Философия дает науке наиболее общие методологические
Принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Прин- Ципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих ре- Гулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности ме- Тодологическую программу самого верхнего уровня. От философии ученый получает определенные мировоззренче- Ские, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые Иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) Влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты. Существенное влияние на развитие научного познания филосо- Фия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь Идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, Представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на бу- Дущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский ап- Парат диалектики, предвосхитивший определенные положения синерге- Тики. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех Его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно Фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой Ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, ука- Занное влияние может быть как позитивным, так и негативным, в зави- Симости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руко- Водствуется ученый и какие именно философские принципы он исполь- Зует. Влияние философии на процесс специально-научного исследова- Ния и построение научной теории заключается, в частности, в том, что Ее принципы, при переходе от умозрительного к фундаментальному Теоретическому исследованию, выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию. Философско-методологические принципы в их единстве вы- Полняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от Практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий Критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ря- Да обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно. Воздействие всеобщих философских принципов на процесс науч- Ного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, А сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции Нижележащих методологических уровней. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис- Следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо Стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобще- 74 Го значения (например: законы, категории, понятия, причины и т. д.), Которые и делают всякую науку «прикладной логикой». Реализация философских принципов в научном познании означа- Ет вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым Путь реализации функций философии есть не только способ решения Фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой Философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов. Общенаучные ( общелогические ) методы В своей познавательной деятельности, в том числе и научной, люди Осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Методологический анализ процесса научного познания позволяет выде- Лить два типа приёмов и методов исследования: во-первых, приёмы и ме- Тоды, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых стро- ится __________как научное, так и обыденное познание. К ним можно отнести анализ И синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и др. На- Зовём их условно общелогическими методами; во-вторых, существуют особые приёмы и методы, характерные только для научного познания, – Научные методы исследования. Они, в свою очередь, подразделяются на Две основные группы: методы построения эмпирического знания и ме- Тоды построения теоретического знания. На их анализе мы остановимся Особо, а сейчас обратимся к характеристике общелогических методов И приёмов научного познания. С помощью общелогических методов по- Знание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существен- Ные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг С другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный Предмет расчленить (мысленно или практически) на составляющие час- Ти, а затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи И отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как Эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить В единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, Т. е. такое представление, которое опирается на глубокое знание внут- Ренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких опе- Раций, как анализ и синтез. Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие Части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто- Роннего изучения. Синтез – это соединение ранее выделенных частей (сторон, при- Знаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. 75 Объективной предпосылкой этих познавательных операций явля-
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |