Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI. Гигиенические принципы построения режима дня и составления школьного расписания



2019-12-29 485 Обсуждений (0)
VI. Гигиенические принципы построения режима дня и составления школьного расписания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального функционального состояния их орга­низма без чрезмерного напряжения нервной систе­мы и утомления в большой степени зависит от ус­ловий обучения и воспитания детей в школе, правильной организации учебного процесса и соблюдения норм учебной деятельности.

Оценка условий жизнедеятельности детей и подростков, прежде всего, складывается из оценки их режима дня. Рациональный, соответ­ствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды дея­тельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полно­ценный отдых, достаточной продолжительности сон, что, в конечном счете, способствует нормаль­ному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следу­ющие обязательные элементы:

1. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

2. время пребывания на воздухе в течение дня;

3. продолжительность и кратность сна;

4. продолжительность и место обязательных за­нятий в режиме дня как в условиях образователь­ных учреждений (школа, внешкольные учреждения - кружки, дома творчества, дома пионеров), так и дома;

5. продолжительность составных элементов за­нятий, уроков с детьми и подростками, с учетом их особенностей (уроки в школе, занятия трудом, физической культурой, практика в УПК и др.), ме­тодика преподавания (активный и пассивный ме­тоды, наглядность и т.п.), плотность занятий;

6. свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственно­му выбору.

При анализе режима дня важно фиксировать и основные условия, в которых осуществляется со­ответствующая деятельность или отдых ребенка. Помимо продолжительности и кратности сна, важ­но знать и условия его проведения (наличие ве­ранд, спальных мешков для организации сна на воздухе). Необходимо фиксировать проведение отдельных занятий с детьми на воздухе (в лесу, парке, стадионе, зоопарке и т.п.).

Контроль за длительностью и последователь­ностью выполнения основных видов и элемен­тов деятельности детей и подростков (хрономет­раж) позволяет получить следующие объек­тивные данные:

1.продолжительность конкретной деятельнос­ти ребёнка и её отдельных элементов, их чередо­вание;

2. плотность занятий ребёнка;

3. плотность конкретных учебных элементов деятельности детей;

4. количество микропауз, самопроизвольных перерывов;

5. почасовая производительность труда детей и подростков в период производственной прак­тики, трудовой деятельности.

Плотность занятия- это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснения педагога, наблюдение за показом, под­готовку и уборку рабочего места.

Для трудовой деятельности и физического вос­питания регламентируется время выполнения кон­кретного задания по освоению соответствующей операции или упражнения, которое также может быть выражено в процентах, по отношению ко вре­мени, в течение которого ребенок занят учебной деятельностью.

На основе анализа хронометражных наблюде­ний, сопоставления их с данными функциональ­ного состояния и работоспособности детей и под­ростков обосновываются рациональное построе­ние режима дня детей, определяются оптималь­ные (учебно-воспитательные и физические) нагруз­ки, организация отдыха детей.

Существенным дополнением при гигиеничес­кой оценке учебно-воспитательного процесса в детском учреждении является наблюдение за по­ведением детей. Оно позволяет правильно объяс­нить особенности работоспособности детей в про­цессе их деятельности. В ходе наблюдения от­мечают:

1) внимание и интерес к выполняемой деятель­ности (заданию);

2) появление объективных признаков снижения работоспособности;

3) частоту непредусмотренных перерывов;

4) отвлечение посторонними делами и разго­ворами;

5) перемену положения тела.

Наблюдение можно дополнить сбором субъек­тивных жалоб на усталость, головную боль, голо­вокружение и т.д.

Не все элементы режима дня детей и подрос­тков (утренняя гимнастика, время занятий дома, продолжительность сна, игры на воздухе) могут быть изучены непосредственно, в связи с чем используются специальные анкеты.

Для этих целей используются однодневный оп­росный лист и недельная хронометражная карта (приложение 2).

Однодневный опросный лист содержит вопро­сы по режиму дня, на которые учащийся должен ответить. По представленной анкете ребенок дол­жен подробно ответить на каждый вопрос по дан­ным предыдущего дня - что он делал вчера.

Недельные хронометражные карты заполняют­ся учащимися в течение всей недели.

При обработке полученных однодневных анкет и недельных карт определяется продолжительность отдыха (ночной сон и прогулки на свежем воздухе), интервалы между приемами пищи и кратность пита­ния, длительность подготовки домашних заданий, продолжительность деятельности по собственному выбору, время работы в кружках и выполнение об­щественно-полезных поручений, оздоровительных и закаливающих мероприятий. Данные, полученные в ходе опросов детей, сравнивают с режимом дня, ус­тановленным для детей и подростков соответствую­щего возраста, что позволяет дать рекомендации по упорядочению режима дня и недели.

При обработке данных, характеризующих продол­жительность приготовления уроков, внеклассных за­нятий, пребывания на воздухе, фактические вариан­ты времени принято распределять, придерживаясь их группировки в таблицы с интервалом в 30 минут.

Появившиеся в последние годы образовательные учреждения с расширенным и углубленным содер­жанием образования (лицеи, гимназии, профильные, частные школы и т.д.) привели к разнообразию про­грамм, методов и форм обучения, которые зачас­тую не отвечают гигиеническим требованиям.

Для исключения перегрузки школьников, кроме совершенствования учебных программ, методов обу­чения и методики преподавания, необходимо вне­дрять в школьную практику научно обоснованные нормы учебной нагрузки.

Гигиеническое нормирование учебной нагрузки основывается на изучении функционального состоя­ния организма, подвергающегося этому воздействию. Основным критерием оценки учебной нагрузки является ее соответствие функциональным возможностям организма учащихся на каждом возрастном этапе.

Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие детей.

Полностью избежать утомления, возникающего вследствие любой деятельности, не удается. Поэтому ее необходимо так дозировать, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало во время отдыха, в противном случае утомление переходит в переутомление.

В части гигиены учебной деятельности нормируется и регламентируется величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.

Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса в школе являются урок и учебное расписание, которые в свою очередь зависят от учебных планов.

Учебный план разрабатывается в каждом образовательном учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм предельно допустимой нагрузки школьников. Для общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учетом ее продолжительности.

 

Классы

Максимально допустимая нагрузка в часах

 

при 6 - дневной неделе

при 5 - дневной неделе

3 летняя школа

1-3

25

22
 

4 летняя школа

1 22

20

2-4 25

22

5 31

28

6 32

29

7 34

31

8-9 35

32

10-11 36

33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся

       

 

Запрещается вводить 5-дневную учебную не­делю для учащихся 5-11 классов всех видов об­щеобразовательных учреждений с углублённым со­держанием обучения. Для остальных школ орга­низация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены.

Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.

 

 

 



2019-12-29 485 Обсуждений (0)
VI. Гигиенические принципы построения режима дня и составления школьного расписания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI. Гигиенические принципы построения режима дня и составления школьного расписания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)