Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Современная школа и здоровье учащихся



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
II. Современная школа и здоровье учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




Коренные преобразования, происшедшие во многих сферах нашего общества в последние годы не смогли не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов (Г.Н.Сердюковская, 1995; Э.М.Казин и соавт, 2000), среди школьников России такие дети составляют 70-80 %. 

В целом по России лишь 34 % детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10 % детей начальных классов и от 3 % до 5 % старшеклассников (В.Н.Аверьянов, 2004).

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

По данным департамента здравоохранения администрации Ульяновской области, динамика общей заболеваемости детей всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний.

У детей (0-14 лет включительно) за период с 2000 по 2003 год наблюдается рост заболеваний: органов пищеварения на 61,5 %; органов дыхания на 10,9 %; костно-мышечной системы на 21,1 %; мочеполовой системы на 41,3 %; системы кровообращения на 32,3 %; заболеваний глаз на 42,8 %; нервной системы на 33,1 %.

У подростков (15-17 лет включительно) за аналогичный период наблюдается рост заболеваний нервной системы на 88,8 %, глазных заболеваний на 13,1 %, системы кровообращения на 26,5%, органов пищеварения на 46,5 %, мочеполовой системы на 87,8 %, костно-мышечной системы на 34,7 %.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Притом, что именно эти годы проходят под постоянным, каждодневным контролем со стороны педагогов.

Традиционно считается, что основная задача образовательного учреждения – дать необходимые знания, но может ли система образования, каждый учитель бесстрастно относиться к ухудшающемуся здоровью воспитанников.

Одним из ответов на этот вопрос, стала необходимость формирования у учителей, руководителей знаний по здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

 

 

2.1. Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья учащихся

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и воз­можностями самого организма противостоять нежелательным воздей­ствиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успеш­ности этой деятельности - устранение вредных воздействий (коррек­тировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредствен­но связанные с образовательным процессом, образовательными учреж­дениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьни­ков, на которые указывают многие исследователи и практики.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление инди­видуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя от­ветственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья чело­век не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени». Действительно, исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. По преданию, влады­ки Древнего Востока платили своим: врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровыми. Отношение к здоровью принципиально изме­нилось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание свое­му здоровью и все больше уповали на лечение возникших его нарушений, на врачей. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значе­ние и стала обращать основное внимание на лечение болезней. В СССР провозглашался принцип социально-профилактической направленности ме­дицины, ее бесплатности, доступности, и можно было ожидать, что забо­леваемость существенно снизится, а число здоровых людей значительно увеличится. Однако статистика говорит о другом. Очевидно, что в рам­ках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы ко­ренного перелома в уровне здоровья невозможно.

Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и обще­ства перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70—80% определяется его собственным отношением или возможностью влиять на факторы, имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежа­щем уровне собственного здоровья... — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психо­логический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возник­шего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность ста­новятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возник­шей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но си­туация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями про­блему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, это проблема не­разрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здо­ровья субъектов образовательного процесса, формированию у них куль­туры здоровья следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. Дорогу осилит идущий!

3. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определе­ний здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приве­денного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социально­го благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение является одним из самых популярных, в нем здоровье понимается наиболее обще, ёмко, виден некий идеал.

Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, акаде­мика РАМН Ю. П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным факто­ром, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается при­мерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезнен­ность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтвер­ждаются отечественными и зарубежными специалистами.

Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его» физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей понятия. Действительно, для характеристики состояния здоровья населения, как правило, исполь­зуется классическая триада: смертность в различных возрастных груп­пах, уровень и структура общей заболеваемости, а также достигнутый уровень физического развития. Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев. Психологическую составляющую здо­ровья мы имеем возможность оценить, но разрозненно, не целостно (уро­вень интеллекта отдельно, уровень тревожности отдельно - а где же целостная картина?). Об оценке духовно-нравственной составляющей здоровья говорить вообще не приходится. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоро­вья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заметить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты.

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть террито­рии нашей страны - зоны экологического неблагополучия. А это опре­деляет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу. Конечно, используя очистные фильтры, выма­чивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т. п. - невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а имен­но таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
II. Современная школа и здоровье учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Современная школа и здоровье учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)