Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные категории диалектики, их методологическое значение.



2020-03-18 477 Обсуждений (0)
Основные категории диалектики, их методологическое значение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди философских методов диалектический метод достаточно широко представлен в истории философии и науки, включая современный этап.

Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых - вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики - именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.

 На диалектике построены всеобщие методы познания, которые применяются в научном познании.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

 

Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают;

1. Универсальные связи бытия. Единичное и общее. Явление и сущность.

В мире все взаимосвязано. эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичногои общего; части и целого; индивидуального и варьируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.

Эти категории, как правило, парные: отражают"полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р.Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальным",а "второй"-"вертикальным".

Даем смысловое разъяснение категорий:

1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет ,явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным .Общее то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет.

Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами - неповторимое.

 2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.

Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, когда наука была бы излишней.

Другие предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, но тогда невозможно познания сути вещей. По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия.

Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к телесным, чувственно-воспринимаемыми формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель: сущность-это вещи, наделенные особой активностью форм как некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи. Заключение.

 Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, онаорганически связана с явлением,раскрывает свое содержание только в нем, через него."

  Структурные связи.- Часть и целое; Форма и содержание;

Элемент и структура.

 Расположение вещей бывает:

а) либо структурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое, в известной степени,

рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части-как такие

"предметы",которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы.

               Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:

        а) структурный тип целостности отражает связи строения.

         б) функциональный тип целостности-принципы действия.

         в) генетический тип целостности характеризует развитие.

            Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами ,которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории-содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи  и взаимозависимости.

   Понятие "часть" представляет собой характеристику,"винтик","клеточку" целого.

  Связи детерминации. Детерминизм-это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений.

В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений.

           Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.

           Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как "причина", "следствие", "закономерность", "сущность","явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность", "действительность".

           Эти категории используются, как парные категории. Характеристики их:

   1.Причина и следствие.

   а) Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения.

   б) Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

  2.Необходимость и случайность.

   а) Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.

    б) Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

    Случайность и необходимость, возможность и действительность. Что общего может быть между Наполеоном, который родился в 1760 г. и Гитлером, родившемся в 1889 г.-разница в возрасте 129 лет. Наполеон пришёл к власти в 1804 г., Гитлер в 1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г.,а Гитлер в 1933 г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну в 1816 г., а Гитлер в 1945 г.-разница 129 лет.

    3.Возможность и действительность.

    а) Возможностью называется тенденции, предпосылки возникновения и развития, а действительностью называется то, что уже появилось реально.

       

           

 




2020-03-18 477 Обсуждений (0)
Основные категории диалектики, их методологическое значение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные категории диалектики, их методологическое значение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)