Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альтернативные парадигмы образования



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Альтернативные парадигмы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Система образования представляет собой сложный, многомерный объект, описать который в рамках какой-либо одной научной дисциплины невозможно.

В первом приближении можно выделить три основных измерения: общее (условно назовем его технологическим), социально-экономическое и педагогическое, к каждому из которых можно применять теории, основанные на традиционной или новой парадигме. Осознание этого факта имеет важнейшее методологическое значение для адекватного отражения реальных противоречий, назревших в данной сфере, и для разработки оптимальной стратегии, органически увязывающей образовательные цели с общими национальными целями и задачами перехода от экстремальной ситуации на путь устойчивого развития.

Сейчас очень много говорят о необходимости непрерывного образования, но обычно понимают под ним простое дополнение к базовому образованию различных форм обучения, повышения квалификации, переобучения, осуществляемых в течение всей трудовой жизни. Такое представление достаточно для решения определенного, довольно широкого, круга познавательных и практических задач, но принцип непрерывности имеет, как будет показано дальше, гораздо более глубокое, фундаментальное значение, является ключом к пониманию сути расхождений ученых во взглядах на назревшие проблемы и определяет пути их практического разрешения. Вместе с тем он подразумевает качественно иной тип взаимодействия общества и формирующейся личности.

В частности, разрешение противоречия между тенденцией возрастания общественно необходимого времени на подготовку к труду и сокращением самого трудового периода возможно только на качественно новой основе. Вместо жесткого разделения во времени и пространстве учебной и производственной деятельности становится необходимым органическое соединение труда с обучением, постоянной профессиональной подготовкой. Этот принцип в отечественном образовании неплохо реализован в начальной и средней профессиональной школе (профтехучилища, совхозы—техникумы), в высшем профессиональном образовании (заводы—втузы, опыт Московского физико-технического института. Новосибирского государственного университета, студенческие строительные отряды и т. п.).

Реализация этого принципа достигается по-разному: во-первых, путем чередования труда и учения в течение дня, во-вторых, путем чередования труда и учения в течение всего жизненного пути, в-третьих, самое главное, в результате наполнения производственного процесса учением, а учебного процесса — производственной и научно-поисковой деятельностью. Естественно, что ни один из них не стоит абсолютизировать.

В современных условиях нецелесообразно создание дорогостоящей технической базы, целиком подчиненной учебным задачам, и наоборот, открываются все более широкие возможности соединения производственных и учебных задач, а следовательно, использования технической базы предприятий, организаций и учреждений в учебных целях. Таким образом, новый принцип непрерывности приходит на смену старому принципу прерывности процессов образования как во времени, так и в пространстве.

Для традиционной технологии также характерна прерывность между элементами системы образования: школьное обучение не зависит от дошкольного, высшее резко отличается по содержанию, формам и методам от среднего. Не случайно, например, адаптационный период для студентов в вузе растягивается до трех лет. Новая технология предполагает плавный переход от низших ступеней к высшим, обеспечивающий непрерывный подъем образовательной деятельности в целом — от дошкольной ступени до поствузовской. Эти тенденции современного образования находят свое выражение в интегративных процессах, предполагающих формирование учебных и научно-учебных комплексов, обучение по совмещенным программам в специализированных школах и средних профессиональных учебных заведениях, переключение высших учебных заведений на переподготовку и повышение квалификации кадров. В ведущих вузах страны, в том числе и Тюменском госуниверситетете, выпуск специалистов со вторым высшим образованием или на базе среднего специального образования уже превышает подготовку специалистов на дневном отделении, где студенты получают первое высшее образование.

Традиционная технология предполагает жесткое обособление образования от других сфер народного хозяйства, в то время как новая — тесную интеграцию с производством и наукой. Следовательно, взамен традиционного принципа прерывности внутренних и внешних связей системы образования необходимо последовательно реализовывать принцип их непрерывности.

Прерывность выражалась и в том, что при традиционной технологии в общей массе населения образование охватывало хотя и все более значительные, но отдельные демографические и профессиональные группы. Новая технология предполагает охват всего населения, т. е. непрерывность распространения в социальном пространстве. Вместо системы образования для жизни — система образования через всю жизнь.

Традиционная технология в качестве главной функции системы образования выделяет подготовку к жизни, новая — непосредственное включение подрастающих поколений в саму жизнь, а их деятельность по преобразованию жизни рассматривается в качестве важного средства собственного образования, формирования себя как личности. В новой парадигме предполагается непрерывность подготовительных и основных процессов жизнедеятельности учащихся. Известно, что студенчество часто стремилось (по разным мотивам) совмещать учебу с работой, которая, впрочем, была во многих случаях стихийной и эпизодической. Под такую деятельность будущих специалистов, кроме, пожалуй, практики студенческих строительных отрядов, не подводилась соответствующая методологическая организационная и законодательная база.

Рассматривая образование в социально-экономическом измерении, устанавливаем, что в этом аспекте также противостоят друг другу два противоположных теоретических исходных принципа. Они предполагают принципиально различное положение трудящегося человека в обществе, его объективное отношение к другим людям и к обществу в целом. Система образования, основанная на новой парадигме, отражает социальную справедливость, гуманизм и демократию как сущностные характеристики.

Традиционный взгляд связан с пониманием педагогической и учебной деятельности как непроизводственной, умственной, совершаемой в непроизводительной сфере. Педагогический труд выступает как один из видов услуг, а учеба — как один из видов духовного потребления. Общее образование, нацеленное якобы на всестороннее развитие, однозначно противостоит «одностороннему» профессиональному, т. е. имеет место жесткая разделенность, дискретность производственной и учебной деятельности общего и профессионального образования. Между тем в современном мире, особенно в России, такой разрыв стал чреват весьма тяжелыми последствиями. Биологически зрелые, но социально инфантильные, не умеющие работать выпускники общеобразовательных школ, не поступающие в профессиональные учебные заведения, превращаются в социальный динамит. Как отмечает В. М. Филиппов, либо высокое профессиональное образование, либо высокая профессиональная преступность.

Таблица 3



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Альтернативные парадигмы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альтернативные парадигмы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)