Цена и ценообразование в рыночной экономике
Цена является важнейшим регулятором рыночной экономики, поэтому неудивителен интерес, проявляемый экономистами к ее пониманию. В экономической теории сложилось два подхода к объяснению цены как экономической категории. Первый подход базируется на трудовой теории стоимости А.Смита, Д.Рикардо. К.Маркса. Согласно этой теории цена есть денежное выражение стоимости товара. Основой самой стоимости является труд, причем не всякий, а лишь общественно необходимый, т.е. соответствующий средним (для данного периода) условиям умелости, интенсивности, вооруженности. Всякий товар есть результат труда, это делает все товары качественно однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми, что осуществляется в процессе купли продажи через меновые стоимости товаров (пропорционально обмана). Сторонники трудовой теории стоимости не отрицают возможности отклонения цены от стоимости, но считают, что в среднем цена все же тяготеет к общественно необходимым затратам труда (ОНЗТ). К сожалению ни К.Маркс, ни его последователи не смогли дать удовлетворительного объяснения для определения количественных параметров ОНЗТ, что крайне сузило возможности практического применения этого подхода. Другой подход базируется на теории полезности. Согласно этому подходу, стоимость (ценность) товара определяется не столько затратами на его производство, сколько его полезностью для потребителя, т.е. качественными характеристиками, нужными потребителю свойствами. Однако определить количественную меру полезности сторонники этого подхода также не указывают. А ведь у каждого человека или группы людей оценки полезности конкретного товара далеко не всегда совпадают, поэтому и привести разные суждения к одному знаменателю вряд ли возможно. Т.о., спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - «предложение» (стоимость) или спрос (полезность)? Фактически и «затратный» и «полезностный» подходы к определению цены справедливы каждый по-своему. Производителю жизненно важно возмещать через цену понесенные затраты на создание товаров, а вот покупателя совершенно не интересуют "затраты конкретного производителя, ему важны качественные характеристики полезные свойства продукта. Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Функции и виды цен различаются в зависимости от природы экономической среды. в которой они используются причем к функциям цены может быть отнесено только то. что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций несколько: - первичная функция - измерительная Через нее выражается стоимость товаров (услуг) в количественной, числовой форме (определение величины издержек объемов производства, доходов, расходов и т. д.) Одновременно через цену соизмеряются ценности разных товаров, представленных в денежном выражении; - стимулирующая функция - ее сущность выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производителя во имя получения прибыли. Через эту функцию цена воздействует и на покупателя, поощряя и сдерживая потребление различных товаров; - регулирующая или функция сбалансирования спроса и предложения - это центральная функция цены. Ее смысл в том что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением к спросом. Благодаря ценовой информации меняются структура производства, направления инвестиций и т. д. В рыночной экономике существует великое множество цен, но здесь будут рассмотрены только основные их виды: 1. в зависимости от сфер торговли: - оптовые - это цены, по которым продукция реализуется крупными партиями; - розничные — цены, по которым товары реализуются индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи; - закупочные - цены государственных закупок у предприятий, организаций, населения; - специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование на них цен, которые называются тарифами. 2. по степени п способам регулирования: - государственные которые подразделяются на: а) твердые, жестко фиксированные; б) регулируемые, чаще всего при ограничении верхнего предела, в зависимости от хозяйственной коньюктуры; - договорные - определяются в контракте между покупателями и продавцами Иногда фиксируется не абсолютная величина, диапазон цен, либо связь с мировыми ценами. - свободные рыночные цепы - формируются под воздействием кокьюктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Достоверность, объективность ценовой информации безусловно зависит от механизма ценообразования. В теории денег и цены в ценовом механизме выделяют два аспекта: 1. сами цены - виды, величина, структура и т.д. 2. ценообразование - как способ изменения действующих и формирования новых цен. Это очень сложный процесс, в котором обязателен учет баланса между издержками производства и доходами, цена должна быть достаточно низкой, чтобы удовлетворить покупателей и в то же время достаточно высокой, чтобы бизнес был выгодным. При этом учитываются как внешние факторы (потребители, правительство, конкуренты, участники каналов сбыта), так и внутренние (уровень техники и технологии, издержки и т.д.). Установление цены на товар, как правило состоит из следующих этапов: 1. фирма тщательно выбирает цель или цели своих действии (максимизация прибыли, выход на новый рынок, потеснить конкурентов и т.д.); 2. определяет для себя кривую спроса, которая показывает потенциальные количества продаж, учитывая коэффициент ценовой эластичности спроса на свой товар; 3. фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных объемах производства; 4. фирма изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании своих товаров; 5. выбирает для себя один из методов ценообразования : средние издержки плюс прибыль; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе: - предполагаемой ценности товара; - уровня текущих цен и т.д. 6. устанавливает окончательную цену с учетом ее наиболее полного психологического восприятия, в т.ч. и своими посредниками.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |