Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия дает науке наиболее общие методологические



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Философия дает науке наиболее общие методологические 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Прин-

Ципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих ре-

Гулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности ме-

Тодологическую программу самого верхнего уровня.

От философии ученый получает определенные мировоззренче-

Ские, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые

Иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках)

Влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

Существенное влияние на развитие научного познания филосо-

Фия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь

Идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы,

Представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на бу-

Дущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет.

Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский ап-

Парат диалектики, предвосхитивший определенные положения синерге-

Тики.

Философия влияет на научное познание так или иначе на всех

Его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно

Фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой

Ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, ука-

Занное влияние может быть как позитивным, так и негативным, в зави-

Симости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руко-

Водствуется ученый и какие именно философские принципы он исполь-

Зует. Влияние философии на процесс специально-научного исследова-

Ния и построение научной теории заключается, в частности, в том, что

Ее принципы, при переходе от умозрительного к фундаментальному

Теоретическому исследованию, выполняют своеобразную селективную

(отборочную) функцию.

Философско-методологические принципы в их единстве вы-

Полняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от

Практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий

Критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ря-

Да обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс науч-

Ного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно,

А сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции

Нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис-

Следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо

Стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобще-

74

Го значения (например: законы, категории, понятия, причины и т. д.),

Которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означа-

Ет вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым

Путь реализации функций философии есть не только способ решения

Фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой

Философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

Общенаучные ( общелогические ) методы

В своей познавательной деятельности, в том числе и научной, люди

Осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы.

Методологический анализ процесса научного познания позволяет выде-

Лить два типа приёмов и методов исследования: во-первых, приёмы и ме-

Тоды, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых стро-

ится __________как научное, так и обыденное познание. К ним можно отнести анализ

И синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и др. На-

Зовём их условно общелогическими методами; во-вторых, существуют

особые приёмы и методы, характерные только для научного познания, –

Научные методы исследования. Они, в свою очередь, подразделяются на

Две основные группы: методы построения эмпирического знания и ме-

Тоды построения теоретического знания. На их анализе мы остановимся

Особо, а сейчас обратимся к характеристике общелогических методов

И приёмов научного познания. С помощью общелогических методов по-

Знание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существен-

Ные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг

С другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный

Предмет расчленить (мысленно или практически) на составляющие час-

Ти, а затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи

И отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как

Эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить

В единый предмет и составить себе конкретно-общее представление,

Т. е. такое представление, которое опирается на глубокое знание внут-

Ренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких опе-

Раций, как анализ и синтез.

Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие

Части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто-

Роннего изучения.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей (сторон, при-

Знаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

75

Объективной предпосылкой этих познавательных операций явля-



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Философия дает науке наиболее общие методологические 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия дает науке наиболее общие методологические

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)