Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблема как начало научного исследования




И особая форма знания

В переводе с древнегреческого термин «проблема» означает труд-

ность __________или преграду, для преодоления которой и предпринимаются соот-

ветствующие практические или теоретические усилия. Соответственно

этому различают практические и теоретические проблемы.

В научном исследовании имеют дело с проблемами эмпирическо-

го и теоретического характера, которые возникают в процессе роста

и развития научного знания. Как бы ни различались эти проблемы по

своей общности, уровню и содержанию, их назначение состоит в том,

чтобы точно и ясно указать именно на трудность, возникшую на той или

иной стадии познания, чтобы начать ее исследование и придать ее ре-

шению целенаправленный и поисковый характер.

Возникновению новой проблемы обычно предшествует появление

в науке проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это объективное состояние рассогласова-

ния и противоречивости научного знания, возникающее в результате его

неполноты и ограниченности. В зависимости от того, какие элементы

знания приходят к рассогласованию или конфронтации, вычленяются



следующие основные типы проблемных ситуаций:

· расхождение теорий с некоторыми экспериментальными дан-

ными. Так, обнаружение парадоксов в системе физического знания при

соотнесении новых фактов и новых теоретических следствий трансфор-

мировалось в проблемы, поиск решения которых привел к построению

специальной теории относительности и квантовой механики;

· конфронтация теорий, применяемых к одной предметной об-

ласти, по разным параметрам.

65

Можно выделить три вида конкуренции теорий:

1 – эквивалентных как в эмпирическом (одинаково хорошо согла-

суются с эмпирическими данными), так и в семантическом (несут одно

и то же содержание) плане, но различающихся лингвистически – сред-

ствами (языком) описания. Например, квантовая механика представлена

волновой механикой Л. де Бройля и Э. Шредингера и матричной меха-

никой В. Гейзенберга, М. Борна;

2 – эквивалентных в эмпирическом плане, но неэквивалентных

в семантическом отношении, когда на основании одних и тех же экспе-

риментальных данных строятся различные гипотезы, вычленяется раз-

ное теоретическое содержание. Так, теории А. Ампера и его последова-

телей, стоявших на точке зрения дальнодействия, конкурировали с тео-

рией Т. Максвелла, отстаивавшего близкодействие;

3 – конкуренция теорий, неэквивалентных в эмпирическом плане

и обладающих различной семантикой. Например, химики приняли ки-

слородную теорию А. Лавуазье, хотя ее способность объяснять экспе-

риментальные факты (по сравнению с господствовавшей флогистонной

теорией) казалась слишком сложной и малопонятной [56; с. 45–53];

· наконец, третий тип – проблемная ситуация, которая возникает

как столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей науч-

ного мышления, что, в свою очередь, порождает так называемые кон-

цептуальные проблемы трех видов:

1 – несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих

в основе конкурирующих теорий (например, в системе Птолемея

и в системе Коперника);

2 – противоречие между теорией и методологическими установ-

ками научного сообщества. Например, в ХVII в. образцом научной тео-

рии считалась математика с ее дедуктивным методом, а в ХVIII – начале

ХIХ в. господствовало убеждение, что подлинно научными могут быть

только теории, полученные с помощью индуктивных и эксперимен-

тальных методов;

3 – противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением,

считающееся для теории более серьезным испытанием, чем эмпирические

аномалии. Так, механику Ньютона не отвергали за неточное предсказание

движения планет, но многие, в частности Г. Лейбниц и Х. Гюйгенс, не со-

глашались с ее философскими основаниями, противоречащими господ-

ствующему мировоззрению.

Указанные типы и виды предстают как фундаментальные про-

блемные ситуации, которые могут играть существенную роль в разви-

тии науки.

Проблемная ситуация как объективное состояние научного знания

фиксируется в системе высказываний – тем самым формулируется про-

66

блема, в которой противоречия и неполнота, неявно содержащиеся в си-

туации, принимают явную и определенную форму. Сформулировав

проблему, исследователь, по сути, выбрал путь, по которому будет идти

поиск ее решения. Именно поэтому выявление объективно существую-

щей проблемной ситуации и постановку проблемы большинство мето-

дологов считают началом исследовательского поиска. Вместе с тем сам

вопрос о «начале» исследования __________не бесспорен, так как в науке известна

и другая ситуация, когда формулирование общетеоретической пробле-

мы является целью и результатом предварительного решения ряда част-

ных задач и вопросов, как, например, в классическом случае постановки

двадцати трех проблем математиком Д. Гильбертом [58; с. 261].

В проблеме как особой форме знания сущность рассогласования

знания фиксируется вопросом. Именно вопрос позволяет сфокусировать

и выявить главное противоречие и содержание проблемной ситуации.

Однако не следует отождествлять любой вопрос с проблемой. Проблема

– это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном чело-

вечеством знании, в то время как ответ на вопрос-задачу выводится из

знания, содержащегося в самом условии задачи. Ответ на информаци-

онный вопрос (например, в каком веке возникла письменность на Руси?)

отыскивается в накопленной информации с помощью специального по-

иска. В особых случаях постановке научной проблемы может предше-

ствовать решение специальных задач, например перестраивание эмпи-

рического обоснования теоретического знания в соответствии с новыми

фактами, что, в свою очередь, ставит проблему изменения картины ми-

ра, как, например, в случае радикальной трансформации электродина-

мической картины мира А. Эйнштейном.

Как знание, сформулированное в вопросительной форме, пробле-

ма обладает рядом особенностей. Прежде всего, это знание не может

быть получено с помощью дедуктивного вывода, в котором заключение

(сформулированная проблема) логически следовало бы из посылок.

Формулирование (постановка) проблемы осуществляется с помощью

некоторого набора логических процедур и операций, в частности фик-

сации противоречия и неопределенности в форме вопроса; пространст-

венно-временной ориентации, локализации и оценки проблемы (разгра-

ничение известного и неизвестного, уподобление – поиск образцов, от-

несение к определенному типу и т. п.); разработки понятийного аппара-

та и др.

Другая особенность – специфические виды оценок этого знания.

К вопросительной форме проблемы неприменима истинностная оценка,

но возможны такие виды оценок, как правильность, осмысленность, до-

пустимость__________, практическая и теоретическая значимость и др. Неопреде-

ленность, содержащаяся в проблемном знании, породила такой специ-

67

фический вариант проблем, как мнимые, или псевдопроблемы. Мнимые

проблемы, в силу своей теснейшей связи с постановкой и решением ре-

альных проблем науки, выступают как необходимые моменты разви-

вающегося знания. Они сходны с реальными проблемами по своей ло-

гической форме, их мнимость выясняется только путем эмпирической

проверки и логического анализа полученных результатов, сопоставле-

ния с научными фактами, материально-производственной и духовной

практикой. Вот почему нельзя категорически и безоговорочно заносить

в разряд мнимых проблемы экстрасенсорики, телепатии, телекинеза или

существования неопознанных летающих объектов. Различают относи-

тельно мнимые и абсолютно мнимые проблемы. К первым могут быть

отнесены многие физические проблемы, вполне реальные в рамках

классической физики, но теряющие смысл в новых физических теориях.

Так произошло с проблемами абсолютности пространства и времени,

мирового эфира в качестве неподвижной системы отсчета, неизменно-

сти массы, длины и др., когда они попали в контекст теории относи-

тельности. Ко вторым – такие, которые противоречат, как сегодня счи-

тается, закономерностям нашего физического мира, как, например, про-

блема вечного двигателя или проблема обоснования механических

свойств светового эфира, которую (как мнимую) определял М. Планк,

исходя из признания немеханической природы световых колебаний. Как

показывает история науки, и те и другие мнимые проблемы неотъемле-

мы от научного поиска и имеют определенную познавательную цен-

ность, поскольку стимулируют поиск и обогащают его даже отрица-

тельным результатом.

Общефилософский анализ существования в познании псевдо-

проблем позволил выявить следующие основные группы и соответст-

венно источники их появления:

· «онтологические» псевдопроблемы, возникающие в результате

приписывания предметного существования явлениям, которые не обла-

дают таким существованием (например, проблемы существования теп-

лорода, флогистона, эфира);

· логико-гносеологические псевдопроблемы, вызванные объек-

тивными трудностями познания и уровнем развития средств наблюде-

ния (к ним могут быть отнесены проблемы геоцентризма или поиск

объяснения расширяющейся Вселенной, например за счет возникнове-

ния «из ничего» атома в единицу времени, и пространства);

· логико-грамматические и семантические псевдопроблемы, по-

рождаемые несоответствием между языком, его структурой, правилами

и логикой. Примером последней группы могут служить парадоксы, воз-

никающие при неразличении объектного и метаязыка, как в случае па-

радокса теории множеств, открытого Б. Расселом. По его мнению, здесь

68

имеет место смещение в одном предложении слов различного логиче-

ского типа или различных семантических уровней языка.

До сих пор рассматривались преимущественно логико- методоло-

гические характеристики проблемы как формы знания, но при обраще-

нии к «механизмам» постановки, выбора и решения научных проблем

обнаруживается, что наряду с этими параметрами необходимо также

учитывать историко-научные и социально-культурные аспекты познава-

тельных процедур. Так, постановка новой проблемы существенно зави-

сит от такого объективного фактора, как степень зрелости или развито-

сти предмета исследования (например, проблемы экологического кри-

зиса на планете не ставились учеными ХVI в.).

Этот вопрос имеет свою социальную подоплеку, ибо общество,

как писал К. Маркс, «ставит себе всегда только такие задачи, которые

оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда ока-

зывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные

условия ее решения уже имеются налицо или, по крайней мере, нахо-

дятся в процессе становления» [55; с. 7].

Следует отметить, что в истории науки достаточно часты и другие

ситуации, когда постановка проблемы отражает объективную зрелость

предмета исследования, но не учитывает подготовленность обществен-

ного научного мышления к восприятию этой проблемы. Известно, что

большинство современников основоположника учения о наследствен-

ности Г. Менделя не понимало, о чем идет речь в открытых им законах.

Результаты, полученные ученым, значительно опережали имевшийся

уровень науки. Работа Менделя противоречила традиционным подхо-

дам науки того времени к изучению наследственности, а также господ-

ствовавшему в середине ХIX в. способу мышления. Аналогичную си-

туацию мы встречаем в истории открытия витаминов (работы Н. И. Лу-

нина) с той только разницей, что значение своих работ не понял и сам

автор. Таким образом, постановка, выбор и решение научных проблем,

возникающих как следствие рассогласования, противоречивости и не-

полноты научного знания, существенно обусловливаются не только

собственно научными, но также социальными и культурно- историче-

скими факторами.

Зависимость постановки и характера проблемы от социокультур-

ных факторов наиболее ярко выражена в гуманитарном знании, в целом

в науках о духе, где проблема как форма научного знания имеет свои

особенности.

69

Тема 5

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7