Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика технознания и инженерной деятельности



2020-03-18 318 Обсуждений (0)
Специфика технознания и инженерной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Техническое знание и инженерная деятельность как таковые появляются, как мы видели, в эпоху Нового времени, с одной стороны, из занятий наукой, с другой – из ремесленного дела. Нечто подобное существовало и ранее: фигура «инженера» известна со времен древних цивилизаций. Однако неинституциональный характер технознания и инженерии, их иные социальные функции и мировоззренческое содержание деятельности не позволяют нам говорить об этих культурных явлениях в строгом смысле до Нового времени.

Чтобы выявить специфику технознания можно сравнить его с естественнонаучным знанием. Технические науки отличаются от естествознания объектом, целями, содержанием, методами.

Объекты технознания являются искусственными. Технические науки содержат знание о технических устройствах, способах их создания и эксплуатации, а также процессах в них протекающих. Естествознание интересуют природные, естественные объекты и процессы. Это деление в известном смысле условно: во-первых, потому, что работа технических устройств предполагает использование комплексного сочетания природных процессов и закономерностей; во-вторых, поскольку с позиции широкого понимания технологии возникает проблема онтологического статуса объектов технологических преобразований (например, клонированное животное – это искусственный объект?).

Целью технознания является получение знания, которое обязательно связанно с обращением технических устройств и эффективных способов практической деятельности. Этого нельзя сказать о естественнонаучном знании, первичная задача которого – расширение и углубление представлений о природе. В рамках естественных наук техническое знание не имеет самостоятельной ценности, оно является вспомогательным (например, принцип работы лабораторной установки нужно знать для сбора эмпирических данных и их корректной обработки). По критериям цели и истоков можно даже различать научное, научно-прикладное и технологическое знание. Цель науки – получение нового знания из предшествующего; цель прикладной науки – приближение теоретического знания к решению практических проблем; цель технологического знания – получение знания для решения конкретной задачи посредством улучшения средств (Дж.К. Файбл).

Содержание технознания выстраивается вокруг know-how («знаю как») – знания о том, как что-либо сделать. Знание об объектах самих по себе – know-what – (даже о технических) здесь носит подчиненный характер. Например, устройство машины изучается для того, чтобы ее можно было эксплуатировать, тем самым получая практический эффект. Технознание всегда опирается на критерий эффективности. Другая содержательная особенность технознания обусловлена особенностями действия технических систем, которые не могут быть сведены к одному естественнонаучному принципу или теории. Так, например, работа двигателя внутреннего сгорания автомобиля основана на комплексе физических и химических закономерностей (механических, термодинамических, электротехнических, законах неорганической и органической химии). Еще одна особенность технознания – его конкретно-объектный характер; оно не может быть отвлечено от технического устройства или системы и должно учитывать не только назначение, эффективность и особенности эксплуатации, но также иметь приближение к особенностям конструирования, производства, утилизации технического устройства.

Специфика методов технознания определяется конкретной областью исследования. Однако нужно заметить, что ключевым методологическим критерием (помимо эффективности) является инструментальная измеримость параметров объектов технознания. Предполагается, таким образом, что методы, основанные на чисто математических моделях без экспериментальной проверки или на эксперименте, не предполагающем точного измерения и математического описания конкретных свойств, здесь не подходят.

Инженерная деятельность связана с непосредственным применением технического знания на практике. В строгом смысле инженерная деятельность – это социально организованная изобретательская, проектная и эксплуатационная деятельность, связанная с применением научно-технического знания. В современных условиях она, как правило, связана с потребностями производства, и сама носит производственный характер, развиваясь в соответствующих институтах (НПЦ, КБ, лабораториях и др.).

Признаком инженерии является ориентация на создание продукта объективированного отношения к действительности (нового объекта) чего нельзя сказать о художественно-ремесленной деятельности. Качественное отличие содержания инженерной деятельности состоит в манипулировании вещами на основе научного (объективного, не зависимого от субъективности) знания. Мастеру ремесленно-художественной деятельности такое знание не обязательно. В его деятельности ярче выражена эстетическая сторона и, следовательно, большее значение имеет реализация субъективного переживания, что, правда, характерно именно для художественной (творческой) деятельности; ремесленнику, в этом смысле, достаточно рецептурного знания. Художник не манипулирует вещами, он общается с ними, по-своему организуя мир. Инженерная деятельность также носит творческий характер, но осуществляется с применением рациональных эвристик и устойчивой структуры, предполагающей определение замысла (цели), его конкретизации в расчетно-графических схемах, применение специальных инструментов и методик для реализации замысла. В свое время П. Энгельмейер выразил структуру технического творчества в трех актах: 1) акт догадки – интуитивное возникновение замысла, идеи; 2) акт знания, состоящий в рассудочной работе по созданию идеальной модели изобретения; 3) акт умения – исполнение замысла, натурализация изобретения. Поэтому для обозначения специфики деятельности инженера оказываются важны три аспекта: креативный, когнитивный и операциональный.

Основными проявлениями (видами) инженерной деятельности являются изобретательство, проектирование, конструирование и эксплуатация техники. Изобретательство – создание новых принципов или конструкции технических устройств и систем. Проектирование – разработка идеальной модели технического объекта с обоснованием параметров его устройства и эксплуатации. Конструирование – деятельность по созданию оптимальной структурно-процессуальной модели объекта, пригодной для его изготовления. Эксплуатация техники – использование технического объекта в соответствии с его предназначением и параметрами работы.



2020-03-18 318 Обсуждений (0)
Специфика технознания и инженерной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика технознания и инженерной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)