Семинар-практикум «Подготовка детей к школе»
Ракутина Е.В. воспитатель Чеклецова Ю.В. воспитатель Хлебникова Ю.В. учитель-логопед Батыркаева С.А. педагог-психолог МАДОУ ЦРР-детский сад «Лира» / корпус «Теремок» Цель: Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе. Задачи: 1. Дать представление о понятии «Готовность к школе». 2. Представить примерную модель личности первоклассника. 3. Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. 4. Знакомство родителей с упражнениями и играми для подготовки ребенка к школе в домашних условиях. Состав родительского собрания: родители детей группы, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог. Длительность собрания: 1час. Предварительная работа: 1.Оформление папки-раскладушки «Готовим будущего первоклассника». 2.Экскурсия в школу. 3.Оформление буклета, памятки для родителей. План: 1. Выступление воспитателей. 2. Выступление учителя-логопеда. 3. Памятки родителям «Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу». 4. Выступление педагога-психолога. 5. Рефлексия. Ход 1. Приветствие. 2. Актуальность. Проблема подготовки детей к школе по-прежнему остается актуальной. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, проходят определенную подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественной подготовки детей к школе, причем проводимой квалифицированными специалистами (психологами, педагогами, логопедами и другими специалистами). Но прежде чем познакомиться с критериями готовности вашего ребенка к школе, мы проверим, знаете ли вы о возможностях своего дошкольника! Тест «Готов ли ваш ребенок к школе» Что же мы вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»? Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей». К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Если у ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность — важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства. Критерии готовности: 1. физическая 2. интеллектуальная 3. социальная 4. мотивационная Интеллектуальная готовность- включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. (Рассмотреть буклет «Готовность ребенка к школе»). Огромной частью интеллектуальной готовности ребенка является развитие речи дошкольника. Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени-ранний и дошкольный возраст. Именно этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. О развитии речи детей старшего дошкольного возраста расскажет учитель-логопед Хлебникова Юлия Викторовна. Физическая готовность- это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Игра «Что умеем-мы покажем!» Мотивационная готовность- предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: - к новому педагогу; - к новому коллективу; - к новым требованиям; - к повседневным обязанностям. Проблема психологической готовности к школе стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Аспектами психологической готовности к школьному обучению занимались также отечественные ученые Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. О психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста расскажет педагог-психолог Батыркаева Светлана Александровна. Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. Социальная готовность- это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения. К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения: • умение слушать собеседника, не перебивая его; • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей. О играх, которые помогут социализироваться в кругу одноклассников, расскажет воспитатель Чеклецова Юлия Владимировна. А сейчас, уважаемые родители, мы попросим, Вас собрать нашим детям портфель. Игра «Собери портфель» Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов). Я попрошу, Вас сложить в этот портфель те качества, которые понадобятся вашему ребенку для обучения в школе. (Вывод) Советы родителям первоклассника. Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле! В соответствии со статьей («Закона об образовании»), родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. ДОУ — помощник в реализации данных задач. • Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. • В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим. • Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой. Игра-упражнения«Связующая нить». Участники становятся в круг. Воспитатель по кругу передаёт клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать своё настроение, рассказать о чувствах, что понравилось, а что нет и почему, какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания.
Социально-коммуникативная готовность -это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей- наставников.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |