Структура научного исследования
Научное знание вырабатывается в процессе научно- исследова- тельской деятельности. Именно исследование является способом науч- ной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Исследо- вательская работа – это главная движущая сила производства научных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть структуру научно- исследо- вательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни? К структурным компонентам научно-исследовательской деятель- ности относятся субъект, объект и средства. В этом случае гносеологи- ческая система «субъект – объект» (рассмотренная нами в первой лек- ции) конкретизируется как «исследователь – средства исследования – объект исследования». Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях. На первом из них субъ- ект выступает как индивид – исследователь, ученый, научный труд ко- торого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией со- временников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый – это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его инди- видуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщест- во, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действу- ет как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.). Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема соци- альной организации науки и ее особенности в различных социально- экономических структурах. Таким образом, вычленение уровней позво- ляет отразить объективную диалектику индивидуального и коллектив- 61 ного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представ- лен в науке, и каждый важен по-своему. Объект научной деятельности становится таковым лишь вследст- вие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвер- гается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект пу- тем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введе- ния понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта по- знания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Один и тот же объект познания может стать основой для формиро- вания предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследова- ния нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных раз- ных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к соз- данию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае науко- ведения, экологии, а сегодня выдвигается задача создания человековеде- ния. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отра- жение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии – превращения различ- ных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения; предмет физиологии – функции различных живых организмов (рост, раз- множение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития. Средства научной деятельности включают материально- техниче- ские приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык – специальный научный и ес- тественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выде- лены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значи- мости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим перевооружением науки информацион- ной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией. Принципиальными __________мо- ментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета, 62 подключающих исследователя не только к базам данных, но и к экс- пертным системам для консультаций; возможность интегрировать на- циональные и международные информационные базы данных и обеспе- чить принципиально новый уровень знаний в различных областях.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |