Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда
Из предыдущего видно, что непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для использования всего многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послерабочее время и во время обеденного перерыва, если он достаточно продолжителен. Ряд факторов физической культуры, которые могут быть применены в дорабочее время с пользой для последующего труда и здоровья трудящихся, пока не получил широкого распространения на производстве, если не считать вводной гимнастики. Это объясняется как организационными причинами, так и недостаточной разработанностью методики производственной физической культуры в данном ее разделе. Использование факторов физической культуры во время обеденного перерыва. При его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде, занимающем не более половины этого времени, с большой пользой может быть применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных процессов и общую оптимизацию состояния организма. С этой целью применяются, в частности, прогулочная ходьба, непродолжительные игры и развлечения спортивного характера, не связанные с большой нагрузкой (например, настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу перерыва — гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия. В сочетании с гигиеническими факторами и факторами естественной среды они играют немаловажную роль в создании оптимальных условий труда и оздоровлении. Все шире используются компоненты физической культуры с восстановительной, корригирующей и общеоздоровительной направленностью в послерабочее время (как правило, вскоре после работы). Особенно существенную роль они играют в тех случаях, когда трудовая деятельность протекает в экстремальных или неблагоприятных условиях производственной среды (производственные шумы, вибрация, перегревание, переохлаждение, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.). В последние годы повышенное внимание уделяют подбору специализированных комплексов упражнений, которые составляются с учетом особенностей трудовой деятельности и ее условий. Например, для борьбы с вредными последствиями производственных шумов практикуют сеансы неинтенсивных ритмичных упражнений, выполняемых в изолированных от шума помещениях в сопровождении негромкой мелодичной музыки; для профилактики вибрационной болезни — гимнастические упражнения, избирательно направленные на развитие определенных мышечных групп, локальные упражнения с подчеркнутыми моментами напряжения и расслабления, а также упражнения с повышенными требованиями к целостной координации движений. В послерабочее время особенно широко применяются физические упражнения в комплексе с гигиеническими, физиотерапевтическими и другими факторами восстановления и профилактики: сауной, восстановительным душем и другими гидропроцедурами, восстановительным массажем, сеансами психорегуляции, ультрафиолетовым облучением и т.д. Нагрузка в физкультурных занятиях после работы лимитируется менее жестко, чем в течение рабочего дня. Однако это не значит, конечно, что в ней нет вообще никаких ограничений. Кроме общих правил ее нормирования надо принимать в расчет последействие рабочей нагрузки, а также необходимость гарантировать полноценное восстановление работоспособности к началу следующего рабочего дня (для представителей отдельных профессий такие нормы определены). Это обстоятельство, к сожалению, далеко не всегда правильно понимается, в связи с чем даже в специальной литературе подчас появляются такие рекомендации по поводу «должных» величин тренировочных и соревновательных нагрузок в свободное от работы время, которые никак не могут обеспечить полноценного восстановления работоспособности, а, следовательно, противоречат требованиям высокой производительности труда. Отсюда вытекает проблема оптимального нормирования всех послерабочих нагрузок, влияющих на динамику трудовой работоспособности, — проблема, которая ждет своего углубленного решения.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Практическое применение активного отдыха в форме производственной гимнастики показало, что улучшению условий труда наиболее способствует использование специальных комплексов вводной гимнастики, физкультурных пауз, физкультурных минуток и физкультурных микропауз, способных обеспечить высокую работоспособность человека. Ученые, специалисты-практики уже много раз убеждались: там, где комплексы гимнастики составлены без учета общих закономерностей и конкретных особенностей различных видов труда, их рационального распределения и времени использования на протяжении рабочего дня, пользы от производственной гимнастики мало. Только комплексы, составленные с учётом тщательного анализа характера труда категории работающих, для которых они создаются, могут гарантировать успех. В связи с этим первостепенное значение приобретает изучение рабочей позы и движений, характера труда (однообразный или разнообразный), особенностей нагрузки (психическая, нервно-мышечная или нагрузка на анализаторы), степени и характера утомления, динамики работоспособности в разные смены, санитарно-гигиенических условий труда и т. д.. Немаловажное значение имеет подбор и очередность упражнений в комплексе, их доступность для выполнения и дозировка, а также время выполнения в различные смены. Кроме того, методика проведения занятий должна соответствовать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности зани мающихся. Таким образом, выбор видов производственной гимнастики зависит от особенностей организации самого труда, динамики работоспособности, смены, индивидуальных особенностей занимающихся. В классификации Ф. Т. Ткачева профессии объединены в следующие группы: Первая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется большой точностью и координацией движений, напряжением внимания и зрительного анализатора, выполнением рабочих операций в положении стоя с небольшими мышечными напряжениями: токарей, фрезеровщиков, револьверщиков, сверловщиков и т. п. Во вторую группу входят представители профессий, труд которых характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительного и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонностью, выполнением производственных операций в строго определенной последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполняемых операций поза стоя может быть неподвижной и с передвижением в зоне рабочего места. Эту группу составляют, в основном, работники конвейера и потока. В зависимости от тяжести и напряженности труда конвейерные виды работ подразделяются на четыре подгруппы: а) нервно-напряженный и в то же время физически легкий труд (рабочие по сборке мельчайших механизмов); б) труд, требующий среднего нервного напряжения, и физически легкий (сборщики мелких изделий, швеи-мотористки и др.); в) труд физически тяжелый, требующий среднего нервного напряжения (сборщики моторов автомашин и т. д.); г) труд физически тяжелый и одновременно нервно-напряженный (к этой подгруппе отнесены рабочие, выполняющие станочную обработку головок швейных машин, сборку грузовых автомобилей н т. д.). Третья группа объединяет представителей профессий, труд которых требует большого нервного напряжения, устойчивого внимания, высокой скорости выполнения однообразных, простых, часто повторяющихся операций. Производственные операции выполняются в положении стоя на месте или в движении без особых мышечных напряжений, в условиях воздействия сильного шума. К этой группе относятся ткачихи, прядильщицы, тростильщицы и др. Четвертая группа — это представители профессий, чей труд характеризуется постоянным напряжением внимания, умеренным умственным и значительным нервно-эмоциональным напряжением, выполнением производственных операций стоя с ограниченным перемещением на рабочем месте, разнообразием двигательных действий руками без значительных физических напряжений. К этой группе относятся работники торговли и сферы обслуживания. Пятая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется концентрацией внимания, напряжением зрительного анализатора, выполнением множества разнообразных двигательных действий руками и ногами ограниченной амплитуды с преобладанием элементов статического напряжения в вынужденной рабочей позе сидя в условиях воздействия сильного шума и вибрации. К этой группе относятся трактористы, бульдозеристы, комбайнеры, водители трубоукладчиков, дорожно-строительных машин и др. В шестую группу включены представители профессий, выполняющие действия, связанные с постоянным напряжением анализаторных систем, высокой нервно-эмоциональной и нервно-психической нагрузкой, быстрыми ответными реакциями на различные внезапные раздражители в положении сидя в ограниченном пространстве. К ним относятся летчики, водители автомобилей, локомотивов, тепловозов, электровозов, трамваев, троллейбусов, поездов метрополитена и др. . Седьмую г р.у п п у составляют представители профессий, требующих значительных мышечных напряжений, выполняемых в положении стоя в цехах с высокой температурой, повышенной загазованностью и запыленностью. К ним относятся горновые, сталевары, прокатчики, кузнецы свободной ковки, штамповщики на горячей штамповке и их подручные и др. Для данной категории работников рекомендуется проведение оздоровительно-профилактической гимнастики после работы. Восьмая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется вынужденно-неудобной рабочей позой, разнообразием двигательных действий, значительными мышечными напряжениями, большим расходом энергии, выполнением работы в неблагоприятных гигиенических и метеорологических условиях. К ним относятся подземные рабочие горнорудной и угольной промышленности. Девятая