Классическая концепция истины и её альтернативы
Трудно найти проблему, которая бы обладала такой притягатель- ностью, как истина. Истина является целью познавательной деятельно- сти человека. Споры, которые ведутся вокруг понятия истины, носят не терминологический, а мировоззренческий характер. В самом деле, ис- тину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия; и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т. д. Не случайно в мифологическом образе истина предстает как прекрас- ная, гордая и благородная женщина, а древнеегипетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным кам- нем, называвшуюся истиной. История человеческой культуры полна примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо, как верно сказано, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником. Наиболее известной концепцией истины является концепция со- ответствия (корреспонденции) знания действительности, или классиче- ская теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а затем разрабо- танная Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Для этой концепции исти- ны характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что че- ловек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действи- тельности в форме знания. Позже в марксистском подходе понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено ука- занием на роль практики в этом процессе. Итак, истина – это соответст- вие наших знаний объективной действительности, которое устанавлива- ется общественно-исторической практикой. При всей простоте и очевидности классическая концепция истины впоследствии столкнулась с немалыми трудностями. Ее сторонники ис- ходили из того, что, во-первых, действительность, которая является предметом познания, не зависит ни от субъекта, ни от условий среды; во-вторых, мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное соответствие с действительностью; в-третьих, интуитивно ясный крите- рий, позволяет установить, соответствует ли знание реальности; в-четвертых, истина непротиворечива. Все эти постулаты нуждались в критическом переосмыслении. Оказалось, что реальность не дана, а задана субъекту в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувст- венного восприятия и абстрактного мышления. Далее, соответствие знаний реальности не является простым, однозначным и зеркальным копированием реальности. Это __________соответствие включает целый ряд со- глашений. 25 Язык, знание в действительности не похожи на копию мира. Про- блема постановки критерия истины также вызывала затруднения, ибо приводила к парадоксу бесконечного регресса: для доказательства ис- тинности утверждения необходимо принять некоторый критерий исти- ны; однако сам этот критерий должен быть доказан на основе другого критерия истины и т. д. Эти трудности привели к двоякого рода реакции: 1) попыткам со- вершенствования классической концепции истины; 2) критическому пе- ресмотру классической концепции и замене ее другими. Попытки совершенствования классической концепции истины привели, во-первых, к формированию диалектико-материалистической концепции истины, во-вторых, к семантическому определению истины польским логиком и математиком Альфредом Тарским (1902–1984). Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объ- ективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса пости- жения истины. Всякая истина, коль она является отражением объектив- ного мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По содержанию же истины объективны: это содержание есть отражен- ная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Таким образом, постулат объективности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объективную истину – значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно и что наше знание способно адекватно, т. е. верно, отразить мир. Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, то механизмы процесса объективной истины передаются через диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная ис- тина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная исти- на – неполное, приблизительно верное знание об объекте. И абсолют- ная, и относительная истины включают в себя момент объективности. Признание __________объективности истины приводит к выводу о том, что внутри относительной истины должна содержаться абсолютная истина. Дости- жение истины – длительный процесс все более точного постижения объекта, проникновения в его суть, а не одновременный акт. Имея это в виду, Гегель писал, что истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В каждом шаге этого процесса мы имеем дело с отдельными сторонами и свойствами объекта. Процесс познания идет как процесс накопления моментов абсо- лютной истины. Именно это и позволяет все глубже познавать объект. 26 Наличие абсолютно достоверных фактов чрезвычайно важно для прак- тической деятельности людей. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютных истин постоянно возрастает. Новые научные истины не упраздняют, а дополняют, конкретизируют ранее установ- ленные истины. В состав новых теорий прежние теории включаются как частный случай. Так, классическая механика Ньютона в теории относи- тельности Эйнштейна истолковывается как ее частный случай. Достичь абсолютной истины как полного, точного знания о мире в целом невоз- можно, ибо, с одной стороны, мир бесконечно сложен и находится в по- стоянном развитии, с другой стороны, сам процесс познания ограничен уровнем развития практической и познавательной деятельности. В то же время есть абсолютные истины теоретического порядка, которые наука не отменяет (например, закон сохранения и превращения энергии). Один из важнейших принципов диалектического понимания ис- тины предполагает ее конкретность. Конкретность означает такое свой- ство истины, которое основано на знании реальных связей и закономер- ностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулиро- ваны истины. Одной из попыток совершенствования классической концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902–1984) в его работе «Понятие истины в фор- мализованных языках». Цель данного подхода заключается не в опро- вержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании, рационализации, ибо, как считал А. Тарский, любая реконструирован- ная формулировка понятия истины должна соответствовать аристоте- левскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Например, утвержде- ние «снег бел» – истинно, если снег действительно бел (т. е. формули- ровка или предложение обозначает определенную ситуацию в реально- сти и отвечает первому требованию – материальной адекватности); «Р истинно» – имя этого предложения в рамках формализованного объект- ного языка. Формулируя второе требование – формальной непротиворе- чивости, Тарский осуществляет формально-логическое уточнение клас- сической концепции истины. В этом плане его теория истины является логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает пе- ревод предложения «Р» из формализованного объектного языка в мета- язык (это язык, на основе которого происходит исследование объектно- го языка), в котором оказывается возможным построить непротиворе- чивое определение истины. В философии существуют также попытки критического пере- смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми аль- тернативными подходами. Так, широкое распространение в западной 27 философии получил «принцип фаллибилизма» (от англ. fallible – под- верженный ошибкам, ненадежный), согласно которому любое наше знание (в том числе и научное) всегда носит предположительный харак- тер и может оказаться ошибочным и опровергнутым (Ч. Пирс, К. Поп- пер). Поэтому лучше говорить не об истинности знания, а об его «исти- ноподобии». В лучшем случае истина признается здесь как идеальный предел в динамике научного знания. В конкретных же ситуациях истин- ными или истиноподобными можно считать такие результаты исследо- вания, относительно которых у большинства ученых нет серьезных со- мнений и которые поэтому принимаются на основе соглашений. Другие же философы предпочли иной путь: понятие истины ими сохраняется, но приобретает другую трактовку. Такой подход характерен для коге- рентной и прагматической концепций истины. Когерентная концепция (от лат. когеренс – находящийся в связи) считает знание истинным в том случае, если оно внутренне самосогла- совано, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях этот при- знак рассматривается как единственный критерий истины (О. Нейрат), в других же истина понимается все-таки как соответствие знаний дейст- вительности, но критерием этого соответствия выступает их внутренняя непротиворечивость (Н. Решер). Главная проблема этой концепции со- стоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знания да- леко не всегда означает его «совпадение» с реальностью. Тем не менее принцип когерентности достаточно успешно используется в формали- зованном знании, – например в современной математике, где вопрос об ее соответствии действительности отходит как бы на второй план, усту- пая место внутренней логике математических теорий. Прагматическая концепция (от греч. прагма – дело, действие) исхо- дит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезно- сти для достижения целей субъекта (Ч. Пирс, У Джеймс, Д. Дьюи и др.). Джеймс писал, например, что «истиной прагматизм признает то, и это единственный его критерий истины, что лучше всего “работает” на нас, ведет нас», отмечая, правда, что __________именно в этом и заключается для исти- ны «согласие с конкретной действительностью». В этом утверждении заложена определенная опасность произвола и субъективации истины: каждый может считать истинным то, что привело его к намеченной це- ли – даже преднамеренную ложь. И тогда, возможно, справедлив из- вестный принцип «Цель оправдывает средства», который позволяет для достижения, казалось бы, благородных целей (например, построения коммунизма) использовать самые антигуманные средства – вплоть до уничтожения «врагов народа». Достоинство же прагматической кон- цепции состоит в ее реалистическом жизненном подходе к проблеме ис- 28 тины, в стремлении «заземлить» ее, наполнить практически значимым для человека содержанием. Названные концепции можно рассматривать как в известной мере до- полняющие друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных ас- пектах истинного знания: его связи с реальностью (классическая концепция), строения и организации (когерентная), операциональном значении (прагма- тическая) и т. д. Кроме того, следует отметить, что современное понимание истины дополняется новыми подходами и принципами. Так, классическая концепция корректируется сегодня пониманием того, что содержание исти- ны зависит не только от объекта, но и от познавательной деятельности субъ- екта (вспомним, что в знании нам дается отношение субъекта к объекту). Да- лее, широко распространенный сейчас принцип плюрализма (множественно- сти) говорит о существовании не одного, а многих истинных определений, относящихся к одному и тому же явлению. Понятно, что в данном случае речь идет не об «истинах-фактах» (типа «Наполеон умер 5 мая 1821 г.»), а о знании, воспроизводящем достаточно сложное явление со многими его свойствами, связями, законами и т. д. Знания о нем, полученные различными субъектами, могут по-разному, но в чем-то верно (хотя и частично) отражать предмет и быть, следовательно, истинными. Поэтому нельзя отдать предпоч- тение какой-то определенной истине – все они равноправны и среди них нет «царской». Значит, целостное знание о предмете должно строиться по прин- ципу дополнительности, когда каждое из истинных определений должно быть компенсировано другими, часто даже противоположными, утвержде- ниями. Так, при характеристике микрообъектов необходим синтез их клас- сического и квантово-механического описаний. В заключение данного вопроса отметим, что разнообразные пред- ставления человека о мире далеко не всегда могут быть уложены в же- сткие рамки оппозиции «истина – заблуждение». Поэтому современная гносеология оперирует и такими понятиями, как «степень истины», «частичная истина», «приблизительная истина», «правдоподобие», «ве- роятность», «менее и более ложные суждения» и т. п. Эти характери- стики знания отражают степень его приближения к подлинной истине и имеют заметное практическое значение. Так, если высота какой-то го- ры равна 6 тыс. метров, а мы оцениваем ее в 5,5 тыс., то теоретически и практически это лучше, чем если бы мы считали ее равной 4 тыс. мет- ров, хотя оба наши вывода являются заблуждениями. Кроме того, сущест- вуют такие темы для размышления, особенно философские и религиоз- ные, в которых, пожалуй, лучшее, что мы можем сделать, – достичь суж- дений наименее ложных, а не истинных, ибо вопрос об истинности «мета- физических» взглядов останется, скорее всего, навсегда открытым. 29 Тема 2 ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ :
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |