Этапы и уровни научного исследования
Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в ди- намике предполагает вычленение основных этапов научного исследова- ния. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: по- становку проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; экс- перимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного знания. Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки естествознания, математики или социально- гуманитарных дисциплин. Для структурного разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют по- нятия эмпирического и теоретического уровней [103, 105]. Рассмотрим эти понятия. Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного по- знания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождеств- лять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, осо- бенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к на- учному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы ис- следований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания. Эмпирический и теоретический уровни различаются, во-первых, по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благо- даря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение ис- ходного познавательного материала; в основе теоретического уровня – 63 абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний. Во-вторых, уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, не- посредственно отражающие свойства и отношения явлений действитель- ности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом уровне в логически организованной форме теоретического знания отра- жаются существенные характеристики явлений, их закономерности. Спе- цифика каждого из уровней более детально будет охарактеризована при дальнейшем рассмотрении методов и форм научного познания в соответ- ствии с их принадлежностью тому или другому уровню. Относительность деления научного познания на уровни проявля- ется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретиче- ских предпосылок, которые представляют своего рода исходный «кон- цептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Эта система ко- ординат выступает как предпосылка и ориентир эмпирического иссле- дования. Ни одна отрасль знания не является беспредпосылочной отно- сительно исходных концептуальных представлений о своем предмете. Точно также любая теория, сколь ни была бы она абстрактной, в конечном счете опирается, как известно, на практику, на эмпириче- ские данные, что не требует особого доказательства. Противопоставле- ние эмпирического и теоретического относительно, является видом аб- стракции, результатом методологической конструктивной деятельности, позволяющей структурировать «по этажам» виды деятельности и фор- мы знания. При этом всегда имеется в виду глубокая внутренняя связь, реально существующая между единичным и общим, явлением и сущно- стью, эмпирическими фактами и их теоретическим объяснением, что делает возможным эмпирическое, практическое подтверждение теории. Соответственно, необходимо иметь в виду, что абстракции эмпириче- ского и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отра- жают в полной мере структурные компоненты реального знания. Так, деление на «уровни», по существу, не учитывает такую важную состав- ляющую научного познания, как философско-мировоззренческие пред- посылки и основания, через которые в конечном счете проявляется со- циально-культурная обусловленность всего познавательного процесса. Каждый из уровней характеризуется своим набором методов и форм знания, вместе с тем ряд методов, что будет специально отмечено, при- меняются и на том и на другом уровнях. Следует также отметить, что существуют науки, в которых невозможно разделение на теоретический и эмпирический уровни, они как бы принадлежат одному из уровней, 64 например, логико-математические дисциплины представлены на теоре- тическом уровне, тогда как естественно-исторические науки – геология, палеонтология и многие другие, подобные им, – существуют преимуще- ственно на эмпирическом уровне, а в функции теории, как правило, вы- ступают первичные эмпирические обобщения и гипотезы. Абстрагирование знания на эмпирический и теоретический уров- ни порождает серьезные проблемы при обращении к гуманитарному знанию. И дело не только в том, что в этих науках преобладают эмпи- рические методы, невелики возможности формализации и математиза- ции знания, построения абстрактной теории, но и в том, что сами объек- ты, в большинстве своем тексты, «языковые феномены» двойственны по своей природе и соединяют неразделимые по существу материально- знаковые и условные, символически-идеальные начала.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |