Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Цена и ценообразование в рыночной экономике




Цена является важнейшим регулятором рыночной экономики, поэтому неудивите­лен интерес, проявляемый экономистами к ее пониманию. В экономической теории сложилось два подхода к объяснению цены как экономической категории. Первый подход базируется на трудовой теории стоимости А.Смита, Д.Рикардо. К.Маркса. Согласно этой теории цена есть денежное выражение стоимости товара. Основой самой стоимости является труд, причем не всякий, а лишь общественно не­обходимый, т.е. соответствующий средним (для данного периода) условиям умело­сти, интенсивности, вооруженности. Всякий товар есть результат труда, это делает все товары качественно однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми, что осуществляется в процессе купли продажи через меновые стоимости товаров (пропорционально обмана).

Сторонники трудовой теории стоимости не отрицают возможности отклонения це­ны от стоимости, но считают, что в среднем цена все же тяготеет к общественно не­обходимым затратам труда (ОНЗТ). К сожалению ни К.Маркс, ни его последователи не смогли дать удовлетворительного объяснения для определения количественных параметров ОНЗТ, что крайне сузило возможности практического применения этого подхода.



Другой подход базируется на теории полезности. Согласно этому подходу, стои­мость (ценность) товара определяется не столько затратами на его производство, сколько его полезностью для потребителя, т.е. качественными характеристиками, нужными потребителю свойствами. Однако определить количественную меру по­лезности сторонники этого подхода также не указывают. А ведь у каждого человека или группы людей оценки полезности конкретного това­ра далеко не всегда совпадают, поэтому и привести разные суждения к одному зна­менателю вряд ли возможно.

Т.о., спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же опре­деляет цену товара - «предложение» (стоимость) или спрос (полезность)? Фактиче­ски и «затратный» и «полезностный» подходы к определению цены справедливы каждый по-своему. Производителю жизненно важно возмещать через цену понесен­ные затраты на создание товаров, а вот покупателя совершенно не интересуют "затраты конкретного производителя, ему важны качественные характеристики полез­ные свойства продукта.

Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совмес­тив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Функции и виды цен различаются в зависимости от природы экономической среды. в которой они используются причем к функциям цены может быть отнесено только то. что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций несколько:

- первичная функция - измерительная Через нее выражается стоимость товаров (услуг) в количественной, числовой форме (определение величины издержек объемов производства, доходов, расходов и т. д.) Одновременно через цену соиз­меряются ценности разных товаров, представленных в денежном выражении;

- стимулирующая функция - ее сущность выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производителя во имя получения прибыли. Через эту функцию цена воздействует и на покупателя, поощряя и сдерживая потребление различных товаров;

- регулирующая или функция сбалансирования спроса и предложения - это цен­тральная функция цены. Ее смысл в том что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением к спросом. Благодаря це­новой информации меняются структура производства, направления инвестиций и т. д.

В рыночной экономике существует великое множество цен, но здесь будут рассмот­рены только основные их виды:

1. в зависимости от сфер торговли:

- оптовые - это цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;

- розничные — цены, по которым товары реализуются индивидуальным покупате­лям при относительно небольшом объеме каждой продажи;

- закупочные - цены государственных закупок у предприятий, организаций, насе­ления;

- специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формиро­вание на них цен, которые называются тарифами.

2. по степени п способам регулирования:

- государственные которые подразделяются на:

а) твердые, жестко фиксированные;

б) регулируемые, чаще всего при ограничении верхнего предела, в зависимости от хозяйственной коньюктуры;

- договорные - определяются в контракте между покупателями и продавцами Ино­гда фиксируется не абсолютная величина, диапазон цен, либо связь с мировыми це­нами. - свободные рыночные цепы - формируются под воздействием кокьюктуры рынка, законов спроса и предложения.

Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам назы­вается либерализацией цен.

Достоверность, объективность ценовой информации безусловно зависит от меха­низма ценообразования. В теории денег и цены в ценовом механизме выделяют два аспекта:

1. сами цены - виды, величина, структура и т.д.

2. ценообразование - как способ изменения действующих и формирования новых цен.

Это очень сложный процесс, в котором обязателен учет баланса между издержками производства и доходами, цена должна быть достаточно низкой, чтобы удовлетво­рить покупателей и в то же время достаточно высокой, чтобы бизнес был выгодным. При этом учитываются как внешние факторы (потребители, правительство, конку­ренты, участники каналов сбыта), так и внутренние (уровень техники и технологии, издержки и т.д.).

Установление цены на товар, как правило состоит из следующих этапов:

1. фирма тщательно выбирает цель или цели своих действии (максимизация прибы­ли, выход на новый рынок, потеснить конкурентов и т.д.);

2. определяет для себя кривую спроса, которая показывает потенциальные количе­ства продаж, учитывая коэффициент ценовой эластичности спроса на свой товар;

3. фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных объемах производства;

4. фирма изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании своих товаров;

5. выбирает для себя один из методов ценообразования : средние издержки плюс прибыль; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе:

- предполагаемой ценности товара;

- уровня текущих цен и т.д.

6. устанавливает окончательную цену с учетом ее наиболее полного психологиче­ского восприятия, в т.ч. и своими посредниками.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7