Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техника как предмет философского осмысления: основные подходы к анализу техники



2020-03-18 420 Обсуждений (0)
Техника как предмет философского осмысления: основные подходы к анализу техники 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия техники вырастает из анализа материальной культуры в классической философии и анализа технического знания, характерного для философской методологии 1960-х. Хотя еще в 1877 г. вышла в свет «Философия техники» Э. Каппа, а в России «Технический итог 19 в.» П.К. Энгельмейера (1898), но основная проблематика философии техники формируется в 1970-е. Необходимость синтетического подхода в изучении техники обусловлена исключительной важностью этого явления для современности. И хотя сегодня существует множество технических наук, но техника в целом не является предметом их изучения. Философия техники осуществляет комплексный системный анализ техники как социального феномена в методологическом, историческом, социально-политическом, антропологическом, нравственно-эстетическом и аксиологическом аспектах.

   Проблемы философии техники: отношения техники и человека, техники и природы, осмысление техники как формы бытия, место техники в социокультурном мире, оценка социологических, экономических, социально-психологических и экологических последствий НТП, взаимодействие техники и инженерной деятельности и др.

   Понятие техники. Определений техники множество.

1. Предельно широкое понимание. Эллюль: «совокупность рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью (для данной ступени развития) в любой области человеческой деятельности». Таким образом, здесь техника – это всякая целенаправленная деятельность, в которой разработаны руководящие средства этой деятельности, использование которых должны привести к достижению поставленной цели (техника живописи, музыкальная техника, техника речи и т.д.). Техника в таком широком понятии включает не только технические устройства, но, прежде всего, рациональные знания и навыки их создания и использования. Техника при таком подходе рассматривается как особый тип мышления. П. Энгельмайер, А. Хунинг включали в понятие техники систему потребностей и ценностей, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания.

2. Искусственно созданные системы, в которых опредмечиваются в природном материале навыки, знания, опыт. Этот подход наиболее распространен. Философская энциклопедия: «система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством опредмечивания в природном материале навыков, опыта, знаний».

3. Конкретные материальные артефакты, создаваемые и используемые методами инженерной деятельности.

    Фундаментальные черты:

1. Принцип преобразования. Техника – средство преобразования.

2. Несовпадение мышления и техники. Предмет не копирует идею, но идет лишь по «канве», созданной мыслью в виде наметки. Но мышление значительно более расковано, чем действие. Двойственность между мышлением и техникой, которое обнаруживается, в частности, в том, что орудие может применяться не только для достижения поставленной цели, но и для других целей.

    Элементы, из которых вырастает техника как социокультурный феномен (Ленк, Рополь): прикладное естествознание, комплекс инструментов и средств, воля к власти и подчинению природы, открытие и упорядочение природы, реализация идей, самосохранение, неизбежное производство излишков, освобождение от ограничений природы, создание искусственной среды, опредмечивание человеческой деятельности.

    Типология техники. Митчем. Техника включает совокупность технических устройств (артефактов) от простейших орудий труда до сложных технических систем; совокупность технической деятельности от научно-технического исследования, проектирования, изготовления на производстве до эксплуатации; совокупность технических знаний от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических; волеизъявление (воля, мотив, потребность, намерение).

    Современную технику делят по функциональному признаку на производственную, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, бытовую технику, медтехнику, технику управления. В некоторых отраслях техника, в свою очередь, делится на активную и пассивную.

Подходы.

1.Культурно-историческая концепция. (Ф. Дессауэр, Т. Литт)

2.Феноменологический (Гуссерль).

3.Философия жизни (Бергсон, Шпенглер).

4.Экзистенциализм (Ясперс, Ортега-и-Гассет).Ортега-и-Гассет. Техника – это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу с помощью технических устройств ради удовлетворения практических потребностей. Благодаря технике человек приспосабливает природу к себе (у животных – наоборот). Техника уменьшает усилия человека и тем самым улучшает его жизнь. «Техника – это главным образом усилие ради сбережения усилий». Миссия техники – освобождение человека.

5. Онтологический подход Хайдеггера. Техника как способ отношения человека к бытию, как способ конструирования мира. Но в современном мире техника вытесняет все иные способы его конструирования и это плохо. По Хайдеггеру «опасность техники для человека заключается, прежде всего, не в уничтожении существования человека, а в преобразовании его сущности».

6.Философская антропология (А. Гелен, Г. Плесснер). Техника рассматривается как способ приспособления человека к окружающему миру, как воплощение специфически человеческой деятельности.

7.Эсхатологическая метафизика (Бердяев).

8.Неомарксизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).


