Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общелогические методы исследования



2020-03-18 433 Обсуждений (0)
Общелогические методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




К общелогическим методам исследования относятся универсальные логические операции и их комплексы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение, аналогия и моделирование.

Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на составляющие элементы и дальнейшее исследование их свойств независимо от свойств других элементов. Возможной ошибкой применения этого метода является несоблюдение границ анализа. Ученый может расчленять объект только до тех пор, пока при этом сохраняется его качественное своеобразие. Например, если объектом исследования выступает общество, то, возможно, конечно, довести процедуру анализа до уровня клеток человеческого организма, но при этом мы выйдем за пределы исследуемого объекта.

Синтез – восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое. В результате синтеза исследователь приходит к новому видению объекта, поскольку синтез совершается на основе уже полученных знаний об отдельных свойствах объекта. Важно отметить, что синтез предполагает построение именно целостного образа объекта, все свойства которого взаимосвязаны, а не являются простой механической суммой.

Индукция – построение общего вывода на основе частных посылок, фактов. Главный недостаток этого метода познания состоит в том, что с его помощью практически невозможно получить действительно всеобщее и необходимое знание об объекте. Такое знание может быть получено только в случае, если ученый осуществит полную индукцию (т.е. рассмотрит абсолютно все частные случаи, варианты, факты по интересующей его проблеме). В реальном познавательном процессе обычно имеет место неполная индукция, а полная практически всегда неосуществима. Ошибка индуктивного вывода появляется и в том случае, когда ученый слишком поспешно переходит от немногих частных посылок к общему выводу, минуя промежуточные этапы.

Дедукция – переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Ценное качество дедукции состоит в том, что с ее помощью можно получать новое знание об объекте без обращения к опыту, опираясь только на логические построения. Однако это возможно лишь в случае, если изначальная посылка рассуждения была истинной, а в ходе построения частного вывода не нарушались законы логики. Четкое соблюдение правил дедукции вводит воображение в приемлемые для науки рамки и страхует от ошибок в познании.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от определенных свойств и связей объекта с целью выделить те существенные признаки, которые интересуют исследователя. Созданные в результате абстрагирования модели, идеальные объекты не имеют самостоятельного существования в объективной реальности. Абстракции бывают разных уровней. Абстракции первого порядка – результат отвлечения от реальных предметов. Абстракции второго порядка – отвлечения от абстракций первого порядка и т.д. Самый высокий уровень абстракций – философские категории. Одной из проблем применения метода абстрагирования является трудность определения существенных и несущественных признаков объекта, которые определяются как природой объекта, так и задачами исследования.

Обобщение – установление общих свойств и признаков родственных объектов (переход от вида к роду). В ходе научного исследования используют индуктивное (т.е. обобщение фактов) и мысленное или логическое обобщения. Понятия – одна из форм мысленного обобщения. Логическая операция, обратная обобщению, называется ограничением или конкретизацией.

Сравнение – выявление сходства и различия между объектами.

Аналогия – прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным признакам. Хотя этот метод используется в науке, но он не дает до конца достоверного знания. Однако, в ситуациях, когда объект изучен еще очень плохо, заключения по аналогии могут быть продуктивными. Чтобы степень достоверности была больше, необходимо делать заключения по аналогии относительно существенных признаков объектов, использовать как можно большее число совпадающих признаков, обращать внимание на различия.

Моделирование – прием познания объекта (оригинала) через создание и исследование его копии (модели), замещающей оригинал по тем позициям, которые представляют исследовательский интерес. Модель всегда соответствует оригиналу в тех свойствах, которые изучаются, но отличается по другим признакам. Модели могут быть предметными, знаковыми (схемы, чертежи, формулы), структурными, функциональными. В современной науке все шире используется компьютерное (математическое) моделирование.

Общелогические методы применяются как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях исследования, которые имеют и свои особые методы.

 



2020-03-18 433 Обсуждений (0)
Общелогические методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общелогические методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)