Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российские инвестиции в Германии



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Российские инвестиции в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




Прошедший год стал важным этапом на сложном пути освоения российскими инвесторами немецких рынков. В первую очередь, речь идёт о завершении первого этапа «проекта века» – о газопроводе «Северный поток», стоимость строительства пер-вой очереди которого составила 8,8 млрд долл. В начале ноября 2011 г. в небольшом городе Любмин ( земля Мекленбург-Пе - редняя Померания) российский президент Дмитрий Медведев вместе с Ангелой Меркель, еврокомиссаром по энергетике Гюн-тером Эттингером и премьер-министрами Нидерландов и Фран-ции Марком Рютте и Франсуа Фийоном торжественно по-вер-нул вентиль трубопровода, ознаменовав тем самым официальное открытие «Северного потока». Д.А. Медведев назвал этот момент долгожданным событием, которое «знаменует укрепле-ние отношений между Россией и ЕС ... и будет способствовать укреплению режима безопасности, включая энергетическую бе-зопасность в Европе». На церемонии открытия глава «Газпром-экспорта» Александр Медведев заявил, что снижения транзита российского газа через территорию Белоруссии по газопроводу Ямал–Европа не произойдёт. По его словам, конкретные объёмы поставок по первой ветке будут зависеть от заявок покупателей, например, на 2012 г. осенью прошлого года уже были подписа-ны контракты на 27,5 млрд м3 газа. В 2011 г. России удалось до-говориться о строительстве и введении в строй в 2012 г. не толь-ко 2-ой нитки газопровода, которая увеличит его пропускную способность до 55 млрд м3 газа в год, но и 3-ей и 4-ой[250].

В конце 2011 г. глава концерна «Газпром» Алексей Миллер заявил, что в ближайшие месяцы начнёт разработку технико-экономического обоснования по 3-й и 4-й веткам газопровода «Северный поток» и что с иностранными партнёрами уже нача-ты предварительные переговоры по его дальнейшему развитию. В случае успешной реализации новых планов суммарный экспорт по «Северному потоку» можно будет довести уже до 110 млрд м3 в год[251].

«Газпром» в 2011 г. проявлял интерес и к другим инвестиционным проектам в Германии. В середине года появилась информация о том, что российский концерн и германская компания «Rheinisch-Westfälisches Elektrizitätswerk» (RWE) обсужда-ют вопросы развития европейской электроэнергетики и могут со-здать совместное предприятие, которое будет заниматься эксп-луатацией имеющихся электроэнергетических мощностей RWE и строительством новых. Предполагалось, что в это СП войдёт часть существующих мощностей RWE, а также новые газовые и угольные электростанции в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Более того, Алексей Миллер и Юрген Гроссманн подписали меморандум о стратегическом партнёрстве в сфере производства электроэнер-гии в Европе. Глава RWE заявил, что оно обеспечит его компании надёжные поставки природного газа по конкурентоспособным ценам и станет основой для потенциального сотрудничест-ва компаний в области газовой и угольной генерации в Германии и третьих странах. Данное соглашение с учётом катастрофы на «Фукусиме-1», вследствие которой Германия приняла реше-ние к 2022 г. полностью отказаться от использования атомных электростанций (что в свою очередь означает потенциальный рост потребления более традиционных энергоносителей, в первую очередь газа), и с учётом давнего желания «Газпрома»[252] войти в европейскую электроэнергетику[253], устраивало обе сто-роны. Предполагалось, что вклад сторон будет равным и составит порядка 10 млрд долл.[254] Однако, в конце 2011 г. стороны «по взаимному согласию» объявили о прекращении переговоров о совместном строительстве электростанций в Европе, заявив, что им не удалось согласовать условия[255].

«Газпром» своей заинтересованности в крупных проектах в европейской энергетике после неудачи с «RWE» не потерял. В конце декабря 2011 г. (перед рождественскими праздниками) он подписал «дорожную карту» с Баварией. Среди прочего, речь идёт о трёх-пяти совместных проектах, в том числе касающих-ся строительства новых станций и прямых поставок газа на них. «Газпром» заявил о готовности к 100%-му участию в этих новых станциях и, что для этого «нет ограничений»[256]. В начале 2012 г. было объявлено о его переговорах с датской корпорацией «Dong Energy», на которых обсуждались вопросы совмест-ной работы «как на базе существующих электростанций, работающих на природном газе, так и в области строительства новой современной электростанции парогазового типа». Среди ос-новных тем – возможность приобретения «Газпромом» 50% в станции «Severn Power Station» в районе Ньюпорта в Южном Уэльсе (парогазовая станция мощностью 824 мВт), а также воз-можное 50%-ное участие российской компании в проекте стро-ительства электростанции в немецком Людвигзау (земля Гессен). Мощность этого предприятия должна составить 1100 мВт, площадка для строительства была приобретена «Dong» в 2008 г. По оценкам аналитиков, доля «Газпрома» в уэльском активе может составить около 400-420 млн долл., а сумма инвестиций в германский проект может достигнуть 550 млн долл.[257]

Параллельно переговорам с «RWE» «Газпром» (через своё дочернее подразделение в Великобритании «Gazprom Marketing and Trading») постепенно продвигал другой небольшой проект в сфере немецкой электроэнергетики. Осенью 2011 г. после по-лучения разрешения от антимонопольного ведомства Германии он смог приобрести немецкого поставщика электроэнергии – компанию «Envacom Service GmbH»[258]. Она стала второй по счё-ту европейской фирмой, с помощью которой российский концерн будет осуществлять продажи электроэнергии в ЕС. В нача-ле сентября того же года через свою чешскую «внучку» «Vemex s.r.o» он смог приобрести 51% акций «RSP Energy a.s.», которая поставляет электроэнергию и газ конечным потребителям и до-машним хозяйствам. Кроме того, немецкая «Envacom Service GmbH» стала первым газпромовским активом в Европе, который занимается альтернативной энергетикой. Такой актив может характеризовать «Газпром» как компанию, которая ориентирована на экологию и инновации в сфере энергетики. В любом слу-чае, данное приобретение позволяет ему выйти на немецкий розничный рынок энергии и составить конкуренцию другим по-ставщикам, в том числе через увеличение прямых поставок соб-ственного газа розничным клиентам.

В 2011 г. были осуществлены существенные российские ин-вестиции в сферу нефтепереработки. Компания «Роснефть» за 1,6 млрд евро смогла приобрести 50%-ную долю в капитале не-мецкой компании «Ruhr Oel», владеющей четырьмя НПЗ в Гер-мании. Как и в предыдущем инвестиционном проекте, эти капи-таловложения во многом являются «прорывными» – прямой вы-ход российских компаний на рынок немецких энергоносителей сопряжён со значительными трудностями и каждый успех заслуживает отдельного внимания и высокой оценки.

В феврале 2012 г. после объявления швейцарской группой «Petroplus Holdings AG» о начале процедуры банкротства стало ясно, что все пять НПЗ компании в Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Франции и Германии будут выставлены на прода-жу. Среди них немецкий завод в баварском Ингольштадте (мощ-ность переработки – 110 тыс. баррелей в сутки), к которому осо-бый интерес проявил концерн «Роснефть». Покупка очередного НПЗ соответствует её стратегии на продолжение приобретения активов в Европе. Тем более что приобрести актив банкрота на фоне нынешнего низкого интереса к нефтеперерабатывающим активам в Европе можно было бы гораздо дешевле. Оценки возможных инвестиций находятся в пределах от 700 млн до 1 млрд долл.

Заводы «Petroplus» интересны для российского инвестора не только с стратегической, но и с технологической точки зрения, т.к. глубина переработки на них выше средней глубины перера-ботки в Европе – так называемый средний уровень индекса ком-плексности Нельсона составляет 8,04 (взвешено по мощности заводов), а средний индекс по Европе – 6,1. У «Роснефти» один из самых низких показателей соотношения переработка/добыча в отрасли – в 2010 г. он был равен 40%. Основной статьёй дохо-да компании пока является экспорт сырой нефти. В Европу «Рос-нефть» поставляет более 30% добываемой нефти. В случае покупки НПЗ «Ingolstadt» коэффициент переработка/добыча «Рос-нефти» мог бы увеличится. Например, если взять итоги девяти месяцев 2011 г., то он бы возрос с 47 до 53,5%. Российские ана-литики считают, что компания могла бы переоборудовать данный завод для поставляемой через Приморск российской нефти и тем самым повысить его относительно низкую рентабельность. В целом такой актив мог бы хорошо вписаться в действующий бизнес «Роснефти» в Германии. Считается, что сама сделка не должна натолкнуться на сопротивление у контролирующих ор-ганов Германии – немецкий и европейские рынки нефтепереработки в целом характеризуются очень высоким уровнем конку-ренции. «Роснефть» с её немецкими заводами вряд ли сможет оказывать решающее давление на эти рынки. Важно, что такое приобретение может позволить российской компании получить доступ к новым технологиям глубокой переработки нефти и рас-ширить возможности на европейском оптовом рынке нефтепро-дуктов. Кроме того, свой положительный эффект окажет факт сохранения рабочих мест, а сам проект хорошо вписывается в контекст расширения инвестиционного сотрудничества ФРГ и РФ[259].

В 2011 г. у российских инвесторов были и неудачные инвестиции. В первую очередь, речь идёт об известной немецкой группе компаний «TelDaFax» – «TelDaFax Holding AG», «Energy GmbH» и «Service GmbH» – (далее – ТДФ), которая до своего банкротства предоставляла частным домашним хозяйствам и предприятиям в Германии широкий спектр услуг от электроэнергии и газа и до телекоммуникаций. Основной компанией холдинга являлась «TelDaFax Energy GmbH», образованная в 2006 г. ТДФ была одним из ведущих независимых операторов на рынке электроэнергии и газа Германии[260]. Количество клиен-тов составляло около 800 тысяч. Новых клиентов компания при-влекала низкими ценами, которые, однако, должны были оплатить поставки газа и электричества на год вперёд. Применяемая схема, называемая в ФРГ «снежным комом»[261], позволяла ТДФ в течение нескольких лет проводить агрессивную политику на рынке за счёт заключения оплаченных контрактов, которые она не могла выполнить в полном объёме. Не случайно, осенью 2010 г. компания столкнулась с рядом трудностей, которые её руководство объяснило происками конкурентов и тем, что име-ются планы по продаже ¾ капитала некоему российскому стра-тегическому инвестору. Этот неизвестный инвестор должен был существенно укрепить позиции ТДФ в сегменте торговли газом[262]. Известно также, что в ноябре 2010 г. российский инвестор предоставил заём ТДФ «в несколько десятков миллионов евро» (по другой информации, приобрёл основную часть компа-нии). Немецкие СМИ в числе наиболее вероятного российского покупателя называли одного из ведущих игроков в энергосбытовом бизнесе России ООО «Энергострим» (специализируется на управлении энергосбытовыми компаниями в Ивановской, Тверской, Белгородской и Смоленской областях), однако офици-ального подтверждения этой информации так и не поступило. Весной 2011 г. появилась новая информация о том, что покупателем может быть российская инвестиционная компания «Prime Mark», зарегистрированная на Кипре, но с инвестиционной командой, базирующейся в Москве и, что она впоследствии действительно приобрела контрольный пакет акций. Сумма сделки не разглашалась[263].

Как бы на называлась российская компания, её собственники по данным газеты «Handelsblatt» успели вложить в неё 100 млн евро, из которых 1,5 млн евро было выплачено группе кон-сультантов из фирмы «Struktur Management Partner (SMP)», обе-щавших предотвратить банкротство и разработать модель по выводу ТДФ из кризиса. Но после того как они вместе с немец-ким руководством предложили для реализации такой модели вложить ещё 100 млн евро, российский инвестор заподозрил членов правления и консультантов в мошенничестве, отказался вкладывать дополнительные деньги и через юридическую фир-му потребовал начать расследование деятельности руководства компании. К этому времени (в июне 2011 г.) ТДФ была объявлена банкротом[264], а её клиенты перешли к конкурентам. Российский инвестор остался «у разбитого корыта».

Прошедший год ознаменовался не только существенными инвестициями в энергетическую сферу, но и продолжением про-ектов российских инвесторов в немецкой обрабатывающей про-мышленности. Известная российская компания «Оптоган»[265] в октябре 2011 г. объявила о выводе на проектную мощность пилотного производства светодиодных чипов в немецком городе Ландсхуте. Чипы будут использоваться для производства светодиодных ламп на основном заводе «Оптогана» в Петербурге, ко-торый выпускает до 30 млн светодиодов в месяц. Кроме того, компания собирается продавать чипы в Европе и Азии. Мощность немецкого завода – более миллиарда светодиодных чипов в год. Известно, что создано 50 рабочих мест. «Оптоган» арендует помещения завода в Ландсхуте (площадь так называемой чистой комнаты составляет 4000 м2) у компании «LFoundry» (она свою очередь купила его у японской «Hitachi»). Россияне закупили и установили современные производственные линии. По своей мощности они уступают только фабрике «Osram Opto Se-miconductors» (дочернее предприятие концерна «Siemens», рас-положенное в Регенсбурге). Точная сумма инвестиций не разглашается. Представители руководства говорят о том, что они исчисляются десятками миллионов долларов. Решение об открытии данного производства в Германии было обусловлено отсутствием в России необходимой инфраструктуры, в том чи-сле «чистой комнаты» нужной площади и соответствующих ма-териалов для производства таких масштабов). Однако компания планирует в будущем открыть такое производство и в России[266]. По мнению президента компании Максима Одноблюдова, к 2015 г. она должна занять до 30% рынка светодиодного освещения в России. Доля OLED на этом рынке к тому моменту будет относительно небольшой и начать расти она должна после 2018 г., поскольку данная технология только развивается.

Другим важным событием стала реанимация российским бизнесменом Виталием Юсуфовым инвестиционного проекта в Висмаре, где находятся судостроительные верфи компании «Nor-dic Yards». Как известно, недобросовестность отечественных ин-весторов из фонда LCF, которые после их приобретения не осу-ществили обещанных инвестиций, поставили восточногерманское предприятие в 2009 г. на грань банкротства. И только вме-шательство федерального канцлера А. Меркель и президента Д.А. Медведева смогли спасти данный проект.

В отличие от прежних российских владельцев, которые делали ставку на традиционные отрасли судостроения (строитель-сто классических туристических судов), Виталий Юсуфов пред-ложил осваивать новую нишу – производить высокотехнологичные инновационные суда специального назначения и морские оффшорные конструкции. В 2011 г. после 15 месяцев стро-ительства со стапелей был спущен 150-метровый арктический танкер «Nordic AT 19» дедвейтом 18,5 тыс. тонн, построенный по заказу «Норильского никеля». Данное уникальное судно спо-собно работать при температурах до –50° и преодолевать лёд толщиной до полутора метров[267].

Сейчас выполняется заказ компании «Siemens Energy» по строительству платформ для обслуживания парков оффшорных ветрогенераторов (проект «BorWin2» голландского оператора электропередающих сетей «ТеnnеТ»). В 2011 г. начались работы над платформами «BorWin beta» и «HelWin alpha». Это уникальная разработка инженеров «Nordic Yards», которым удалось создать первую в Германии самоустанавливающуюся морскую преобразовательную платформу. По сути – это самоходная пла-вучая ветроэлектростанция, которая представляет собой судно, способное самостоятельно двигаться по воде и затем закреплять-ся на дне, превращаясь в стационарную платформу. Станция, по-мимо технического оборудования для преобразования и последующей передачи электроэнергии, получаемой от ветряных энер-гетических установок, также оснащена жилыми модулями. «Bor Win beta» должна начать свою работу в режиме тестовой эксплуатации в конце 2012 г.[268] Платформы предназначены для сбо-ра электроэнергии с многочисленных генераторов и передаче его дальше на сушу в виде тока высокого напряжения и позволяют сформировать крупные парки ветрогенераторов, располо-женных в открытом море.

Зимой 2011 г. компания получила от «Siemens Energy» ещё один заказ на строительство морской самовозводящейся преоб-разовательной платформы постоянного тока высокого напряже-ния. Начало работ по её строительству платформы (она получила название «SylWin alpha») было намечено на май 2012 г. На двух верфях компании «Nordic Yards» будет осуществляться строительство надводной части, в которой разместится трансформаторная техника, мастерские, машинные помещения, вертолётная площадка и жилой блок, а также фундамента, на кото-ром надводная часть будет установлена в Северном море, отку-да морская преобразовательная платформа в будущем будет по-давать в немецкую энергосеть до 864 мВт возобновляемой электроэнергии (этого достаточно для электроснабжения такого горо-да как Франкфурт-на-Майне). В настоящее время на предприя-тиях в Висмаре и Ростоке-Варнемюнде в общей сложности заняты 941 сотрудник, из которых более 500 принимают участие в работах по сооружению вышеукзанных трёх платформ. Общий объём инвестиций в этот проект составляет почти 1 млрд евро[269].



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Российские инвестиции в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российские инвестиции в Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)