II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году 2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.) 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) 2.5. особенности устава школы и норм школьной жизни 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы 2.7. участие родителей учащихся в жизни школы 2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» 2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» 2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы 2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) 3.1. психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися 3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок 3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска) 3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) 3.8. личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений 3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью 3.10. обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения 3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя 3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле деятельности образовательных учреждений, те направления, работая по которыми, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
III. Нормативно-правовое обеспечение оздоровительной работы в образовательных учреждениях В данный раздел включены федеральные законы (или извлечения из них), ведомственные нормативные правовые акты, знание которых поможет руководителям и педагогам в организации и проведении оздоровительной работы в образовательном учреждении. 3.1. В 1989 г. Генеральная ассамблея ООН приняла конвенцию по Правам ребенка. Конвенция о правах ребенка – это наиболее полное осознание прав ребенка, принимаемое международным сообществом, и права детей, приобретающие силу норм международного права. Один из основных принципов конвенции – приоритет интересов детей перед интересами общества. Статья 27. П. 1. «Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития ребенка. Конвенцией закреплены права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Конвенция признает право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания, право на уровень жизни, отвечающий стандарту (включая пищу, чистую воду и жилище). Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей, конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых, развлечения, на свободу выражения взглядов, право на информацию, свободу мысли, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Многие из записанных в конвенции положений предусматривают защиту детей в самых разнообразных ситуациях. Конвенция ОНН о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. 3.2. Конституция Российской Федерации (извлечения). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1193 года. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 41. 2. В Российской Федерации финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3.3. Закон Российской Федерации «Об Образовании».Принят Государственной Думой 12 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года. Подписан Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 13 января 1996 года № 12 - ФЗ. Москва, Кремль. Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. 8. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. 3.4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ(извлечение) Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. Статья 14. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. 1. На основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта. 2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю. 3. Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях. 4. С обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. 5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения в соответствии со своими уставами, их руководители: 1) обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнить установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии; 2) во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревнованиях; 3) по итогам учебного года во всех общеобразовательных учреждениях, а также в общеобразовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки. 6. В соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней в дошкольных и иных общеобразовательных учреждениях предусматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров. Государство оказывает материальную и иную поддержку физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях. Статья 27. Участие федеральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных объединений и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль выздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью. 3.5. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. В концепции говорится, что основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Реализация Концепции позволит: - улучшить физическое состояние населения, заложить основы формирования здорового и гармонично развитого поколения; - привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом различные категории населения; - использовать возможности физической культуры и спорта в совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи; - усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса, создать условия для их успешного выступления на международной арене; - повысить роль физической культуры и спорта как средства профилактики асоциального поведения молодежи; - использовать физическую культуру и спорт для социальной и физической адаптации инвалидов и детей-сирот; - разработать и внедрить в Российской Федерации систему спортивно-зрелищных мероприятий, которая будет способствовать созданию новых рабочих мест; - обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; - увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни. 3.6. Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга. 2. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. 3. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. 4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов. 5. Федеральный информационный фонд данных мониторинга (далее именуется - федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, формируемую на основе ежегодных наблюдений, а также совокупность нормативных документов и методических материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека. Федеральный информационный фонд является частью федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга. 6. При проведении мониторинга решаются следующие задачи: а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека; б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи; в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения; г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи); д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения; е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения; ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга. 7. Проведение мониторинга включает в себя: а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи; б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. 8. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями системы образования, физической культуры и спорта, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 9. Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют: а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации; б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах. 10. Органы государственного управления образованием, физической культурой и спортом совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют: а) формирование баз данных на основе результатов мониторинга, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации; б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации; в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам укрепления здоровья населения, установления факторов, оказывающих негативное воздействие на человека, и их устранения; г) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга. 11. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации осуществляет: а) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи); б) единое методическое обеспечение проведения мониторинга в Российской Федерации; в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи; г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда; д) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга. 12. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации определяет структуру, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга. 3.7. Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Утверждено приказом Минобразования России от 15 мая 2000 г. № 1418. I. Общие положения 1. Настоящее Примерное положение определяет организационно-методическую основу деятельности центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (далее - Центр). 2. Центр является структурным подразделением образовательного учреждения. 3. В своей деятельности Центр руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом образовательного учреждения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |