Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Главные проблемы и пути их решения. Перспективы сотрудничества



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Главные проблемы и пути их решения. Перспективы сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок




Все существующие вызовы так или иначе связаны с переда-чей технологий; тип модернизации, избранный Китаем, предпо-лагает, что местные производители всякий раз пытаются адаптировать новейшие разработки западных стран, с тем, чтобы по-пытаться догнать их в самых передовых «отраслях будущего» - действительно, зачем конкурировать сегодня, когда можно сразу конкурировать завтра? Констатируя исключительно большое зна-чение китайского рынка для экономики ФРГ, мы задаёмся вопросом: какой стратегии должны следовать немецкие власти и бизнес-элиты, чтобы использовать все преимущества сотрудни-чества, но при этом не забывать об экономической безопасности и не проиграть в перспективе. И существует ли такая стратегия вообще?

Одной из главных проблем германо-китайского сотрудниче-ства является проблема нарушения прав интеллектуальной соб-ственности, патентное пиратство и промышленный шпионаж. В ежегодном докладе Федерального министерства внутренних дел, посвящённом охране конституции, уже несколько лет под-ряд Китай (наряду с Российской Федерацией) выделяется как страна, от которой исходит наивысшая угроза шпионажа, в том числе промышленного[224]. Компьютеры германских властей, предприятий, исследовательских институтов беспрестанно под-вергаются хакерским атакам, инициированным секретными слу-жбами КНР. Более половины из 1,6 тыс. взломов компьютеров органов власти, предпринятых в 2010 г., были осуществлены из Китая. Ведомство по охране конституции предостерегает немецких бизнесменов, посещающих КНР, от пользования любы-ми мобильными устройствами, поскольку риск подвергнуться Кибератаке чрезвычайно высок. Кроме того, в 2011 г. министер-ство внутренних дел ФРГ подвергло критике намерение Немец-кой исследовательской сети оснастить информационную магистраль, связывающую все научные центры, оборудованием китайского производителя «Huawei», опасаясь шпионажа. Несомненно, эти обстоятельства отягощают экономические отноше-ния двух стран, снижая уровень доверия.

Китай также преуспел в различного рода пиратстве – подде-лывании продуктов, торговых марок, воровстве идей и техноло-гий. За минувшие 30 лет уровень изощрённости и профессиона-лизма в этой сфере заметно возрос: если в 80-х гг. прошлого ве-ка китайские компании ограничивались подделками модных ма-рок одежды и игрушек, то в 2000-х их деятельность эволюционировала до полного копирования автомобилей и промышленного оборудования. Возросло и количество подделок: если в 2004 г. 54% всего конфискованного на границе ЕС фальсифика-та имело китайское происхождение, то в 2006 г. уже 79%[225]. Со-гласно немецкой таможенной статистике, 60% изъятых подделок прибывает из Азии, примерно 33% - из Китая. Главным объектом китайского пиратства сегодня является промышленное оборудо-вание и иная продукция машиностроения, а также автомобили. Около половины опрошенных компаний различных отраслей за-явили, что в Китае их патентные права нарушаются[226]. Институт немецкой экономики утверждает, что подделки лишили ФРГ 70 тыс. рабочих мест, а по данным Союза немецких машиностроителей их отрасль теряет на пиратстве, от которого страда-ют 2/3 из 3 тыс. предприятий-членов, около 6,7 млрд евро в год.

Причины такого поведения более чем очевидны: КНР всё ещё находится в той стадии экономического развития, когда «догоняющая модернизация» осуществляется за счёт имитации и заимствования чужих технологий. При этом издержки пиратов несопоставимо меньше их прибыли, не только благодаря низким издержкам производства и дешёвой рабочей силе Китая, но и потому, что они выпускают свою продукцию, минуя та-кие затратные стадии как инвестиции в НИОКР и последующую уплату налогов. Проблема усугубляется несовершенством правовой базы: соответствующее законодательство существует, однако наказания, которые оно предусматривает, как правило, недостаточно строги, и оно не соблюдается, деятельность адми-нистративных органов и судов непрозрачна и в целом неудовлетворительна (в т.н. Индексе восприятия коррупции, ежегодно составляемом Transparency International, Китай занимает 79-ю из 180 возможных позиций). Кроме того, не стоит забывать о социокультурных предпосылках: в китайских традициях копирование всегда считалось данью уважения талантливому изобретателю, но отнюдь не правонарушением.

Несомненно, происходят и постепенные положительные трансформации. Китайские власти прилагают усилия к тому, чтобы изменить «пиратскую» репутацию КНР. Местные фирмы всячески побуждают к тому, чтобы они защищали свои тор-говые марки, патенты и копирайты. Ожидается, что через несколько лет главной национальной задачей Китая будет не обладание технологиями, а обладание правами на эти технологии, которые можно было бы представлять на мировом рынке. Мо-жно предположить, что осознание важности механизмов защиты интеллектуальной собственности придёт к китайским компа-ниям по мере развития собственной инновационной системы и «технологизации» китайской экономики. Кроме того, процедура защиты прав интеллектуальной собственности в Китае требует больших затрат, поэтому в период мирового финансового кризиса интерес компаний к этим процедурам сократился. Вопрос фальсификации товаров является ключевым в ежегодных отчётах, которые Китай обязан представлять, будучи членом ВТО, и перспектива введения торговых санкций со стороны ор-ганизации в случае несоблюдения обязательств в этой сфере так-же отчасти дисциплинирует КНР. Свой вклад в урегулирование проблемы вносят форумы, организуемые как на уровне ЕС, так и на уровне отдельных стран.

Германия защищает свою интеллектуальную собственность, как ни одна страна в мире – по результатам исследований, проводимых англо-немецкой юридической компанией «Taylor Wes-sing», в этой сфере она занимает 1-е место[227]. Именно в ФРГ вы-годнее и безопаснее всего регистрировать и защищать патенты и торговые марки. Естественно, что страна также стремится за-щитить права своих предпринимателей за рубежом, и особенно на территории страны, которая считается основным источником самых разнообразных подделок. В 1997 г. было создана Органи-зация по борьбе с товарным и брендовым пиратством - межотраслевое объединение по защите прав интеллектуальной собственности, которое является совместной инициативой Торгово-промышленной палаты Германии, Федерального союза немецкой промышленности и Союза по защите торговых марок Германии. Например, она публикует специальные инструкции для немецких компаний, объясняя, как защитить свою интеллектуальную собственность в КНР, и что делать, если права всё же были нарушены. Все перечисленные организации взаимодействуют в рамках проекта «Бизнес против контрафакции и пиратст-ва», инициированного Международной торговой палатой. Кроме того, компаниям оказывают поддержку Немецкие внешнеторговые палаты в Китае, Азиатско-тихоокеанский комитет не-мецкой экономики и др.

Помимо незаконных способов передача технологий осуществляется и по вполне официальным, рыночным каналам, в том числе в рамках двустороннего германо-китайского сотрудниче-ства. Однако и в этом случае трансфер технологий зачастую оборачивается дискриминацией немецких компаний. Последние всё чаще жалуются, что обязательным условием для заключения сделки с китайскими партнёрами становится трансфер техноло-гий, особенно часто к подобному принуждению прибегают ком-пании в высокотехнологичных отраслях.

С одной стороны, динамично растущий китайский рынок жизненно важен для развития немецкой экономики, с другой – игра по таким правилам чревата рисками утраты технологического лидерства, на которое делает ставку Германия. В такой ситуации государству необходимо проводить активную иннова-ционную, промышленную, внешнеторговую политику, позволяющую сохранять баланс выгод и рисков. Поскольку немецкий бизнес определённо готов идти на технологические жертвы в обмен на возможность расширять своё присутствие в Китае, нужно обозначить границы этих жертв. Прежде всего, это пере-нос на азиатский рынок только сегмента среднего класса при сохранении наиболее важных ноу-хау и нишевых производств (например, специального промышленного оборудования) в ФРГ. Несмотря на то, что китайские компании стараются заполучить наиболее передовые технологии, состояние инновационной сис-темы не позволяет принципиально развить их. Многие – как из-вне, так и внутри страны - обвиняют существующую модель эко-номического развития КНР, привычно опирающуюся на заимствование западных инноваций, в технологическом отставании Китая. И пусть это отставание сокращается, эксперты не склон-ны полагать, что в ближайшем будущем из «мастерской мира» КНР превратится в «фабрику знаний». Не имея собственных зре-лых научных традиций, а значит и способности адекватно воспринять и использовать полученные знания[228], Китай пока не в состоянии создавать собственные конкурентоспособные ноу-хау; по крайней мере, его возможности сильно ограничены. Тем не менее, активная государственная поддержка сегодня позволяет китайскому бизнесу инвестировать в западные, в том числе немецкие, компании, что открывает доступ к локальной, развитой инновационной культуре, а также разворачивать программы по возвращению в страну китайских специалистов, получивших образование на Западе и ставших носителями такой культуры. В любом случае, немецким производителям следует воздержать-ся от чрезмерной самонадеянности, основанной на том, что об-щепризнанное немецкое качество является неоспоримым конку-рентным преимуществом, - эту ошибку уже совершили предста-вители ряда отраслей. Кроме того, ФРГ испытывает определённые трудности в развитии собственной инновационной системы, и коль скоро Германия хочет сохранять статус экономики знаний, модернизация системы необходима вне зависимости от сиюминутной остроты конкуренции с КНР. Реформа образования и ликвидация дефицита квалифицированных кадров, совершенствование налоговых мер стимулирования НИОКР, снижение зависимости инноваций от традиционных отраслей промыш-ленности, развитие рынка венчурного капитала etc., – все эти меры жизненно необходимы для поддержания устойчивого ро-ста немецкой экономики.

Подытоживая вышесказанное, попытаемся классифицировать политику Германии в отношении КНР. Можно ли назвать реализуемую стратегию новой Ostpolitik? Если речь и идёт о но-вой восточной политике, то не о «Wandel durch Annäherung», а о «Wandel durch Handel». Китай остаётся коммунистической стра-ной с доминированием государственной собственности, и ни о каком стремлении ФРГ сблизиться говорить не приходится, да и настроения правящих элит и геополитическая ситуация в ми-ре со времён Вилли Брандта существенно изменились. Надо по-лагать, что сегодня Германия преследует в Китае прагматиче-ские экономические интересы; недаром основу всех официаль-ных немецких делегаций, посещающих Пекин, составляют пред-ставители крупного бизнеса. Новое обстоятельство, влияющее на эту политику – кризис еврозоны, и как показал недавний визит в КНР канцлера Ангелы Меркель, Германия всеми силами стара-ется убедить китайские власти в надёжности европейской экономики и привлечь в неё тем самым спасительные инвестиции.

 

Глава 10*



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Главные проблемы и пути их решения. Перспективы сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Главные проблемы и пути их решения. Перспективы сотрудничества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)