Этапы развития и функции науки в обществе
В современной философии науки наиболее авторитетной считает- ся концепция развития науки В. С. Стёпина, известного отечественного философа [84; с. 47–56]. Взяв за основу характер связи науки и практи- ки, а также способ построения репрезентирующих моделей, он выделяет две стадии в развитии науки – стадию преднауки и стадию науки в соб- ственном смысле. На стадии преднауки познание отражает преимуще- ственно те вещи и способы их изменения, с которыми человек много- кратно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, 43 с которыми мышление оперировало как со специфическими предмета- ми, замещающими объекты реального мира. Соединяя исходные иде- альные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем модели тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в практике. Примером таких моде- лей могут служить знания об операциях сложения и вычитания целых чисел. Эти знания представляют собой идеальную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмечен- ным формируется новый способ построения знаний. Он заключается в построении схем предметных отношений за счет переноса уже соз- данных идеальных объектов из других областей знания и объединения их в новую систему без непосредственного обращения к практике. Та- ким путем создаются гипотетические схемы предметных связей дейст- вительности, которые затем прямо или косвенно обосновываются прак- тикой. Вначале этот способ исследования утвердился в математике. Так, открыв для себя класс отрицательных чисел, математика распространя- ет на них все те операции, которые были приняты для положительных чисел, и таким путем создает новое знание, характеризующее ранее не- исследованные структуры объективного мира. В дальнейшем происхо- дит новое расширение класса чисел: применение операций извлечения корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию – «мни- мое число». И на этот класс идеальных объектов опять распространяют- ся все те операции, которые применялись к натуральным числам. Описанный способ построения знаний утверждается не только в математике. Вслед за нею он распространяется на сферу естественных наук. В естествознании он известен как метод выдвижения гипотетиче- ских моделей реальности (гипотез) с их последующим обоснованием опытом. Благодаря методу гипотез научное познание как бы освобождает- ся от жесткой связи с наличной практикой и начинает прогнозировать способы изменения объектов, которые, в принципе, могли бы быть ос- воены в будущем. С этого момента кончается этап преднауки и начина- ется наука в собственном смысле слова. В ней, наряду с эмпирическими законами (которые знала и преднаука), формируется особый тип знания – теория. Рассмотренная выше модель развития науки характеризует её в эпистемологическом смысле. Однако можно выделять определенные вехи и этапы научного развития и в других отношениях, например в зависимости от распространения способа теоретического познания, основанного на движении мысли в поле теоретических идеальных объ- 44 ектов, как бы сверху практики. Первоначально такой способ познания утвердился в математике – самой древней науке. Следующей вехой ста- ло появление естествознания, основанного на соединении математиче- ского описания природы с её экспериментальным исследованием – в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Затем – в XVIII–XIX вв. – происходит становление технических и социальных наук, что было связано с интенсивным индустриальным развитием об- щества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложня- ло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания. К середине XIX в. формируется дис- циплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из наук (математика, физика, химия, биология, технические и социально-гуманитарные науки) имеет свой предмет, свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для неё философско- мировоззрен- ческие основания. Взаимодействие наук, которое по мере развития нау- ки возрастает, формирует междисциплинарные исследования, удельный вес их, соответственно, повышается. Каждый этап развития науки сопровождался особым типом её ин- ституализации и соответствующими социальными функциями в жизни общества. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различ- ными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возни- кающих в жизни общества. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущно- сти отражает исторический процесс формирования и расширения соци- альных функций науки, т. е. возникновения и упрочения все новых ка- налов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, за- рождения буржуазных общественных отношений и формирования ка- питализма, т. е. эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнару- живалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего это- го времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой. 45 Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Гали- лея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхожде- нии видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в во- просах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребова- лось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие во- просы стали элементами общего образования. Без этого научные пред- ставления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культур- но-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило форми- рование науки как социального института в структуре общества. Что касается функций науки как непосредственной производи- тельной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы совре- менного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности че- ловека. В период становления науки как социального института вызрева- ли материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, соз- давался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабаты- вался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые пробле- мы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом на- учного исследования и даже давали начало новым научным дисципли- нам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая дея- тельность, как правило, не умела, да __________и не испытывала потребности опи- раться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учиты- вать их. Вплоть до середины ХIX в. случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодически- ми и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое ис- пользование. 46 Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпи- рическая основа практической деятельности слишком узка и ограничена для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствова- ния средств производственной деятельности. Осознание этого резко из- менило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производ- ства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недол- го ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и ха- рактер производства. Важной стороной превращения науки в непосредственную произ- водительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких от- раслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, соз- дание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях мате- риального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики. Если говорить о науке, то она, прежде всего, получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющую- ся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые __________ею порождены. Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций – она начи- нает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно вклю- чаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные методы науки используются для разработки масштабных планов и про- грамм социального и экономического развития. При составлении каж- дой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необ- ходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естест- венных и технических наук. 47 Очень важны функции науки как социальной силы в решении гло- бальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, расту- щее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым пода- вать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надви- гающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объясне- ние причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и созда- ние средств для их достижения – все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, со- циальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодейст- вия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыден- ным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку вы- яснение закономерностей научного познания требует анализа его соци- альной обусловленности и его взаимодействия с различными феноме- нами духовной и материальной культуры. 48
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |