Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Этапы и уровни научного исследования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее

статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в ди-

намике предполагает вычленение основных этапов научного исследова-

ния. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: по-

становку проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; экс-

перимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте,

– создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного

знания. Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости

от специфики науки естествознания, математики или социально-

гуманитарных дисциплин.

Для структурного разграничения целостной системы научного

знания и познавательной деятельности в методологии существуют по-

нятия эмпирического и теоретического уровней [103, 105]. Рассмотрим

эти понятия. Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому

знанию, так как является уровнем специализированного научного по-

знания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную

систематизированную деятельность на основе специальных методов



и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную

деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождеств-

лять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как

стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют

любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, осо-

бенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на

чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей

нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое

и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к на-

учному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы ис-

следований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное

и логическое представлено и определенным образом сочетается как на

эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни различаются, во-первых,

по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня

лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благо-

даря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение ис-

ходного познавательного материала; в основе теоретического уровня –

63

абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей

и построению различных систем знаний. Во-вторых, уровни научного

знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом

уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, не-

посредственно отражающие свойства и отношения явлений действитель-

ности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом

уровне в логически организованной форме теоретического знания отра-

жаются существенные характеристики явлений, их закономерности. Спе-

цифика каждого из уровней более детально будет охарактеризована при

дальнейшем рассмотрении методов и форм научного познания в соответ-

ствии с их принадлежностью тому или другому уровню.

Относительность деления научного познания на уровни проявля-

ется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости.

Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретиче-

ских предпосылок, которые представляют своего рода исходный «кон-

цептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую

определенные представления о предмете исследования. Эта система ко-

ординат выступает как предпосылка и ориентир эмпирического иссле-

дования. Ни одна отрасль знания не является беспредпосылочной отно-

сительно исходных концептуальных представлений о своем предмете.

Точно также любая теория, сколь ни была бы она абстрактной,

в конечном счете опирается, как известно, на практику, на эмпириче-

ские данные, что не требует особого доказательства. Противопоставле-

ние эмпирического и теоретического относительно, является видом аб-

стракции, результатом методологической конструктивной деятельности,

позволяющей структурировать «по этажам» виды деятельности и фор-

мы знания. При этом всегда имеется в виду глубокая внутренняя связь,

реально существующая между единичным и общим, явлением и сущно-

стью, эмпирическими фактами и их теоретическим объяснением, что

делает возможным эмпирическое, практическое подтверждение теории.

Соответственно, необходимо иметь в виду, что абстракции эмпириче-

ского и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отра-

жают в полной мере структурные компоненты реального знания. Так,

деление на «уровни», по существу, не учитывает такую важную состав-

ляющую научного познания, как философско-мировоззренческие пред-

посылки и основания, через которые в конечном счете проявляется со-

циально-культурная обусловленность всего познавательного процесса.

Каждый из уровней характеризуется своим набором методов и форм

знания, вместе с тем ряд методов, что будет специально отмечено, при-

меняются и на том и на другом уровнях. Следует также отметить, что

существуют науки, в которых невозможно разделение на теоретический

и эмпирический уровни, они как бы принадлежат одному из уровней,

64

например, логико-математические дисциплины представлены на теоре-

тическом уровне, тогда как естественно-исторические науки – геология,

палеонтология и многие другие, подобные им, – существуют преимуще-

ственно на эмпирическом уровне, а в функции теории, как правило, вы-

ступают первичные эмпирические обобщения и гипотезы.

Абстрагирование знания на эмпирический и теоретический уров-

ни порождает серьезные проблемы при обращении к гуманитарному

знанию. И дело не только в том, что в этих науках преобладают эмпи-

рические методы, невелики возможности формализации и математиза-

ции знания, построения абстрактной теории, но и в том, что сами объек-

ты, в большинстве своем тексты, «языковые феномены» двойственны

по своей природе и соединяют неразделимые по существу материально-

знаковые и условные, символически-идеальные начала.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7