группа состоит из представителей профессий, работающих в вынужденной рабочей позе с умеренными мышечными напряжениями (преимущественно статического характера), обусловленной точностью выполнения действий, большим напряжением зрительного анализатора и неблагоприятными микро гигиеническими условиями. К ним относятся газо - и электросварщики. Десятая группа объединяет представителей профессий физического труда, характеризующегося однообразием рабочих движений, выполняемых в положении стоя, и отличается значительными мышечными напряжениями динамического и статического характера. К ним относятся строительные рабочие, бурильщики, лесорубы, грузчики, носильщики, рабочие по ремонту шоссейных дорог и железнодорожных путей и др. В одиннадцатую группу входят представители профессий, чей труд характеризуется ограниченной подвижностью, рабочей позой сидя и стоя, выполнением большого количества мелких высокодифференцированных движений руками, значительной концентрацией внимания и напряжением зрительного анализатора. К ним относятся сборщики и наладчики мелких станков и автоматов, слесари-лекальщики, наборщики, раскройщики обуви и кожгалантерейных изделий, контролеры-сортировщики печатной продукции, намотчицы, изолировщицы и укладчицы электромоторов. Д в е надцатая группа включает представителей профессий, требующих при работе вынужденной позы (сидя и стоя), крайне ограниченных двигательных действий, очень высокой концентрации внимания, мгновенного реагирования на определенные сигналы, различной степени умственного и нервно-эмоционального напряжения. К ним относятся работники диспетчерско-операторских служб, режиссеры студий телевидения и их ассистенты, операторы и диспетчеры пультов управлений, дежурные и операторы метрополитена и т. д. Тринадцатая группа объединяет представителей профессий, орудием труда которых являются вибрирующие агрегаты и инструменты. К ним относятся обрубщики, клепальщики, формовщики, трамбовщики и др. Четырнадцатая группа состоит из представителей профессий, чей трудовой процесс связан с особенно повышенным напряжением, внимания; зрительного и двигательного анализаторов, большой точностью движений, выполняемых на различной высоте и ограниченной площади опоры, в положении стоя, реже сидя. К ним относятся монтажники строительных конструкций, монтажники-высотники, монтажники линий электропередач и т.д. Пятнадцатая группа — это представители профессий, требующих различной степени умственного напряжения, однообразия рабочей позы, сидя и крайне ограниченной двигательной активности. К ним относятся корректоры, стенографисты, вычислители в системе механизированного учета, конструкторы, инженеры, техники, ученые и другие творческие работники. Определяют содержание тогo, или иного вида трудаследующие физиологические характеристики 1. Рабочая поза и рабочие движения. 2. Величина физической нагрузки. 3. Темп работы. 4. Монотонность труда. 5. Степень напряжения анализаторов и внимания. 6. Степень и характер умственного и нервно-эмоцио нального напряжения. Рабочая поза — это вынужденное положение тела работающего человека. Оно зависит от производственной операции и рабочего места (станок, кабина, стол и т. д.), обусловливающих выполнение определенных двигательных действий. Рабочие действия могут осуществляться в положении сидя, стоя, на коленях, на корточках. Встречается (довольно редко) смешанный вариант, когда поочередно принимается одна из рабочих поз. Анализируя рабочую позу, необходимо обратить внимание на то, какие мышечные группы принимают участие в поддержании позы и какие при этом развиваются неблагоприятные сдвиги в деятельности систем и органов работающего человека. Оценивая рабочие движения, учитывают преимущественное участие тех или иных мышечных групп в процессе производственной деятельности, а также характер работы (динамическая или статическая), амплитуду движений (малая, средняя или большая), степень координации движений (простые или сложные по своей координационной структуре). Такой анализ позволяет определить, для каких мышечных групп следует подбирать упражнения и какими должны быть эти упражнения по характеру и способу выполнения. Так, если в трудовой деятельности преобладают движения статического характера, то основным содержанием комплексов физкультурной паузы должны стать упражнения динамического характера, а для тех мышц, которые были динамически напряжены, желательны упражнения с элементами расслабления. Когда же рабочие движения носят сложнокоординированный характер, в комплексы включаются простые по координации упражнения. Величина физической нагрузки это количество механической работы, выполненной в единицу времени. В зависимости от тяжести труда нагрузку обозначают как малую, среднюю, большую, предельную. Энергетические затраты на профессиональную деятельность колеблются в пределах 200—1200 и более килоджоулей. Существует прямая зависимость между величиной физической нагрузки в предшествующей работе и интенсивностью в активном отдыхе: чем тяжелее труд, тем относительно легче по нагрузке должны быть как отдельные упражнения, так и комплекс в целом. Темп работы проявляетсяв частоте повторения одинаковых движений или их циклов. Чем они чаще и чем короче паузы между выполнением производственных операций, тем выше темп работы и тем напряженней труд, и, следовательно, более быстро развивается утомление. Умеренным темпом считается частота движений, составляющая до 25 % от максимально возможного, средним — от 25 до 50 %, быстрым от 50 до 75%, очень быстрым — свыше 75 %. Высокий темп производственной деятельности требует уменьшения общей физической нагрузки в комплексе физкультурной паузы. Темп выполнения упражнений должен быть несколько ниже рабочего. Работающие в умеренном темпе выполнять упражнения могут в более высоком темпе. Во вводной гимнастике темп упражнений должен превышать темп рабочих движений. Монотонность труда этовыполнение однообразных операций при постоянном ритме и ограниченном участии мышц, которая ведет к быстрому функциональному истощению клеток коры большого мозга и развитию в них охранительного торможения. Действие монотонности проявляется в падении интереса к работе, появлении чувства апатии, сонливости, уменьшении скорости двигательной реакции и силы мышц, урежении дыхания и ЧСС, снижении уровня артериального давления. Поэтому комплексы производственной гимнастики должны быть достаточно нагрузочными и включать в себя разнообразные физические упражнения, выполняемые с повышенной эмоциональностью. Во время работы на человека оказывает влияние комплекс раздражителей. Одни из них незначительные, другие — более важные, третьи — главные. Работающий человек выделяет самые основные из всех поступающих раздражителей и сосредоточивает на них свое внимание. Длительное сосредоточение приводит к интенсивному расходу нервной энергии и падению работоспособности. Комплексы физкультпаузы и физкультминуток должны включать в себя простые упражнения, не требующие сосредоточения внимания и выполняемые в среднем и медленном темпе. Обязательны упражнения для мышц глаз, самомассаж век и надбровных дуг (соблюдая гигиенические правила). Вводная гимнастика, напротив, включает в себя сложнокоординированные упражнения в среднем и быстром темпе. На работоспособность влияет степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения. При умственной деятельности (мышление, восприятие, память и т. д.) "основная нагрузка падает на ЦНС. Сдвиги в двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе и в обменных процессах незначительны. Лишь крайне высокое напряжение увеличивает сердцебиение и артериальное давление, появляются одышка и боли в сердце, возникает тремор пальцев рук. Сопровождающее, как правило, умственную работу нервно-эмоциональное напряжение может увеличивать ЧСС и уровень артериального давления, а также легочную вентиляцию и потребление кислорода, усиливать электрическую активность мышц, отражающую напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше уровень умственного и нервно-эмоционального напряжения, тем быстрее развивается утомление (нарушается баланс нервных процессов, ослабляются процессы возбуждения и торможения, развивается запредельное торможение, охватывающее в большей степени вторую сигнальную систему). При умственной нетворческой деятельности и без выраженного нервно-эмоционального напряжения, когда функциональные изменения происходят лишь в ЦНС, целесообразно включать в комплексы упражнения игрового характера, дыхательные, на точность и координацию движений. Для людей, которые выполняют умственные операции, не связанные с творчеством, но при значительных нервно-эмоциональных напряжениях и сопровождаемые изменениями, как показателей высшей нервной деятельности, так и вегетативных реакций организма, эффективными являются упражнения на расслабление в дыхательные. Творческим работникам с различной степенью нервно-эмоционального напряжения следует рекомендовать произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с избирательным сокращением отдельных мышц или мышечных групп, сгибателей1 или разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры и т. а, а также длительное растягивание крупных мышечных групп. Все средства воздействия в физкультурных микропаузах, определенным образом влияющие на улучшение деятельности основных систем и органов человека в производственных условиях, разделены на 3 группы. 