Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


И условия возникновения науки




На современном уровне развития общества и культуры наука по-

нимается как своеобразная форма познания, специфический тип духов-

ного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она

возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в.

Рассмотрим эти условия и факторы. В первую очередь следует обратить

внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем

и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в ре-

зультате которых происходит становление капиталистических отноше-

ний, давших толчок для развития промышленной революции – массо-

вому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших то-

варно-денежные отношения в качестве господствующих отношений

между людьми в обществе. Цель капиталистического производства –

это максимизация прибыли, капитала. Для её достижения становится

необходимым обеспечение научно-технического прогресса как важней-

шего фактора повышения производительности труда. Следовательно,

новый способ производства нуждается в применении не просто знаний

о явлениях природы и общества, но знаний, полученных особыми сред-



ствами и несущих в себе объективное содержание, что является услови-

ем их успешного использования на практике, т. е. именно научных зна-

ний. Востребованная капитализмом наука становится мощным средст-

вом развития не только буржуазной экономики, но и на её основе ката-

лизатором формирования нового типа культуры, который в культуроло-

гии определяется как индустриальный или техногенный тип культуры.

Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испыты-

вает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных ми-

ровоззренческих доминант индустриальной культуры, которые высту-

пают в качестве глубинных оснований развития науки. Поскольку по-

38

следние определяются сущностью техногенной культуры, следует более

подробно остановиться на ее характеристике.

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров

и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать раз-

витие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая

подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоре-

тическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия.

Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе

познания мира – стали важными предпосылками для будущего, прин-

ципиально нового типа цивилизационного процесса.

Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье

с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога,

с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,

к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постиг-

нуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото-

рые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Последнее обстоятельст-

во необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась

расшифровка помысла Божьего, плана божественного творения, реали-

зованного в мире, – страшно еретическая мысль с точки зрения тради-

ционных религий. Но это все – преддверие.

Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление

многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется

и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента за-

кладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая на-

чинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии:

сначала – предындустриальную, потом – индустриальную и, наконец, –

постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности ста-

новится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только

путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства,

но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в тех-

нико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основан-

ный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира,

в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным

трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилиза-

ции научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения,

формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В резуль-

тате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори-

ентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно

представление о необратимом историческом времени, которое течет от

прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что

в большинстве традиционных культур доминировали иные понимания:

время чаще всего воспринималось как циклическое, когда мир периоди-

39

чески возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах

считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком про-

шлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым

следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация.

В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и

движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных

завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но __________она

оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она по-

давляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает тради-

ционные общества и их культуры – это мы видим повсеместно, и сего-

дня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие

техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, ока-

зывается столкновением, которое приводит к гибели последних, к унич-

тожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих

культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не

только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются

при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техно-

генного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только обрыв-

ками, в качестве исторических рудиментов. Так произошло с традици-

онными культурами восточных стран, осуществивших индустриальное

развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Африки,

вставших на путь модернизации, – везде культурная матрица техноген-

ной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя

их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренче-

скими доминантами.

Эти мировоззренческие доминанты складывались в культуре тех-

ногенной цивилизации еще на предындустриальной стадии ее развития,

в эпоху Ренессанса, а затем и европейского Просвещения.

Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: пони-

мания человека, мира, целей и предназначения человеческой жизнедея-

тельности.

Человек понимался как активное существо, которое находится

в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна

быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира,

в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе.

В свою очередь, внешний мир рассматривается как арена деятельности

человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек

получал необходимые для себя блага, удовлетворял свои потребности.

Конечно, это не означает, что в новоевропейской культурной традиции

не возникают другие, в том числе и альтернативные, мировоззренческие

идеи.

40

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как

общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее куль-

туре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых

образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализо-

вываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как

возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные гря-

дущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно об-

наружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирую-

щим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут

не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общест-

венного сознания и не проводя движение массы людей.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы бы-

ла доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее

истории, вплоть до нашего времени. Если угодно, эта идея была важ-

нейшей составляющей того «генетического кода», который определял

само существование и эволюцию техногенных обществ. Что же касается

традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру, ко-

торое выступает родовым признаком человека, понималось и оценива-

лось с принципиально иных позиций.

Ценности техногенной культуры задают принципиально иной

вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рас-

сматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельност-

но-активный идеал отношения человека к природе распространяется за-

тем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рас-

сматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может

целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борь-

бы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить, что маркси-

стская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктату-

ры как способа решения социальных проблем возникла в контексте

ценностей техногенной культуры.

С пониманием деятельности и предназначения человека тесно

связан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориен-

таций, который характерен для культуры техногенного мира, – понима-

ние природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в ко-

тором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуще-

ствить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить

их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искус-

ственно изменить природный процесс и поставить его на службу чело-

веку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие

потребности во всерасширяющихся масштабах.

Что же касается традиционных культур, то в них мы не встретим

подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как жи-

41

вой организм, в который органично встроен человек, но не как обезли-

ченное предметное поле, управляемое объективными законами. Само

понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют

социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам.

Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения

природы и преобразования мира порождал особое отношение к идеям

господства силы и власти. В традиционных культурах они понимались

как непосредственная власть одного человека над другим. В патриар-

хальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распро-

странялись не только на подданных государя, но и осуществлялись

мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так

же, как царь или император телами и душами своих подданных. Тради-

ционные культуры не знали автономии личности и идеи прав человека.

Как писал А. И. Герцен об обществах древнего Востока, человек здесь

«не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющий-

ся раб, или необузданный деспот».

В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций,

в которых господство осуществляется как сила непосредственного при-

нуждения и власти одного человека над другим. Однако отношения

личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняться но-

вым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом

результатами деятельности, приобретающими форму товара.

Власть и господство в этой системе отношений предполагают

владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей,

информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент).

В результате в культуре техногенной цивилизации происходит

своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства

силы и власти от человека к произведенной им вещи. В свою очередь,

эти новые смыслы легко соединялись с идеалом деятельностно-

преобразующего предназначения человека.

Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс,

обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внеш-

ними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе. Че-

ловек должен из раба природных и общественных обстоятельств пре-

вратиться в их господина, и сам процесс этого превращения понимался

как овладение силами природы и силами социального развития. Харак-

теристика цивилизованных достижений в терминах силы («производст-

венные силы», «сила знания» и т. п.) выражала установку на обретение

человеком все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт

его преобразующей деятельности.

42

Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную,

но и социальную среду, человек реализует свое предназначение творца,

преобразователя мира.

С этим связаны особый статус научной рациональности в системе

ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно-

технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для

его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек спосо-

бен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать при-

родные и социальные процессы в соответствии со своими целями.

Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии

техногенных обществ категория научности обретает своеобразный сим-

волический смысл. Она воспринимается как необходимое условие про-

цветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное

влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком

жизни техногенных обществ.

Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы генезиса

и развития современной науки. Это, во-первых, потребности общества

на стадии капитализма, утверждающего с помощью науки новые мето-

ды воздействия на природу, это – промышленные, фабричные, индуст-

риальные методы; во-вторых, мировоззренческие доминанты и ценно-

стные установки техногенной культуры, представляющие глубинные

основания науки и научно-технического прогресса.

Отметим, что это не единственные предпосылки и основания ге-

незиса науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую за-

падно-европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многове-

ковые познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. На-

зовём их гносеологическими предпосылками. Это – античная и средне-

вековая наука и философия, абстрактное римское право, герметические

школы, схоластические дискуссии в средневековых монастырях, экспе-

рименты в алхимических лабораториях и т. п.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7