VI. Гигиенические принципы построения режима дня и составления школьного расписания
Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального функционального состояния их организма без чрезмерного напряжения нервной системы и утомления в большой степени зависит от условий обучения и воспитания детей в школе, правильной организации учебного процесса и соблюдения норм учебной деятельности. Оценка условий жизнедеятельности детей и подростков, прежде всего, складывается из оценки их режима дня. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что, в конечном счете, способствует нормальному росту и развитию детей. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы: 1. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); 2. время пребывания на воздухе в течение дня; 3. продолжительность и кратность сна; 4. продолжительность и место обязательных занятий в режиме дня как в условиях образовательных учреждений (школа, внешкольные учреждения - кружки, дома творчества, дома пионеров), так и дома; 5. продолжительность составных элементов занятий, уроков с детьми и подростками, с учетом их особенностей (уроки в школе, занятия трудом, физической культурой, практика в УПК и др.), методика преподавания (активный и пассивный методы, наглядность и т.п.), плотность занятий; 6. свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору. При анализе режима дня важно фиксировать и основные условия, в которых осуществляется соответствующая деятельность или отдых ребенка. Помимо продолжительности и кратности сна, важно знать и условия его проведения (наличие веранд, спальных мешков для организации сна на воздухе). Необходимо фиксировать проведение отдельных занятий с детьми на воздухе (в лесу, парке, стадионе, зоопарке и т.п.). Контроль за длительностью и последовательностью выполнения основных видов и элементов деятельности детей и подростков (хронометраж) позволяет получить следующие объективные данные: 1.продолжительность конкретной деятельности ребёнка и её отдельных элементов, их чередование; 2. плотность занятий ребёнка; 3. плотность конкретных учебных элементов деятельности детей; 4. количество микропауз, самопроизвольных перерывов; 5. почасовая производительность труда детей и подростков в период производственной практики, трудовой деятельности. Плотность занятия- это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснения педагога, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места. Для трудовой деятельности и физического воспитания регламентируется время выполнения конкретного задания по освоению соответствующей операции или упражнения, которое также может быть выражено в процентах, по отношению ко времени, в течение которого ребенок занят учебной деятельностью. На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности детей и подростков обосновываются рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные (учебно-воспитательные и физические) нагрузки, организация отдыха детей. Существенным дополнением при гигиенической оценке учебно-воспитательного процесса в детском учреждении является наблюдение за поведением детей. Оно позволяет правильно объяснить особенности работоспособности детей в процессе их деятельности. В ходе наблюдения отмечают: 1) внимание и интерес к выполняемой деятельности (заданию); 2) появление объективных признаков снижения работоспособности; 3) частоту непредусмотренных перерывов; 4) отвлечение посторонними делами и разговорами; 5) перемену положения тела. Наблюдение можно дополнить сбором субъективных жалоб на усталость, головную боль, головокружение и т.д. Не все элементы режима дня детей и подростков (утренняя гимнастика, время занятий дома, продолжительность сна, игры на воздухе) могут быть изучены непосредственно, в связи с чем используются специальные анкеты. Для этих целей используются однодневный опросный лист и недельная хронометражная карта (приложение 2). Однодневный опросный лист содержит вопросы по режиму дня, на которые учащийся должен ответить. По представленной анкете ребенок должен подробно ответить на каждый вопрос по данным предыдущего дня - что он делал вчера. Недельные хронометражные карты заполняются учащимися в течение всей недели. При обработке полученных однодневных анкет и недельных карт определяется продолжительность отдыха (ночной сон и прогулки на свежем воздухе), интервалы между приемами пищи и кратность питания, длительность подготовки домашних заданий, продолжительность деятельности по собственному выбору, время работы в кружках и выполнение общественно-полезных поручений, оздоровительных и закаливающих мероприятий. Данные, полученные в ходе опросов детей, сравнивают с режимом дня, установленным для детей и подростков соответствующего возраста, что позволяет дать рекомендации по упорядочению режима дня и недели. При обработке данных, характеризующих продолжительность приготовления уроков, внеклассных занятий, пребывания на воздухе, фактические варианты времени принято распределять, придерживаясь их группировки в таблицы с интервалом в 30 минут. Появившиеся в последние годы образовательные учреждения с расширенным и углубленным содержанием образования (лицеи, гимназии, профильные, частные школы и т.д.) привели к разнообразию программ, методов и форм обучения, которые зачастую не отвечают гигиеническим требованиям. Для исключения перегрузки школьников, кроме совершенствования учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необходимо внедрять в школьную практику научно обоснованные нормы учебной нагрузки. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки основывается на изучении функционального состояния организма, подвергающегося этому воздействию. Основным критерием оценки учебной нагрузки является ее соответствие функциональным возможностям организма учащихся на каждом возрастном этапе. Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие детей. Полностью избежать утомления, возникающего вследствие любой деятельности, не удается. Поэтому ее необходимо так дозировать, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало во время отдыха, в противном случае утомление переходит в переутомление. В части гигиены учебной деятельности нормируется и регламентируется величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса. Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса в школе являются урок и учебное расписание, которые в свою очередь зависят от учебных планов. Учебный план разрабатывается в каждом образовательном учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм предельно допустимой нагрузки школьников. Для общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учетом ее продолжительности.
Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с углублённым содержанием обучения. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |