Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблема объекта и субъекта познания




Важнейшими компонентами познавательной деятельности явля-

ются субъект и объект познания. Субъект познания – носитель деятель-

ности, сознания и познания – это человек, который познает выделенный

11

в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объ-

ективной реальности, который овладел созданным человечеством ми-

ром и формами культуры, активно использует накопленные до него

знания, сохраняет их и генерирует новые. Определяющую роль в фор-

мировании конкретного индивидуального субъекта познания играет вы-

работанная обществом культура, своего рода «общественный дух», «не-

органическая природа», выступающая для каждого отдельного индиви-

да во внешне данных формах культуры. Овладевая этими формами, от-

дельный индивид приобщается к общественному субъекту (обществу

с его миром культуры), делает себя его частью и постепенно выступает

как познающий субъект. Объект познания – это такой фрагмент реаль-

ности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельно-

сти. Объект познания является такой частью объективной реальности,

которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена



им при помощи практической и познавательной деятельности, нарабо-

танных обществом на определенном этапе его развития. Так, например,

элементарные частицы стали объектом познавательной деятельности

только на рубеже ХIХ–ХХ вв., когда наука и практика именно этого

времени сделали возможным их изучение.

Познание, таким образом, есть особое отношение между субъек-

том и объектом. Каков же характер этого отношения, в чем его сущ-

ность? В истории философии трактовка данной взаимосвязи менялась,

как, впрочем, изменялось и толкование самих субъекта и объекта по-

знания. В этом смысле можно говорить о следующих основных фило-

софских моделях субъект-объектного отношения:

1. Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль

отводится, по существу, объекту познания, а само познание понимается

как процесс отражения объекта в сознании субъекта.

Ее истоки лежат в античной философии, хотя сами понятия субъ-

екта и объекта познания стали отчетливо применяться в гносеологии

только в Новое время. Так, в трудах Эмпедокла, Демокрита и других

мыслителей древности была разработана так называемая «теория исте-

чений», согласно которой с поверхности предметов постоянно отделя-

ются как бы тонкие пленки («образы»), повторяющие внешние характе-

ристики вещи. Они попадают в наше тело (например, в глаз) и вызыва-

ют в сознании соответствующие ощущения. При всей наивности этой

теории в ней явно просматривается основная идея объектно- натурали-

стической модели познания: объект познания влияет на субъекта.

Наиболее четко эта модель оформилась в механистическом мате-

риализме ХVII–ХVIII вв. Ее основные положения могут быть сведены

к следующим. Субъектом познания выступает отдельный индивид («гно-

сеологический Робинзон»), который, будучи природным существом,

12

взаимодействует с объектами по чисто физическим законам, его роль сво-

дится главным образом к созерцанию познаваемых предметов. И хотя им

могут применяться и различные экспериментальные операции с ними, тем

не менее и в этом случае субъект выступает преимущественно в роли на-

блюдателя, фиксирующего опытные данные. Объект же познания, при-

родное тело активно воздействует на субъекта и вызывает в нем чувствен-

ные образы, «картинки» вещей. «Причиной ощущения, – говорит, напри-

мер, Т. Гоббс, – является… объект, который давит на соответствующий

орган». Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъек-

том с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи,

законы ее бытия. Все наше знание, следовательно, имеет своим источни-

ком чувственно-воспринимаемые объекты, а сам процесс есть «зеркаль-

ное» отражение объекта в сознании субъекта.

Данная модель весьма упрощенно и грубо, особенно с современ-

ной точки зрения, представляет процесс познания. Вместе с тем ей уда-

лось схватить и некоторые черты, реально присущие большинству по-

знавательных актов: «активность» объекта, ситуацию его воспроизведе-

ния в сознании субъекта, роль чувственного опыта в познании. Эти идеи

были позже переосмыслены и использованы различными гносеологиче-

скими теориями.

2. Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение отда-

ется творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению

(рефлексии) объекта и самого процесса познания.

Истоки этой модели обнаруживаются уже в философии Р. Декар-

та, который обратил внимание на проблему достоверности познания

и обоснования знаний, получаемых субъектом. Ее решение философ

ищет в сфере сознания субъекта: именно в ней можно обнаружить тео-

ретический базис познания. Отмечая, что знание внешних объектов все-

гда носит опосредованный характер, Декарт подчеркивает, что непо-

средственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, и по-

этому наиболее простым и достоверным является познание субъектив-

ных состояний. В основе же этой достоверности лежит мысль о собст-

венном существовании субъекта: «Я мыслю, значит, существую» – са-

мая несомненная и достоверная истина. Правда, в познании, по Декарту,

следует допустить и реальное существование внешнего мира, ибо Бог,

создавший его, не может быть обманщиком... Но главное в познании

все-таки заключается в деятельности мышления субъекта, в его крити-

ческой рефлексии над получаемым знанием.

Свои законченные формы субъектно-рефлексивная модель приоб-

рела в немецкой классической философии, которая также ориентируется

на внутреннюю активность сознания (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель). Ее

заслугой был прежде всего пересмотр традиционного представления об

13

отношении субъекта и объекта: из субъекта-созерцателя человек пре-

вращается в субъекта-деятеля. Он активно вторгается в объект позна-

ния, не только отражая в своем сознании его свойства, но и в некотором

смысле создавая их, – характеристика познаваемого объекта зависит от

способов познания. Иногда эта мысль высказывается даже в чересчур

резкой форме: «рассудок не черпает свои законы… из природы, а пред-

писывает их ей», но в ней ярко выражена основная идея данной гносео-

логической модели – неизбежное влияние субъекта на объект познания

и включение субъективных моментов в его познавательный образ. По-

знавая предмет, человек не удовлетворяется получаемыми непосредст-

венно чувственными данными, но творчески-активно соотносит их со

своими знаниями, «просматривает» объект сквозь призму уже имею-

щихся представлений, пытается выявить присущий ему «человеческий

смысл». В немецкой классической философии приоритетными стано-

вятся также положения о социальных и культурных параметрах позна-

вательного процесса (Кант), об определяющем значении деятельности в

познании (Фихте) и др. И хотя данная модель также обладает опреде-

ленными недостатками (в частности, ее можно упрекнуть в некоторой

абсолютизации теоретической деятельности), в ее рамках тем не менее

были разработаны те гносеологические принципы, которые позже во

многом составили основания новейших теорий познания.

3. Современная модель – условно назовем ее полисубъектно-

деятельностной. Ее истоки лежат в двух предыдущих концепциях, но

основное содержание сложилось в ХIХ–ХХ вв. в результате развития

философии и научного знания. Сущность этой модели можно свести

к следующим основным тезисам:

· Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях

выступает активная творческая деятельность человека, направленная на

изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности. Она

складывается из материальной и духовной составляющих. Материаль-

ная деятельность (практика) связана с реальными изменениями предме-

та в результате определенного физического воздействия на него, духов-

ная – с мысленными операциями с ним. Познание, таким образом, «не

может быть лишь послушным отражением действительности... – оно

есть также активное преображение, осмысливание бытия». Изучаемый

объект представлен поэтому субъекту не в форме созерцания, а в фор-

мах деятельности, через призму примененной практики и использован-

ного знания. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими

их раскрывает наша деятельность.

· Субъект познания всегда «социально окрашен». Любой че-

ловек, познающий мир, выступает частью той или иной общности лю-

дей – профессионального коллектива, социальной группы, общества,

14

всего человечества. Поэтому активное воздействие человека на предмет

познания так или иначе подразумевает явное или неявное присутствие в

этом процессе всех человеческих поколений, точнее, их практического

и духовного наследия. Индивид, следовательно, как субъект познания

есть «полномочный представитель» человечества.

· Познавательная деятельность субъекта направляется и орга-

низуется определенной социокультурной программой. Она формируется

под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, целей, зна-

ний, мировоззрения и других компонентов культуры, в поле которых дей-

ствует субъект. В свою очередь, программа __________деятельности определяет вы-

бор объекта познания, ориентирует субъекта на изучение конкретных

свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и ме-

тодов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой

для себя субъектом познания, «задает» ему определенное видение изучае-

мых объектов и интерпретацию полученных новых знаний.

· Все компоненты познавательного отношения – субъект, его

деятельность, объект познания – динамичны и историчны, изменяются

с развитием общества. Увеличивается «духовный багаж» субъекта, каче-

ственно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется

мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмеша-

тельство человека в изучаемую реальность, что ведет в конечном счете

к все более глубокому проникновению в скрытые сущности явлений.

Данная модель познавательного отношения довольно удачно фик-

сирует его основные аспекты. Поэтому она так или иначе используется

практически всеми гносеологиями, хотя и может получать при этом

различную интерпретацию. Вместе с тем было бы неверно считать ее

истиной в последней инстанции: нет сомнения в том, что развитие об-

щества и культуры рано или поздно приведет к серьезным изменениям

в познавательном процессе, что потребует новой оценки роли и функ-

ций субъекта и объекта познания.

Итак, сущность познавательного отношения состоит в двусторон-

нем взаимодействии, «диалоге» субъекта и объекта познания. С одной

стороны, объект физически воздействует на человека, сам «говорит»

что-то о себе, и это есть необходимое, но недостаточное условие позна-

ния. Легко представить, что, если бы субъект-объектное отношение

сводилось только к этому воздействию, человеческие знания были бы

поверхностными и довольно случайными. С другой стороны, субъект ак-

тивно действует с познаваемым объектом, вопрошает его о том, о чем сам

объект «умалчивает» (например, о законах своего бытия) и заставляет так

или иначе «отвечать». Получить от объекта ответ на свои вопросы – и есть

важнейший смысл познавательной деятельности субъекта.

15

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7