Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура научного исследования



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Структура научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Научное знание вырабатывается в процессе научно- исследова-

тельской деятельности. Именно исследование является способом науч-

ной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Исследо-

вательская работа – это главная движущая сила производства научных

знаний. Поэтому необходимо рассмотреть структуру научно- исследо-

вательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её

динамика и уровни?

К структурным компонентам научно-исследовательской деятель-

ности относятся субъект, объект и средства. В этом случае гносеологи-

ческая система «субъект – объект» (рассмотренная нами в первой лек-

ции) конкретизируется как «исследователь – средства исследования –

объект исследования».

Субъект научной деятельности функционирует в современном

обществе на трех взаимодействующих уровнях. На первом из них субъ-

ект выступает как индивид – исследователь, ученый, научный труд ко-

торого не обязательно носит совместный характер, но всегда является

всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией со-

временников, частью использованием труда предшественников. Таким

образом, ученый – это не абстрактный индивид или «гносеологический

Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его инди-

видуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной,

в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне

субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщест-

во, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действу-

ет как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.).

Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается

общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема соци-

альной организации науки и ее особенности в различных социально-

экономических структурах. Таким образом, вычленение уровней позво-

ляет отразить объективную диалектику индивидуального и коллектив-

61

ного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представ-

лен в науке, и каждый важен по-своему.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследст-

вие активной материально-практической и теоретической деятельности

исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвер-

гается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например

в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом

теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект пу-

тем представления через сеть научных понятий, специально созданную

систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введе-

ния понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта по-

знания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной

деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта.

Один и тот же объект познания может стать основой для формиро-

вания предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследова-

ния нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то

же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д.

В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории

данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных раз-

ных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к соз-

данию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае науко-

ведения, экологии, а сегодня выдвигается задача создания человековеде-

ния. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отра-

жение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых

в определенном отношении. Так, предмет химии – превращения различ-

ных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения;

предмет физиологии – функции различных живых организмов (рост, раз-

множение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов

к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции

и индивидуального развития.

Средства научной деятельности включают материально- техниче-

ские приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода

знаковые средства, в первую очередь язык – специальный научный и ес-

тественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения,

проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выде-

лены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значи-

мости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить

принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи

с происходящим техническим перевооружением науки информацион-

ной техникой, радикальным совершенствованием технических средств

в области общественного обмена информацией. Принципиальными __________мо-

ментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета,

62

подключающих исследователя не только к базам данных, но и к экс-

пертным системам для консультаций; возможность интегрировать на-

циональные и международные информационные базы данных и обеспе-

чить принципиально новый уровень знаний в различных областях.



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Структура научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)