Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и критерии их различения.
Эмпирический уровень. Ориентация на описание явлений, установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их динамики и т.д. 1. Объект исследования на этом уровне – наблюдаемые явления и их взаимосвязь. - Повторяющиеся взаимосвязи фиксируются здесь на уровне эмпирических закономерностей (закон возможен только в результате операций над идеальным объектом теоретической схемы), которые по степени общности иногда могут не уступать теоретическим законам. 2. Средства исследования здесь связаны с реальным наблюдением, измерением и экспериментом, т.е. относятся к материальным средствам исследования. На эмпирическом уровне исследования, таким образом, происходит непосредственное взаимодействие исследователя с природными или социальными объектами. Основное средство исследования - эмпирический объект – абстракция, но сопоставимая с реальным опытом, это абстракция от реальных предметов. Отличие от теоретического объекта в том, что последний наделен и теми признаками, которых нет у реального объекта. В эмпирическом исследовании используются также и понятийные средства. Специфика языка исследования - адаптация к специфике наблюдаемых объектов, независимость от языка объясняющей теории. Теории могут сменять друг друга, а факты должны быть стабильными. 3. Структура эмпирического исследования – реальный эксперимент, а также эмпирическая схема (корреляция эмпирических конструктов). 4. Функции эмпирического исследования в науке: расширение горизонта непознанного, задавание проблемных ситуаций научного познания, развитие аппарата науки; обеспечение «открытости» системы научного знания по отношению к действительности, обеспечение притока внешней информации в теории (теоретическое знание – научная эмпирия – эмпирическое исследование). Эмпирической исследование является базой проверки теорий. 5. Эмпирическое исследование – средство, а не цель научного исследования. Цель – создание все более широких научных образцов действительности. Теоретический уровень. Направлен на выявление сущности исследуемого объекта в форме законов. 1. Главная особенность теоретического исследования – ее невыводимость непосредственно из данных наблюдения. Теория – это гипотетико-дедуктивная система. Несмотря на это теория объясняет и явления (эмпирические обобщения не являются до конца убедительными). 2. Объяснение можно получить, если представить предмет исследования в виде системы абстрактных конструктов 3. Результаты теоретических исследований фиксируются в понятиях, принципах, законах. 4. Связь с практикой опосредованная. В теории осуществляется построение схем (моделей) предметной стороны практики, т.е. чистые связи предметных отношений. 5. Теория всегда является системой, где одни элементы строятся из других. Каждый новый элемент, поэтому, должен согласовываться с остальными – это требование непротиворечивости внутри теории. Теория – это сложная система, включающая несколько подсистем. 6. Теория тесно связана с картиной мира. 7. Теория связана также и с эмпирическим базисом. 8. В отличие от эмпирического уровня познания, в теории всегда имеет место рефлексия над предметом своей деятельности и средствами познания. Структура теоретического исследования: - фундаментальная теоретическая схема – сеть идеальных объектов, определяющих специфику данной теории (высказывания, уравнения). - математическая формулировка законов. Теоретическая схема и математический аппарат взаимообусловливают друг друга. - «Дочерние» теоретически конструкты – подсистемы теории, образованные в процессе ее развертывания (дедукции). Могут быть независимы друг от друга и связаны только с фундаментальной теоретической схемой. - Частные теоретические схемы – преобразуют фундаментальную теоретическую схему применительно к конкретным задачам, ситуациям и обеспечивают переход от общих законов к рассмотрению конкретных типов взаимодействия. Появляются через дедуктивное развертывание теории. Выступают как модель эксперимента, практики. Предполагают системное изображение предмета исследования. В истории науки могут предшествовать фундаментальной теоретической схеме. - Отображение теоретической схемы на картину мира (частную и естественнонаучную). Таким образом, осуществляется объективация теории, а, значит, создается возможность объяснения и предсказания реальных процессов. - Отображение теории на эмпирический материал. 11. Функции теории. - Культурно-мировоззренческая – изменение картины мира, открытие новых перспектив видения мира. - Непосредственная производительная сила. - Социальная сила. - Предсказание данных опыта. - Проективно-конструктивная – создание экспериментальных установок. - Разработка познавательных норм и средств для усвоения культурой. - Научная теория – ядро метода (общенаучные принципы – общая теория систем, некоторые математические методы, философские идеи; специальные теоретические методы). В поисках метода ученый может расширить свою гипотезу до изменения мировоззренческих традиций науки.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |