И условия возникновения науки
На современном уровне развития общества и культуры наука по- нимается как своеобразная форма познания, специфический тип духов- ного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в. Рассмотрим эти условия и факторы. В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в ре- зультате которых происходит становление капиталистических отноше- ний, давших толчок для развития промышленной революции – массо- вому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших то- варно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе. Цель капиталистического производства – это максимизация прибыли, капитала. Для её достижения становится необходимым обеспечение научно-технического прогресса как важней- шего фактора повышения производительности труда. Следовательно, новый способ производства нуждается в применении не просто знаний о явлениях природы и общества, но знаний, полученных особыми сред- ствами и несущих в себе объективное содержание, что является услови- ем их успешного использования на практике, т. е. именно научных зна- ний. Востребованная капитализмом наука становится мощным средст- вом развития не только буржуазной экономики, но и на её основе ката- лизатором формирования нового типа культуры, который в культуроло- гии определяется как индустриальный или техногенный тип культуры. Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испыты- вает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных ми- ровоззренческих доминант индустриальной культуры, которые высту- пают в качестве глубинных оснований развития науки. Поскольку по- 38 следние определяются сущностью техногенной культуры, следует более подробно остановиться на ее характеристике. Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать раз- витие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоре- тическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира – стали важными предпосылками для будущего, прин- ципиально нового типа цивилизационного процесса. Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога, с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу, к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постиг- нуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото- рые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Последнее обстоятельст- во необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась расшифровка помысла Божьего, плана божественного творения, реали- зованного в мире, – страшно еретическая мысль с точки зрения тради- ционных религий. Но это все – преддверие. Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента за- кладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая на- чинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии: сначала – предындустриальную, потом – индустриальную и, наконец, – постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности ста- новится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в тех- нико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основан- ный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилиза- ции научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В резуль- тате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори- ентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что в большинстве традиционных культур доминировали иные понимания: время чаще всего воспринималось как циклическое, когда мир периоди- 39 чески возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком про- шлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но __________она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она по- давляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает тради- ционные общества и их культуры – это мы видим повсеместно, и сего- дня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, ока- зывается столкновением, которое приводит к гибели последних, к унич- тожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техно- генного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только обрыв- ками, в качестве исторических рудиментов. Так произошло с традици- онными культурами восточных стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации, – везде культурная матрица техноген- ной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренче- скими доминантами. Эти мировоззренческие доминанты складывались в культуре тех- ногенной цивилизации еще на предындустриальной стадии ее развития, в эпоху Ренессанса, а затем и европейского Просвещения. Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: пони- мания человека, мира, целей и предназначения человеческой жизнедея- тельности. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. В свою очередь, внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек получал необходимые для себя блага, удовлетворял свои потребности. Конечно, это не означает, что в новоевропейской культурной традиции не возникают другие, в том числе и альтернативные, мировоззренческие идеи. 40 Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее куль- туре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализо- вываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные гря- дущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно об- наружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирую- щим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общест- венного сознания и не проводя движение массы людей. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы бы- ла доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Если угодно, эта идея была важ- нейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию техногенных обществ. Что же касается традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру, ко- торое выступает родовым признаком человека, понималось и оценива- лось с принципиально иных позиций. Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рас- сматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельност- но-активный идеал отношения человека к природе распространяется за- тем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рас- сматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борь- бы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить, что маркси- стская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктату- ры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры. С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориен- таций, который характерен для культуры техногенного мира, – понима- ние природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в ко- тором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуще- ствить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искус- ственно изменить природный процесс и поставить его на службу чело- веку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во всерасширяющихся масштабах. Что же касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как жи- 41 вой организм, в который органично встроен человек, но не как обезли- ченное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам. Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения природы и преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы и власти. В традиционных культурах они понимались как непосредственная власть одного человека над другим. В патриар- хальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распро- странялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Тради- ционные культуры не знали автономии личности и идеи прав человека. Как писал А. И. Герцен об обществах древнего Востока, человек здесь «не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющий- ся раб, или необузданный деспот». В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного при- нуждения и власти одного человека над другим. Однако отношения личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняться но- вым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти от человека к произведенной им вещи. В свою очередь, эти новые смыслы легко соединялись с идеалом деятельностно- преобразующего предназначения человека. Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внеш- ними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе. Че- ловек должен из раба природных и общественных обстоятельств пре- вратиться в их господина, и сам процесс этого превращения понимался как овладение силами природы и силами социального развития. Харак- теристика цивилизованных достижений в терминах силы («производст- венные силы», «сила знания» и т. п.) выражала установку на обретение человеком все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей деятельности. 42 Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную, но и социальную среду, человек реализует свое предназначение творца, преобразователя мира. С этим связаны особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно- технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек спосо- бен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать при- родные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный сим- волический смысл. Она воспринимается как необходимое условие про- цветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ. Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы генезиса и развития современной науки. Это, во-первых, потребности общества на стадии капитализма, утверждающего с помощью науки новые мето- ды воздействия на природу, это – промышленные, фабричные, индуст- риальные методы; во-вторых, мировоззренческие доминанты и ценно- стные установки техногенной культуры, представляющие глубинные основания науки и научно-технического прогресса. Отметим, что это не единственные предпосылки и основания ге- незиса науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую за- падно-европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многове- ковые познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. На- зовём их гносеологическими предпосылками. Это – античная и средне- вековая наука и философия, абстрактное римское право, герметические школы, схоластические дискуссии в средневековых монастырях, экспе- рименты в алхимических лабораториях и т. п.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |