Специфика научного познания и его границы. Формы вненаучного знания.
Наука – это и форма общественного сознания (отражение реальности в рациональной, упорядоченной и систематизированной форме), и социальный институт, процесс выработки научных знаний и система проверенных фактов. 1. Наука присуща только высокоразвитому обществу. Некоторые ученые началом науки считают античность, другие – Новое время. 2. Наука – сложное и специализированное образование. Получение новых специальных знаний,выявление законов функционирования объекта – главная цель науки. В отличие от науки, практическое и мировоззренческое познание (за исключением философии) ориентированы на решение жизненных задач. Получение знаний стоит у них на втором плане. Четкая выделенность предмета исследования. При этом предмет исследования – это и сегодняшнее состояние объекта, и его будущее. В отличие от науки, обыденное познание изучает только «сегодняшний» объект. Прогностичность – направленность на предсказание будущих свойств объекта, событий и т.д. Задача науки – предвидеть путь преобразования начального объекта в конечный продукт, что и влечет за собой необходимость исследования законов изменения предмета Использование специализированного инструментария – экспериментальные установки, особые реактивы и т.п., контрольно-измерительные приборы, средства обработки информации и связи, транспорт, энергетические установки специальные помещения и др. Научная деятельность регламентируется специальными методами, нормами научного исследования, идеалами и стилем научного мышления. Результаты научного познания должны соответствовать некоторым требованиям: воспроизводимость, контролируемость путей получения, обоснованность, системность, объективность. В обыденном познании продукт познания – не системное знание, которое доказывается только мнением и опытом. Метод познания в науке всегда осознан. В обыденном познании – нет. Наличие специализированного языка. Для него характерны большая однозначность, компактность, точность и системность. Специальные методы обоснования истинности знания (эксперимент, контроль, выводимость из уже истинного). История науки – это движение к профессиональному исследованию. Раньше – совмещение философа и ученого, жрецы и чиновники занимались наукой. В Средние века наука стала обслуживать нужды религии Современная наука есть особый социальный институт Необходимость особой подготовки. Ученые объединены в научное сообщество: исследовательские группы, институты, академии, международные сообщества. Ученый формируется в научной школе. Научная школа поддерживает и развивает исследовательскую традицию, обеспечивает передачу знаний. Наука финансируется обществом. Развитые страны тратят на науку свыше 5% валового национального дохода. Науку финансирует государство, частные фирмы, отдельные граждане. Дисциплинарная дифференциация науки. Чем дальше, тем больше. Естествознание (природа). Делится на фундаментальные науки – физика, химия, биология, математика и т.д. Они дробятся еще больше: оптика, квантовая электродинамика, молекулярная генетика и т.д. Гуманитарные науки (общество, человек как социальное существо). История, языкознание, культурология, экономика и т.д. Технические науки (техника). Интеграция научного знания. Между отдельными дисциплинами. Междисциплинарные науки: физическая химия, зоопсихология, биофизика, биохимия. Между естествознанием и обществознанием происходит обмен методами. Важная форма интеграции - развитие единой научной картины мира (глобальный эволюционизм и т.п.) 3. Все сверхъестественное не входит в предмет науки. Предмет науки – естественно-природная и искусственно-человеческая реальность. Ученого интересуют объективные факты и законы. Первые составляют поверхность О, вторые его глубину. Мировоззрение рассматривает О познания шире (человек вообще, природа вообще). 4. Стратегическая цель науки производство объективных знаний. Т.е. тех знаний, которые не зависят от произвола ученых. Исключение субъективности означает: устранение ценностного компонента; проверка и перепроверка открытия др. научными сообществами; безличность и общезначимость теории. Конкретный путь к теории (личный стиль) допустим, но конечное ее содержание должно быть всеобщим. 5. Научная рациональность как главное средство получения объективных истин. Логика, доказательства, упорядоченность, системность, подконтрольность. ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: обыденное познание, искусство, религия, нравственная сфера и т. д. Для них характерна целевая подчиненность. ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. Осуществляется в повседневной деятельности. Неспециализированный характер, нечеткая выделенность предмета исследования, ситуативность, малая степень обобщенности и доказательности. Обыденное познание – поверхностная констатация фактов, событий в разрезе «как». Научное познание отвечает на вопрос «почему» находит закономерности ИСКУССТВО. В отличие от науки искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями. Оно предлагает не практическое преобразование мира, не научное его изучение, а преимущественно чувственное восприятие (при этом интеллектуальный элемент есть), субъективное воспроизведение действительности, которую человек как бы пропускает через себя. Наряду с чувством важнейшим элементом искусства является его образность. Художественный образ РЕЛИГИЯ. В религии главное – вера. Вера – слепое принятие истины, религиозные истины внушаются, научные – доказываются. ++++++++++++++++++ Наука представляет собой особую культурную форму, в которой закреплен специфический род познания. В общем смысле наука – это институциализированный способ познания, направленный на получение объективного знания о действительности для ее последующего преобразования. Ввиду сложности науку можно рассматривать в трех основных аспектах: эпистемологическом, праксеологическом и социальном. Наука, таким образом, может выступать как знание, деятельность и социальный институт, а ее специфика фиксируется в указанных аспектах. Специфика научного знания проявляется в таких его свойствах как объективность, обоснованность, системность, правдоподобие. Объективность – важнейшее свойство, выражающее претензию науки на отражение действительности как таковой, самой по себе, без субъективных привнесений: реальность для всех одна и та же, а ее адекватный образ представлен в научном знании. Обоснованность научного знания заключается в использовании особых способов подтверждения, доказательства, интерпретации, демонстрации и т.п. средств в целях придания знанию убедительного и правдоподобного характер. Системный характер научного знания заключается в принципиальной упорядоченности, взаимосвязи элементов и уровней знания, например, идей в рамках теории или гипотезы, эмпирического и теоретического уровней, проблем и концепций в научной дисциплине, направлении или области знания. Cовременное научное знание может быть охарактеризовано как правдоподобное, или истинное в специфически научном смысле.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |