Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда



2019-12-29 467 Обсуждений (0)
Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Из предыдущего видно, что непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для использования все­го многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послерабочее время и во время обеденного перерыва, если он достаточно продолжителен.

Ряд факторов физической культуры, которые могут быть приме­нены в дорабочее время с пользой для последующего тру­да и здоровья трудящихся, пока не получил широкого распростра­нения на производстве, если не считать вводной гимнастики. Это объясняется как организационными причинами, так и недостаточ­ной разработанностью методики производственной физической куль­туры в данном ее разделе.

Использование факторов физи­ческой культуры во время обеденного перерыва. При его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде, занимающем не более половины этого вре­мени, с большой пользой может быть применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных процессов и общую оптимизацию состояния организма. С этой це­лью применяются, в частности, прогулочная ходьба, непродолжи­тельные игры и развлечения спортивного характера, не связанные с большой нагрузкой (например, настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу перерыва — гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия. В сочетании с гигиеничес­кими факторами и факторами естественной среды они играют не­маловажную роль в создании оптимальных условий труда и оздо­ровлении.

Все шире используются компоненты физической культуры с вос­становительной, корригирующей и общеоздоровительной направ­ленностью в послерабочее время (как правило, вскоре после работы). Особенно существенную роль они играют в тех случаях, когда трудовая деятельность протекает в экстремальных или неблагоприятных условиях производственной среды (производст­венные шумы, вибрация, перегревание, переохлаждение, чрезмер­ная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.).

В последние годы повышенное внимание уделяют подбору спе­циализированных комплексов упражнений, которые составляются с учетом особенностей трудовой деятельности и ее условий. На­пример, для борьбы с вредными последствиями производственных шумов практикуют сеансы неинтенсивных ритмичных упражнений, выполняемых в изолированных от шума помещениях в сопровож­дении негромкой мелодичной музыки; для профилактики вибра­ционной болезни — гимнастические упражнения, избирательно направленные на развитие определенных мышечных групп, локаль­ные упражнения с подчеркнутыми моментами напряжения и рас­слабления, а также упражнения с повышенными требованиями к целостной координации движений.

В послерабочее время особенно широко применяются физи­ческие упражнения в комплексе с гигиеническими, физиотерапев­тическими и другими факторами восстановле­ния и профилактики: сауной, восстановительным душем и другими гидропроцедурами, восстановительным массажем, сеансами психо­регуляции, ультрафиолетовым облучением и т.д.

Нагрузка в физкультурных занятиях после работы лимитиру­ется менее жестко, чем в течение рабочего дня. Однако это не значит, конечно, что в ней нет вообще никаких ограничений. Кроме общих правил ее нормирования надо принимать в расчет после­действие рабочей нагрузки, а также необходимость гарантировать полноценное восстановление работоспособности к началу следую­щего рабочего дня (для представителей отдельных профессий та­кие нормы определены). Это обстоятель­ство, к сожалению, далеко не всегда правильно понимается, в свя­зи с чем даже в специальной литературе подчас появляются та­кие рекомендации по поводу «должных» величин тренировочных и соревновательных нагрузок в свободное от работы время, которые никак не могут обеспечить полноценного восстановления работо­способности, а, следовательно, противоречат требованиям высо­кой производительности труда. Отсюда вытекает проблема опти­мального нормирования всех послерабочих нагрузок, влияющих на динамику трудовой работоспособности, — проблема, которая ждет своего углубленного решения.

 

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 

 

Практическое применение активного отдыха в форме произ­водственной гимнастики показало, что улучшению условий тру­да наиболее способствует использование специальных комплек­сов вводной гимнастики, физкультурных пауз, физкультурных минуток и физкультурных микропауз, способных обеспечить вы­сокую работоспособность человека. Ученые, специалисты-прак­тики уже много раз убеждались: там, где комплексы гимнасти­ки составлены без учета общих закономерностей и конкретных особенностей различных видов труда, их рационального распре­деления и времени использования на протяжении рабочего дня, пользы от производственной гимнастики мало. Только комплексы, составленные с учётом тщательного анализа характера тру­да категории работающих, для которых они создаются, могут гарантировать успех. В связи с этим первостепенное значение приобретает изучение рабочей позы и движений, характера тру­да (однообразный или разнообразный), особенностей нагрузки (психическая, нервно-мышечная или нагрузка на анализаторы), степени и характера утомления, динамики работоспособности в разные смены, санитарно-гигиенических условий труда и т. д.. Немаловажное значение имеет подбор и очередность упражнений в комплексе, их доступность для выполнения и дозировка, а также время выполнения в различные смены. Кроме того, ме­тодика проведения занятий должна соответствовать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности зани­ мающихся.

Таким образом, выбор видов производственной гимнастики зависит от особенностей организации самого труда, динамики работоспо­собности, смены, индивидуальных особенностей занимающихся.

В классифи­кации Ф. Т. Ткачева профессии объединены в следующие группы:

 Первая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется большой точностью и координацией движений, напряжением внимания и зрительного анализатора, выполнением рабочих операций в положении стоя с небольшими мышечными напряжениями: токарей, фрезеров­щиков, револьверщиков, сверловщиков и т. п.

Во вторую группу входят представители профессий, труд которых характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительного и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонностью, выполнением производственных операций в строго определенной последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполняемых операций поза стоя может быть неподвижной и с передвижением в зоне рабочего места. Эту группу составляют, в основном, работники конвейера и потока. В зависимости от тяжести и напряженнос­ти труда конвейерные виды работ подразделяются на четыре подгруппы: а) нервно-напряженный и в то же время физически легкий труд (рабочие по сборке мельчайших механизмов);

б) труд, требующий среднего нервного напряжения, и физически легкий (сборщики мелких изделий, швеи-мотористки и др.);

в) труд физически тяжелый, требующий среднего нервного на­пряжения (сборщики моторов автомашин и т. д.); г) труд фи­зически тяжелый и одновременно нервно-напряженный (к этой подгруппе отнесены рабочие, выполняющие станочную обработ­ку головок швейных машин, сборку грузовых автомобилей н т. д.).

Третья группа объединяет представителей профессий, труд которых требует большого нервного напряжения, устойчивого внимания, высокой скорости выполнения однообразных, простых, часто повторяющихся операций. Производственные операции выполняются в положении стоя на месте или в дви­жении без особых мышечных напряжений, в условиях воздей­ствия сильного шума. К этой группе относятся ткачихи, пря­дильщицы, тростильщицы и др.

Четвертая группа — это представители профессий, чей труд характеризуется постоянным напряжением внимания, умеренным умственным и значительным нервно-эмоциональным напряжением, выполнением производственных операций стоя с ограниченным перемещением на рабочем месте, разнообразием двигательных действий руками без значительных физических напряжений. К этой группе относятся работники торговли и сферы обслуживания.

Пятая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется концентрацией внимания, напряжени­ем зрительного анализатора, выполнением множества разнооб­разных двигательных действий руками и ногами ограниченной амплитуды с преобладанием элементов статического напряжения в вынужденной рабочей позе сидя в условиях воздействия сильного шума и вибрации. К этой группе относятся тракторис­ты, бульдозеристы, комбайнеры, водители трубоукладчиков, дорожно-строительных машин и др.

В шестую группу включены представители профес­сий, выполняющие действия, связанные с постоянным напряжением анализаторных систем, высокой нервно-эмоциональной и нервно-психической нагрузкой, быстрыми ответными реакциями на различные внезапные раздражители в положении сидя в ограниченном пространстве. К ним относятся летчики, водители автомобилей, локомотивов, тепловозов, электровозов, трамваев, троллейбусов, поездов метрополитена и др. .

Седьмую г р.у п п у составляют представители профес­сий, требующих значительных мышечных напряжений, выполняемых в положении стоя в цехах с высокой температурой, по­вышенной загазованностью и запыленностью. К ним относятся горновые, сталевары, прокатчики, кузнецы свободной ковки, штамповщики на горячей штамповке и их подручные и др. Для данной категории работников рекомендуется проведение оздоровительно-профилактической гимнастики после работы.

Восьмая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется вынужденно-неудобной рабочей позой, разнообразием двигательных действий, значительными мышечными напряжениями, большим расходом энергии, выполнением работы в неблагоприятных гигиенических и метеорологических условиях. К ним относятся подземные рабочие горнорудной и  угольной промышленности.

Девятая группа состоит из представителей профессий, работающих в вынужденной рабочей позе с умеренными мышечными напряжениями (преимущественно статического ха­рактера), обусловленной точностью выполнения действий, большим напряжением зрительного анализатора и неблагоприятны­ми микро гигиеническими условиями. К ним относятся газо - и электросварщики.

Десятая группа объединяет представителей профес­сий физического труда, характеризующегося однообразием ра­бочих движений, выполняемых в положении стоя, и отличается значительными мышечными напряжениями динамического и ста­тического характера. К ним относятся строительные рабочие, бурильщики, лесорубы, грузчики, носильщики, рабочие по ремонту шоссейных дорог и железнодорожных путей и др.

В одиннадцатую группу входят представители про­фессий, чей труд характеризуется ограниченной подвижностью, рабочей позой сидя и стоя, выполнением большого количества мелких высокодифференцированных движений руками, значи­тельной концентрацией внимания и напряжением зрительного анализатора. К ним относятся сборщики и наладчики мелких станков и автоматов, слесари-лекальщики, наборщики, раскрой­щики обуви и кожгалантерейных изделий, контролеры-сортировщики печатной продукции, намотчицы, изолировщицы и укладчицы электромоторов.

Д в е надцатая группа включает представителей про­фессий, требующих при работе вынужденной позы (сидя и стоя), крайне ограниченных двигательных действий, очень вы­сокой концентрации внимания, мгновенного реагирования на определенные сигналы, различной степени умственного и нервно-эмоционального напряжения. К ним относятся работники диспетчерско-операторских служб, режиссеры студий телевидения и их ассистенты, операторы и диспетчеры пультов управлений, дежурные и операторы метрополитена и т. д.

Тринадцатая группа объединяет представителей профессий, орудием труда которых являются вибрирующие агре­гаты и инструменты. К ним относятся обрубщики, клепальщи­ки, формовщики, трамбовщики и др.

Четырнадцатая группа состоит из представителей профессий, чей трудовой процесс связан с особенно повышен­ным напряжением, внимания; зрительного и двигательного ана­лизаторов, большой точностью движений, выполняемых на раз­личной высоте и ограниченной площади опоры, в положении стоя, реже сидя. К ним относятся монтажники строительных конструкций, монтажники-высотники, монтажники линий электропередач и т.д.

Пятнадцатая группа — это представители профес­сий, требующих различной степени умственного напряжения, однообразия рабочей позы, сидя и крайне ограниченной двига­тельной активности. К ним относятся корректоры, стенографис­ты, вычислители в системе механизированного учета, конструк­торы, инженеры, техники, ученые и другие творческие работ­ники.

Определяют содержание тогo, или иного вида трудаследующие физиологические характеристики

   1. Рабочая поза и рабочие движения.

2. Величина физической нагрузки.

3. Темп работы.

4. Монотонность труда.

5. Степень напряжения анализаторов и внимания.

6. Степень и характер умственного и нервно-эмоцио­ нального напряжения.

Рабочая поза — это вынужденное положение тела ра­ботающего человека. Оно зависит от производственной опера­ции и рабочего места (станок, кабина, стол и т. д.), обуслов­ливающих выполнение определенных двигательных действий. Рабочие действия могут осуществляться в положении сидя, стоя, на коленях, на корточках. Встречается (довольно редко) смешанный вариант, когда поочередно принимается одна из ра­бочих поз.

Анализируя рабочую позу, необходимо обратить вни­мание на то, какие мышечные группы принимают участие в под­держании позы и какие при этом развиваются неблагоприятные сдвиги в деятельности систем и органов работающего человека. Оценивая рабочие движения, учитывают преимущественное участие тех или иных мышечных групп в процессе производст­венной деятельности, а также характер работы (динамическая или статическая), амплитуду движений (малая, средняя или большая), степень координации движений (простые или слож­ные по своей координационной структуре).

Такой анализ позволяет определить, для каких мышечных групп следует подбирать упражнения и какими должны быть эти упражнения по характеру и способу выполнения. Так, если в трудовой деятельности преобладают движения статического характера, то основным содержанием комплексов физкультур­ной паузы должны стать упражнения динамического характера, а для тех мышц, которые были динамически напряжены, жела­тельны упражнения с элементами расслабления. Когда же ра­бочие движения носят сложнокоординированный характер, в комплексы включаются простые по координации упражнения.

Величина физической нагрузки это количество механической работы, выполненной в единицу времени. В зависимости от тяжести труда нагрузку обозначают как малую, среднюю, большую, предельную. Энерге­тические затраты на профессиональную деятельность колеблются в пределах 200—1200 и более килоджоулей.

Существует прямая зависимость между величиной физической нагрузки в предшествующей работе и интенсив­ностью в активном отдыхе: чем тяжелее труд, тем относительно легче по нагрузке должны быть как отдельные упражнения, так и комплекс в целом.

Темп работы проявляетсяв частоте повторения одинаковых движений или их циклов. Чем они чаще и чем короче паузы между выполнением производственных операций, тем выше темп работы и тем на­пряженней труд, и, следовательно, более быстро развивается утомление. Умеренным темпом считается частота движений, со­ставляющая до 25 % от максимально возможного, средним — от 25 до 50 %, быстрым от 50 до 75%, очень быстрым — свыше 75 %.

Высокий темп производственной деятельности требу­ет уменьшения общей физической нагрузки в комплексе физ­культурной паузы. Темп выполнения упражнений должен быть несколько ниже рабочего. Работающие в умеренном темпе вы­полнять упражнения могут в более высоком темпе. Во вводной гимнастике темп упражнений должен превышать темп рабочих движений.

Монотонность труда этовыполнение однообразных операций при постоянном ритме и ограниченном участии мышц, которая ведет к быстрому функ­циональному истощению клеток коры большого мозга и разви­тию в них охранительного торможения. Действие монотонности проявляется в падении интереса к работе, появлении чувства апатии, сонливости, уменьшении скорости двигательной реак­ции и силы мышц, урежении дыхания и ЧСС, снижении уровня артериального давления. Поэтому комплексы производственной гимнастики должны быть достаточно нагрузочными и включать в себя разнообразные физические упражнения, выполняемые с повышенной эмоциональностью.
  
 На качество выполняемой работы влияет степень напряжения различных анализаторов и внимания. Поступающие из внешней и внутренней среды раздражители воспринимаются специальными нервными анализаторами. При труде, связанном с напряжением анализаторов, особенно зрительного (при многих видах работ главной причиной утомляемости является зрительное напряже­ние), преобладает возбуждение, которое тем сильнее, чем боль­ше они напряжены.

Во время работы на человека оказывает влияние комплекс раздражителей. Одни из них незначительные, другие — более важные, третьи — главные. Работающий человек выделяет са­мые основные из всех поступающих раздражителей и сосредо­точивает на них свое внимание. Длительное сосредоточение приводит к интенсивному расходу нервной энергии и падению ра­ботоспособности.

Комплексы физкультпаузы и физкультминуток долж­ны включать в себя простые упражнения, не требующие сосре­доточения внимания и выполняемые в среднем и медленном темпе. Обязательны упражнения для мышц глаз, самомассаж век и надбровных дуг (соблюдая гигиенические правила). Вводная гимнастика, напротив, включает в себя сложнокоординированные упражнения в среднем и быстром темпе.

На работоспособность влияет степень и характер умственного и нервно-эмо­ционального напряжения.

При умственной деятельности (мышление, восприятие, память и т. д.) "основная нагрузка падает на ЦНС. Сдвиги в двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе и в обмен­ных процессах незначительны. Лишь крайне высокое напряже­ние увеличивает сердцебиение и артериальное давление, появ­ляются одышка и боли в сердце, возникает тремор пальцев рук. Сопровождающее, как правило, умственную работу нервно-эмоциональное напряжение может увеличивать ЧСС и уровень арте­риального давления, а также легочную вентиляцию и потребле­ние кислорода, усиливать электрическую активность мышц, отражающую напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше уровень умственного и нервно-эмоционального напряже­ния, тем быстрее развивается утомление (нарушается баланс нервных процессов, ослабляются процессы возбуждения и тор­можения, развивается запредельное торможение, охватывающее в большей степени вторую сигнальную систему).

При умственной нетворческой деятельности и без вы­раженного нервно-эмоционального напряжения, когда функцио­нальные изменения происходят лишь в ЦНС, целесообразно включать в комплексы упражнения игрового характера, дыха­тельные, на точность и координацию движений.

Для людей, которые выполняют умственные операции, не связанные с творчеством, но при значительных нервно-эмоцио­нальных напряжениях и сопровождаемые изменениями, как по­казателей высшей нервной деятельности, так и вегетативных ре­акций организма, эффективными являются упражнения на рас­слабление в дыхательные.

Творческим работникам с различной степенью нервно-эмо­ционального напряжения следует рекомендовать произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с изби­рательным сокращением отдельных мышц или мышечных групп, сгибателей1 или разгибателей пальцев кисти, мимической муску­латуры и т. а, а также длительное растягивание крупных мы­шечных групп.

Все средства воздействия в физкультурных микропаузах, определенным образом влияющие на улучшение деятельности основных систем и органов человека в производственных условиях, разделены на 3 группы.

1. Средства, способствующие повышению возбудимости ЦНС. Это, в частности, динамические упражнения (движения с боль­шой амплитудой, интенсивные потягивания и др.), значительные мышечные напряжения изометрического характера (напряжения отдельных групп мышц), дыхательные упражнения (с задерж­кой дыхания на выдохе: 3—4 глубоких вдоха); умывание и обтирание холодной водой лица, шеи, головы; приемы самомас­сажа (шеи, затылочной части головы, ног) и др.