Основные проблемы техногенной цивилизации. Экономические, социокультурные и экологические последствия развития техники..- - - - - - - - - - - - -

Ускорение темпов развития европейской культуры в XX-XXI вв. достигло небывалых масштабов. Исключительно выросли темпы технологического обновления, в результате чего поколения техники стали сменяться быстрее, чем поколения работников. Бурный рост научного знания и развитие средств массовой информации обрушили на людей лавину постоянно обновляющейся информации. Чрезвычайно усложнился процесс социализации и психологической адаптации к культурным сдвигам, обесценилась значимость традиции. Изменения в производственной, социальной и духовной сферах жизни общества привели к развитию кризисных тенденций в культуре XX-XXI вв.. Среди глобальных проблем современности ученые выделяют и антропологический кризис, понимаемый прежде всего как кризис духовности, как утрата человеком своей целостности и целостного восприятия мира.

Основания антропологического кризиса лежат в значительных изменениях в сфере производства. Увеличение специализации труда, возникновение конвейерных систем, передача управленческой функции наемным работникам стали причинами «фрагментарного» участия всех слоев населения в промышленном производстве. Экономическая жизнь общества становится все менее «прозрачной» и поддающейся целостному осмыслению каждым отдельным работником.

Особое значение в деле формирования «фрагментарной» личности сыграло развитие средств массовой информации и коммуникации, массовой культуры в целом. Проблемой современного общества стал кризис идентичности. Суть его в невозможности определения человеком своего устойчивого социального статуса, в отсутствии онтологической укорененности в социуме. Появление проблемы идентичности во многом связано с изменениями в социальной сфере. На смену социально-устойчивым структурам (национальным, сословно-классовым) приходят сообщества иного типа – неустойчивые, зависимые, открытые и подконтрольные, не способные создать онтологический социокультурный монолит. Участвуя в нескольких сообществах, личность остается как будто независима от них, свободно меняя ценностные ориентации и социальные группы в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. В результате она постепенно утрачивает не только потребность, но и способность фундаментальной самоидентификации, попадая в позицию «рассредоточения субъекта», устойчивого процессуально, но не субстанционально. Из раздробленных сегментов в обществах современного типа слагаются новые разнообразные группы-общины, не связанные общей национальной, кровно-родственной, религиозной идеей, обретающие смысл на поверхности массовой культуры и потребительских практик.

Антропологический кризис связан также с НТР, приведшей к становлению техногенной цивилизации. НТР оказала влияние на трансформацию социальной структуры общества; изменила характер труда, управления, сферу досуга. Совершенствование техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Техника в XX в. стала играть определяющую роль в социокультурном процессе.

С 20-х гг. XX в. в среде культурной элиты формируется два противоположных взгляда на последствия технологического «взрыва» для духовной жизни общества – техницизм и антитехницизм. Для представителей техницизма (Дж. Ленски, Х. Мак-Люэн) характерна оптимистическая оценка НТП, требование свободы технического развития. Антитехницисты (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер) считают, что техногенная цивилизация приводит к дегуманизации культуры, утрате ею человекотворческого смысла, порождает господство безличных структур над индивидуальным «Я», увеличивает отчуждение и бездуховность.

Понятно, что никто не в силах остановить научно-технический прогресс. Однако, необходимо опережающее развитие человеческого духа по отношению к технике. Только тогда можно избежать ее вредного воздействия на природу и культуру. Проблемы столкновения человека с техногенной средой обусловлены не техникой, а человеческим мышлением. Следовательно, и решение этих проблем должно быть связано с гуманизацией мировоззрения, изменением структуры ценностей и потребностей.

Проявлением антропологического кризиса можно считать рост иррационалистических тенденций в культуре, крепнущее чувство неподконтрольности человеку природных и социальных процессов, сомнение в созидательной и контролирующей возможностях разума. Развитие СМИ привело к тому, что отдельный человек оказывался все менее способным систематизировать постоянно увеличивающийся поток новых знаний о мире и создать на их основе стройную картину мироздания. Наблюдается кризис веры в рациональное устройство мира, появляется психологическое недоверие к состоятельности рациональной деятельности. Использование наркотических веществ или современной визуальной техники (ТВ, компьютерные игры) стали новейшими средствами создания эффекта иллюзорного восстановления целостности и полноты человеческого бытия минуя собственные духовные усилия. Жизнь превращается «в гигантскую шоу-индустрию, т.е. в систему действий и отношений, осуществляемых не ради их внутреннего смысла и человеческой значимости, а напоказ», ради их демонстративного изображения. Современные техники создания имиджа в сущности не требуют «быть», а делают достаточным «казаться». Сегодня все более распространяются такие формы коммуникации, где отсутствует глубокий внутренний смысл.

Кризис рационализма в XX в. дополнился тенденцией к обесцениванию идеалов, которые лишились статуса всеобщих и необходимых истин.


. Технические науки: история возникновения и специфика.



2020-03-18 420 Обсуждений (0)
Техника как предмет философского осмысления: основные подходы к анализу техники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техника как предмет философского осмысления: основные подходы к анализу техники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)