Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и его роль в формировании научной терминологии. - - - - - - - -



2020-03-18 301 Обсуждений (0)
Определение и его роль в формировании научной терминологии. - - - - - - - - 0.00 из 5.00 0 оценок




Определения (О). Виды и правила определений.

О –логич операция, в пр-се кот раскрыв-ся сод-ние понятия. Понятие – целостн сов-ть суждений о к-л предмете или классе предметов, раскрывающая их сущ-в признаки. О реш-т з-чу отгранич-я предметов, охватыв-ых данным понятием, от сходных с ними предметов.

В понятии различ определяемое (то понятие, существенные признаки которого ищутся) и определяющее (понятие, отображающее родовой и видовой признаки).

О в науке не явл чем-то неизменным. Они пост уточ-ся. О отраж т наиб общ отличит признаки предмета. Оно не м и не ставит себе з-чу охаракт-ть предмет с исчерпывающей полнотой. Возм более шир перечисление признаков предмета или явл-я не приводит к его опред-ю. 1-ых, потому что число признаков предмета бесконечно. Чем больше мы изучаем предмет, тем больше его признаков узнаем. Поэт и никогда не сможем остан-ся на каком-то О. 2-ых, простая сумма признаков пр-та т уд-ет нас от понимания его сути.

Если существ признаки предмета недостат-но изучены, тогда вместо О исп-ют такие приемы, доп-щие О, как указание, объяснение, опис-е, хар-ка, сравнение, различение. О-я пом-т четко, ясно, эк-но описать объективн реальность, отделить гл от второстеп. Они сп-ют соверш-нию коммуникации м/у учеными. Они закрепл или отбрас-т вновь возник-ие в науке термины.

Приемы определений:

1. Через ближайший род и видовое отличие (от др видов этого рода). Самое распространенное в науке.

2. Через отношение. Исп-ся д/опред-ия предельно широких понятий. Суть приема: определяемое предельно широкое понятие соотносится с др предельно широким понятием. Пример. Материя есть фил категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя первична, сознание вторично, но соотносится с материей.

 Как особая разновидность. Через противоположность. Определяемое понятие соотносится с противоположным понятием. Например. Свобода есть осознанная необходимость.

3. Генетический. Через указание на происхождение или способ создания предмета или явления. Пример. Окружность есть кривая, образующаяся движением на плоскости точки, сохраняющей равное расстояние от центра.

Виды определений (по разным основаниям):

1. Реальные. Определение, отражающее существенные признаки предмета, явления и имеющее целью отличить определяемый предмет от всех других предметов путем указания на его отличительные признаки. Пример. Маргарин – искусственное масло из говяжьего сала или растительных масел. Это главный для науки вид определений.

2. Номинальные. Объяснение значения слова, имени, термина, обозначающего данное понятие. Разъяснение незнакомого с помощью уже знакомых слов. Пример. Секуляризация – термин, который обозначает процесс постепенного вытеснения религии из других сфер жизни общества (науки, образования, искусства, нравственности, политики и т.д.). Значение такого типа определений в том, что с их помощью в науку вводятся новые термины, которые сокращают уже существующие и важные для науки выражения, делают язык науки более емким, четким, экономным. Номинальное определение можно превратить в реальное.

3. Синтаксические. Предмет определяется через способы оперирования с ним. Пример. 0 есть число, на которое запрещено делить в арифметике натуральных исел.

4. Семантические. Определямое понятие – выражение, определяющее – предмет. Пример: Слово «ромб» означает параллелограмм с равными сторонами.

5. Операциональные. Определение свойств через указание измерительных операций с предметами, имеющими эти свойства. Имеют большое значение в математическом естествознании.

6. Через абстракцию. Определение, в котором свойства множеств определяются через установление отношения равенства между изучаемыми множествами. Пример. Число (кардинальное) класса А есть класс всех классов, находящихся в отношении взаимно-однозначного соответствия с классом А.

7. Неявные. Определение, в котором описываются определенные отношения между определяемыми предметами в некотором контексте. К ним относят аксиоматические, контекстуальные, рекурсивные и др.

8. Контекстуальные. Строится на выяснении связи определяемого с контекстом, в котором оно употребляется. «Пожалованная вотчина», дарованная государем боярину, во времена Московской Руси – это владение, на которое распространяется верховное право распоряжения собственностью, принадлежащее как в целом великокняжеской семье, так и персонально государю. В конкретной исторической ситуации того времени это понятие отражало неполноправное распоряжение аристократии своей собственностью.

9. Индуктивные.Определение, которое позволяет из некоторых исходных объектов теории путем применения к ним некоторых операций строить новые объекты теории.

10. Остенсивные. Определение через непосредственное указание на предмет с однвременным произнесением слова, которым он обозначается. Пример. Посмотри на небо. Это радуга. В науке практически не используются. Часто используются в коммуникации с иностранцами, детьми.

 


 52. Методологическое значение основных законов диалектики.

 



2020-03-18 301 Обсуждений (0)
Определение и его роль в формировании научной терминологии. - - - - - - - - 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и его роль в формировании научной терминологии. - - - - - - - -

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)