1. Средства, способствующие повышению возбудимости ЦНС. Это, в частности, динамические упражнения (движения с большой амплитудой, интенсивные потягивания и др.), значительные мышечные напряжения изометрического характера (напряжения отдельных групп мышц), дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на выдохе: 3—4 глубоких вдоха); умывание и обтирание холодной водой лица, шеи, головы; приемы самомассажа (шеи, затылочной части головы, ног) и др. 2. Средства, способствующие снижению возбудимости ЦНС, предупреждению нервного перенапряжения и снятию резко выраженных нервно-эмоциональных состояний. К ним относятся: произвольные мышечные расслабления (расслабление отдельных мышечных групп, активные расслабления мышц тела в позе сидя с закрытыми глазами), дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с удлиненным выдохом и коротким вдохом), динамические упражнения, выполняемые резко, с большим мышечным напряжением, дающие «двигательную разрядку» и др. 3. Средства, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение. Это интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные, круговые движения в плечевых суставах), движения ногами в области тазобедренного сустава (движение сидя, приседания, подъемы на носках), чередование напряжений и расслаблений отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер), изменение позы сидя с перераспределением тяжести тела на другие мышечные группы, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе), самомассаж головы, шеи, других частей тела и др. Выбор конкретного приема и момента его выполнения диктуется индивидуальной потребностью, основанной на субъективном ощущении. Эти приемы не должны занимать много времени, должны быть простыми и доступными для выполнения. В зависимости от специфичности задач производственной гимнастики, контингента занимающихся и особенностей проведения занятий на производстве к применяемым упражнениям предъявляются определенные требования. 1.Упражнения не должны быть трудными для изучения. При проведении ПГ невозможно долго останавливаться на разучивании упражнений. 2. Упражнения должны быть комбинированными. Для занятий производственной гимнастикой следует предпочитать комбинированные упражнения, т. е. такие, при которых одновременно приводится в движение несколько мышечных групп. Такие упражнения оказывают большее влияние на организм занимаю щихся, кроме того, они более динамичны. Аналитические упражнения (отдельно для рук, туловища) менее желательны. 3. Упражнения должны легко дозироваться. От правильного определения физической нагрузки для занятий во многом зависит эффективность производственной гимнастики. Упражнения должны создавать ощущение нагрузки, но сумма ее (нагрузка всего комплекса гимнастики) не должна вызывать утомления. 4. Необходимо учитывать, что влияние упражнений наслаива ется. Перерывы между отдельными упражнениями в производственной гимнастике незначительны, вследствие чего влияние предыдущего упражнения в некоторой мере сказывается на последующем. Следовательно, действие каждого последующего упражнения становится большим, а иногда и несколько изменяется. 5. Надо правильно чередовать упражнения для различных групп мышц. При чередовании упражнений для рук, ног, туловища можно давать большую физическую нагрузку, однообраз ные же упражнения, т. е. упражнения для одних и тех же групп мышц, быстро вызывают утомление местного характера. После упражнений, например для рук, лучше использовать упражнения для ног, учитывая при этом физиологическую стоимость каждого упражнения с тем, чтобы выдерживать физиологическую кривую того или иного вида производственной гимнастики. 6. Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе упражнение (или вторая часть сложного упражнения) должно быть для мышц-антагонистов. Например, после упражнений для мышц спины целесообразно выполнять упражнения для мышц живота. При этом создаются лучшие условия для проявления эффекта активного отдыха. 7. Необходимо чередовать характер физических усилий. Например, упражнения, выполняемые в быстром темпе, лучше чередовать с медленными упражнениями, так как дыхание, нарушенное быстрым темпом движений, легко восстановить при медленных движениях. Упражнения на расслабление мышц необходимо включать в начале комплекса, поскольку они являются средством отдыха для мышц, которые были заняты в трудовых движениях, а также после нагрузочных упражнений. Не следует как слишком часто, так и редко менять упражнения. В первом случае занимающиеся не успеют хорошо усвоить упражнения, во втором интерес к ним будет снижен. Наиболее целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно, т. е. заменяя «одно-два» изученных и усвоенных упражнений новыми, незнакомыми. Меняя весь комплекс производственной гимнастики или отдельные упражнения, надо в первую очередь заменить упражнения, которые занимающиеся плохо восприняли. При смене комплексов необходимо стремиться к тому, чтобы они состояли из максимально полезных для данного контингента занимающихся упражнений и вместе с тем интересных для них.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |