Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА



2020-03-18 313 Обсуждений (0)
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 Понятие «общество» первоначально применялось к придворному общ-ву. Постепенно (в связи с подъемом купеческого сословия из народа, а также в связи с буржуазными революциями) в это понятие стали включать всех граждан, обладающих собст-тью. Позже сложилось предельно широкое понимание об-ва – общ-ть индивидов и взаимосвязей между ними. В таком ракурсе общество исследуется социальной философией. Далее выделяют отдельные фрагменты общества – регионы, страны, формации.

Общество – деятельная сов-ть людей. Оно не есть механич сумма индивидов, а сложная система, пронизанная функциональными связями (объединения и взаимодействия). Маркс: общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Следовательно, общественные отношения – важнейший специфический признак общества.

С т зр функциональности – общество есть самоорганизующаяся деятельность людей, собственными усилиями создающих условия своего существования. Общество действует как единое целое, имеет общие потребности, сознает их и стремится совместно удовлетворить.

 Об-во – целостн сист, складыв-ся из эл-тов и образующая сложн иерархию подсистем:

- материально-производственная (производственно-распределительные связи – классы, цехи, профессии );

- политическая (управление – партии, организации, органы власти, управляющие и управляемые)

- социальная (социальные связи на основе этнических, демографических, национальных, образовательных, культурных, религиозных и др. отношений);

-духовная (воспроизводство форм человеческого со-знания: нравственных норм, религиозных верований)

Все подсистемы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Ведущая роль принадлежит материальной сфере.

 Исходный элемент общества – люди, объединенные различными социальными связями, а также социальные группы и классы.

Отношения делятся на материальные (производственные, экономические) и идеологические (политические, правовые, нравственные, религиозные и т.д.).

Общество – динамичная система. Задача философии – представить общество как естественно-исторический процесс, определить его сущность, направленность, выявить внутреннее единство и историческое многообразие. Идея динамики общества существовала не всегда. Древние греки исторического развития, по сути, не знали (цикличность, теория исторического круговорота). Христианство видело общество развивающимся по одной оси – путь к Богу и концу света.

общества (концепция культурного отставания). С 1920-х формируется два противоположных взгляда на последствия технологического «взрыва» для духовной жизни общества – техницизм и антитехницизм.

Для представителей техницизма (Белл, Тоффлер, Ленски, Мак-Люэн), продолжающих линию технического детерминизма, характерна оптимистическая оценка НТП, требование свободы технического развития, «свободы инноваций». Здесь оформляются типологии, в основе которых – принцип зависимости общественного развития от этапов совершенствования техники (энергетические ресурсы и орудия труда – Ленски; средства коммуникации – Мак-Люэн).

Антитехницисты (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Роззак) считают, что техногенная цивилизация приводит к дегуманизации культуры, утраты ею человекотворческого смысла, порождает господство безличных структур над индивидуальностью, увеличивает отчуждение и бездуховность. Человек в такой технической цивилизации не только конструктор мира, но и объект конструирования. Технократическое общество заранее планирует и определяет условия и смысл индивидуального и социального бытия. Место социальных законов занимают законы вещей. Человек превращается в робота, творческое начало в нем подавляется. Техника создает принципиально новую среду обитания людей, формирующую особое технократическое мышление, для которого характерны стандартизация, формализм, рассмотрение идей и ценностей как средств для обеспечения успеха, исключение чувственных, игровых элементов и рефлексии над собственным внутренним миром. В таком мышлении человек рассматривается как придаток машины, средство, объект манипулирования. Задача – гуманизация техники, создание «нерепрессивной техники». Заметим, что еще Эллюль рассматривал технику как основу для формирования особого «технического мировоззрения» - стиля мышления, ориентированного на операционализм и инструментализм.

Для большинства из антитехницистов очевидно, что никто не в силах остановить научно-технический прогресс. Более того. Без техники невозможно само существование культуры. Технизация бытия современного человека есть наличный факт. Но техника должна стать адекватной человеку. Необходимо опережающее развитие человеческого духа по отношению к технике. Только тогда мы сможем избежать ее вредного воздействия на природу и культуру. (Однако, возможно ли это? ) Проблемы столкновения человека с техногенной средой обусловлены не техникой, а человеческим мышлением. Следовательно, и решение этих проблем должно быть связано с гуманизацией мировоззрения, изменением структуры ценностей и потребностей. Решение проблемы взаимоотношений техники и общества в марксизме. Главная идея – прогресс техники приводит, в конце концов, к социальным Общество не тождественно государству. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану и обеспечение экономической и социальной структуры. Однако, первоначально в истории философии (Аристотель, Платон) общество рассматривалось как государство. И в реальности государство тогда поглощало общество. Теория общественного договора (18 в.) разделило государство и гражданское общество.



2020-03-18 313 Обсуждений (0)
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)