2. Средства, способствующие снижению возбудимости ЦНС, предупреждению нервного перенапряжения и снятию резко вы­раженных нервно-эмоциональных состояний. К ним относятся: произвольные мышечные расслабления (расслабление отдельных мышечных групп, активные расслабления мышц тела в по­зе сидя с закрытыми глазами), дыхательные упражнения (спо­койное ритмическое дыхание, дыхание с удлиненным выдохом и коротким вдохом), динамические упражнения, выполняемые резко, с большим мышечным напряжением, дающие «двигатель­ную разрядку» и др.

3. Средства, нормализующие мозговое и периферическое кро­вообращение. Это интенсивные потягивания с глубоким дыха­нием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движе­ния), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные, круговые движения в плечевых суставах), дви­жения ногами в области тазобедренного сустава (движение сидя, приседания, подъемы на носках), чередование напряже­ний и расслаблений отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер), изменение позы сидя с перераспределением тя­жести тела на другие мышечные группы, дыхательные упражне­ния (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе), самомассаж головы, шеи, других частей тела и др.

Выбор конкретного приема и момента его выполнения дикту­ется индивидуальной потребностью, основанной на субъектив­ном ощущении. Эти приемы не должны занимать много времени, должны быть простыми и доступными для выполнения.

В зависимости от специфичности задач производст­венной гимнастики, контингента занимающихся и особенностей проведения занятий на производстве к применяемым упражне­ниям предъявляются определенные требования.

1.Упражнения не должны быть трудными для изучения. При проведении ПГ невозможно долго останавливаться на разучивании упражнений.

2. Упражнения должны быть комбинированными. Для заня­тий производственной гимнастикой следует предпочитать комбинированные упражнения, т. е. такие, при которых одновременно приводится в движение несколько мышечных групп. Такие упражнения оказывают большее влияние на организм занимаю­ щихся, кроме того, они более динамичны. Аналитические упраж­нения (отдельно для рук, туловища) менее желательны.

3. Упражнения должны легко дозироваться. От правильного определения физической нагрузки для занятий во многом зави­сит эффективность производственной гимнастики. Упражнения должны создавать ощущение нагрузки, но сумма ее (нагрузка всего комплекса гимнастики) не должна вызывать утомления.

4. Необходимо учитывать, что влияние упражнений наслаива­ ется. Перерывы между отдельными упражнениями в производ­ственной гимнастике незначительны, вследствие чего влияние пред­ыдущего упражнения в некоторой мере сказывается на последу­ющем. Следовательно, действие каждого последующего упраж­нения становится большим, а иногда и несколько изменяется.

5. Надо правильно чередовать упражнения для различных групп мышц. При чередовании упражнений для рук, ног, туло­вища можно давать большую физическую нагрузку, однообраз­ ные же упражнения, т. е. упражнения для одних и тех же групп мышц, быстро вызывают утомление местного характера. После упражнений, например для рук, лучше использовать упражне­ния для ног, учитывая при этом физиологическую стоимость каждого упражнения с тем, чтобы выдерживать физиологичес­кую кривую того или иного вида производственной гимнастики.

6. Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе упражнение (или вторая часть сложного упражнения) должно быть для мышц-антагонистов. Например, после упражнений для мышц спины целесообразно выполнять упражнения для мышц живота. При этом создаются лучшие условия для проявления эффекта активного отдыха.

7. Необходимо чередовать характер физических усилий. На­пример, упражнения, выполняемые в быстром темпе, лучше чередовать с медленными упражнениями, так как дыхание, на­рушенное быстрым темпом движений, легко восстановить при медленных движениях. Упражнения на расслабление мышц необ­ходимо включать в начале комплекса, поскольку они являются средством отдыха для мышц, которые были заняты в трудовых движениях, а также после нагрузочных упражнений.

Не следует как слишком часто, так и редко менять упражнения. В первом случае занимающиеся не успеют хорошо усвоить упражнения, во втором интерес к ним будет снижен. Наиболее целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно, т. е. заменяя «одно-два» изученных и усвоенных упражнений новыми, незнакомыми. Меняя весь комп­лекс производственной гимнастики или отдельные упражнения, надо в первую очередь заменить упражнения, которые зани­мающиеся плохо восприняли. При смене комплексов необходимо стремиться к тому, чтобы они состояли из максимально полез­ных для данного контингента занимающихся упражнений и вместе с тем интересных для них.

 



2019-12-29 467 Обсуждений (0)
Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)