могут не уступать теоретическим законам.

2. Средства исследования здесь связаны с реальным наблюдением, измерением и экспериментом, т.е. относятся к материальным средствам исследования. На эмпирическом уровне исследования, таким образом, происходит непосредственное взаимодействие исследователя с природными или социальными объектами. Основное средство исследования - эмпирический объект – абстракция, но сопоставимая с реальным опытом, это абстракция от реальных предметов. Отличие от теоретического объекта в том, что последний наделен и теми признаками, которых нет у реального объекта. В эмпирическом исследовании используются также и понятийные средства. Специфика языка исследования - адаптация к специфике наблюдаемых объектов, независимость от языка объясняющей теории. Теории могут сменять друг друга, а факты должны быть стабильными.

3. Структура эмпирического исследования – реальный эксперимент, а также эмпирическая схема (корреляция эмпирических конструктов).

4. Функции эмпирического исследования в науке: расширение горизонта непознанного, задавание проблемных ситуаций научного познания, развитие аппарата науки; обеспечение «открытости» системы научного знания по отношению к действительности, обеспечение притока внешней информации в теории (теоретическое знание – научная эмпирия – эмпирическое исследование). Эмпирической исследование является базой проверки теорий.

5. Эмпирическое исследование – средство, а не цель научного исследования. Цель – создание все более широких научных образцов действительности.

Теоретический уровень. Направлен на выявление сущности исследуемого объекта в форме законов.

1. Главная особенность теоретического исследования – ее невыводимость непосредственно из данных наблюдения. Теория – это гипотетико-дедуктивная система. Несмотря на это теория объясняет и явления (эмпирические обобщения не являются до конца убедительными).

2. Объяснение можно получить, если представить предмет исследования в виде системы абстрактных конструктов

3. Результаты теоретических исследований фиксируются в понятиях, принципах, законах.

4. Связь с практикой опосредованная. В теории осуществляется построение схем (моделей) предметной стороны практики, т.е. чистые связи предметных отношений.

5. Теория всегда является системой, где одни элементы строятся из других. Каждый новый элемент, поэтому, должен согласовываться с остальными – это требование непротиворечивости внутри теории. Теория – это сложная система, включающая несколько подсистем.

6. Теория тесно связана с картиной мира.

7. Теория связана также и с эмпирическим базисом.

8. В отличие от эмпирического уровня познания, в теории всегда имеет место рефлексия над предметом своей деятельности и средствами познания.

Структура теоретического исследования:

- фундаментальная теоретическая схема – сеть идеальных объектов, определяющих специфику данной теории (высказывания, уравнения).

- математическая формулировка законов.

Теоретическая схема и математический аппарат взаимообусловливают друг друга.

- «Дочерние» теоретически конструкты – подсистемы теории, образованные в процессе ее развертывания (дедукции). Могут быть независимы друг от друга и связаны только с фундаментальной теоретической схемой.

- Частные теоретические схемы – преобразуют фундаментальную теоретическую схему применительно к конкретным задачам, ситуациям и обеспечивают переход от общих законов к рассмотрению конкретных типов взаимодействия. Появляются через дедуктивное развертывание теории. Выступают как модель эксперимента, практики. Предполагают системное изображение предмета исследования. В истории науки могут предшествовать фундаментальной теоретической схеме.

- Отображение теоретической схемы на картину мира (частную и естественнонаучную). Таким образом, осуществляется объективация теории, а, значит, создается возможность объяснения и предсказания реальных процессов.

- Отображение теории на эмпирический материал.

11. Функции теории.

- Культурно-мировоззренческая – изменение картины мира, открытие новых перспектив видения мира.

- Непосредственная производительная сила.

- Социальная сила.

- Предсказание данных опыта.

- Проективно-конструктивная – создание экспериментальных установок.

- Разработка познавательных норм и средств для усвоения культурой.

- Научная теория – ядро метода (общенаучные принципы – общая теория систем, некоторые математические методы, философские идеи; специальные теоретические методы). В поисках метода ученый может расширить свою гипотезу до изменения мировоззренческих традиций науки.




2020-03-18 599 Обсуждений (0)
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и критерии их различения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и критерии их различения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)