II. Современная школа и здоровье учащихся
Коренные преобразования, происшедшие во многих сферах нашего общества в последние годы не смогли не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов (Г.Н.Сердюковская, 1995; Э.М.Казин и соавт, 2000), среди школьников России такие дети составляют 70-80 %. В целом по России лишь 34 % детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10 % детей начальных классов и от 3 % до 5 % старшеклассников (В.Н.Аверьянов, 2004). НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие: 1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%. 2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни. 3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей. 4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний По данным департамента здравоохранения администрации Ульяновской области, динамика общей заболеваемости детей всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. У детей (0-14 лет включительно) за период с 2000 по 2003 год наблюдается рост заболеваний: органов пищеварения на 61,5 %; органов дыхания на 10,9 %; костно-мышечной системы на 21,1 %; мочеполовой системы на 41,3 %; системы кровообращения на 32,3 %; заболеваний глаз на 42,8 %; нервной системы на 33,1 %. У подростков (15-17 лет включительно) за аналогичный период наблюдается рост заболеваний нервной системы на 88,8 %, глазных заболеваний на 13,1 %, системы кровообращения на 26,5%, органов пищеварения на 46,5 %, мочеполовой системы на 87,8 %, костно-мышечной системы на 34,7 %. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Притом, что именно эти годы проходят под постоянным, каждодневным контролем со стороны педагогов. Традиционно считается, что основная задача образовательного учреждения – дать необходимые знания, но может ли система образования, каждый учитель бесстрастно относиться к ухудшающемуся здоровью воспитанников. Одним из ответов на этот вопрос, стала необходимость формирования у учителей, руководителей знаний по здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
2.1. Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья учащихся Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики. 1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени». Действительно, исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим: врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровыми. Отношение к здоровью принципиально изменилось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание своему здоровью и все больше уповали на лечение возникших его нарушений, на врачей. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. В СССР провозглашался принцип социально-профилактической направленности медицины, ее бесплатности, доступности, и можно было ожидать, что заболеваемость существенно снизится, а число здоровых людей значительно увеличится. Однако статистика говорит о другом. Очевидно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно. Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70—80% определяется его собственным отношением или возможностью влиять на факторы, имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными». 2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, это проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. Дорогу осилит идущий! 3. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение является одним из самых популярных, в нем здоровье понимается наиболее обще, ёмко, виден некий идеал. Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю. П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами. Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его» физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей понятия. Действительно, для характеристики состояния здоровья населения, как правило, используется классическая триада: смертность в различных возрастных группах, уровень и структура общей заболеваемости, а также достигнутый уровень физического развития. Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев. Психологическую составляющую здоровья мы имеем возможность оценить, но разрозненно, не целостно (уровень интеллекта отдельно, уровень тревожности отдельно - а где же целостная картина?). Об оценке духовно-нравственной составляющей здоровья говорить вообще не приходится. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заметить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты. 4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны - зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу. Конечно, используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т. п. - невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |