Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция развития школы и программа эксперимента



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Концепция развития школы и программа эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 Проблемы нового этапа социально-экономической жизни общества нашли свое непосредственное отражение и в укладе жизни школы. Оказавшись на определенном этапе функционирования школы без идеи воспитания, мы начали поиск своего развития среди открытых перед нами возможностей, поиск такой модели школы, где образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой, обеспечивающей тесную связь трех факторов – семьи, школы, общества.

Описание такой школы мы нашли в трудах К.Д.Ушинского, что перекликалось с идеями развития школы А.П.Валицкой, зав. кафедрой этики и эстетики РГПУ им. А.И.Герцена, и И.Ф.Гончарова, профессора РГПУ им. А.И.Герцена.

В результате мы сделали установки на воспитание личности ученика в процессе познания истории, культуры, традиций своего народа, на создание условий, в которых мог бы осуществляться процесс саморазвития учащихся и учителей. 

Можно сказать, мы осознанно подошли к созданию концепции культуротворческой школы с изучением русской культуры. 

Экспериментальную деятельность по отработке новой модели мы начали с анализа окружающего социума, с изучения условий для реализации программы ОЭР, выявления уровня подготовки кадрового и материального потенциала.

Кратко прокомментируем полученные результаты.

Школа расположена вблизи железнодорожной станции Мельничный Ручей, в зоне отдыха и функционирует как общеобразовательная средняя школа с 1965 года. До 1992 года обучались дети микрорайона.

В период запуска эксперимента, 1998 г., местный контингент учащихся составлял 75%, из других микрорайонов - 25 %. Общее количество учащихся – 519 человек. Социальный состав детей неоднороден. Из семей неполных –30 %, безработных граждан – 10 %, многодетных – 12 %.

Вблизи школы расположены: станция юннатов, библиотека, станция юных туристов.

Учащиеся пользуются услугами культурных центров г. Всеволожска, который находится на расстоянии 3-4 км. от школы.

В связи с тем, что родители в основном работают в Санкт-Петербурге, то дети большую часть времени находятся без их присмотра.

Социологический анализ образования родителей показал следующее:

· Имеют высшее образование – 15%

· Средне специальное – 48%

· Полное общее – 28%

· Основное общее – 6%

· Другое – 3%

Учитывая социальный состав семей учащихся, школа во главу угла становит воспитательную работу в сочетании с обучением.

Как известно, результативность ОЭР зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. В школе педагогов с

· высшей категорий –12;

· 1 категорией –13;

· 2 категорией –10;

· молодых специалистов –4.

Сравнительный анализ на завершающем этапе ОЭР показал, что произошло значительное повышение профессиональной компетентности педагогов, о чем свидетельствуют следующие данные: на 2000 г. педагогов ВК составляло только 5% от их общего количества, а на завершающем этапе 26%.

Использование комплекса диагностических методик позволило нам выявить уровень готовности педагогов к опытно-экспериментальной работе, критериями которой были:

· психологическая готовность (потребность в анализе собственной деятельности, интерес к новым идеям, стремление приступить к их реализации);

· теоретическая готовность (знание психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания, развития школьников, знание сущности проблемы);

· практическая готовность (владение умениями преобразования педагогической деятельности в соответствии с основной идеей эксперимента).

Анализ деятельности методической службы осуществлялся по следующим показателям:

1. Соответствие учебных планов и программ требованиям новых систем обучения и воспитания.

2. Технологии организации педагогического процесса.

3. Дидактические материалы к учебным курсам, программам.

4. Состояние психолого-диагностической службы:

· ориентация на потребности учащихся, учителей, руководителей, родителей;

· использование результатов диагностики в коррекционной работе;

· учет рекомендаций психолога в организации педагогического процесса.

Такие организационно-педагогические условия, как работа школы в одну смену, функционирование ГПД с 1 по 6-ые классы, кабинетная система по всем предметам, наличие спортивного зала, спортплощадки, столовой на 160 посадочных мест; столярных и слесарных мастерских, теплицы, библиотеки с фондом учебников 9023 шт., постоянно пополняющегося на 60 % за счет «соровской» подписки, создание горницы-кабинета для проведения фольклорных занятий, мастерской по изготовлению цветов и т.п., - позволяли начать экспериментальную деятельность.

Следовательно, существующий контингент учащихся и родителей, изучение работ К.Д.Ушинского, условий школы, встречи с современными учеными – эти факторы послужили тому, что во главу угла деятельности школы были положены идеи воспитания учащихся, формирование нравственной позиции на культурно-исторических традициях нашего Отечества.

Миссия школы – воспитание с малых лет гражданина своей Земли, своего Отечества, человека, стремящегося укрепить своё здоровье и максимально развить свой потенциал с тем, чтобы направить дальнейшую профессиональную деятельность на стабилизацию и развитие природных человеческих и культурных ресурсов.

Цель – развитие системы учебно-воспитательного процесса в интересах формирования гармонично-развитой личности и её творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.

Задачи:

· Развить систему управления культуротворческой школы.

· Усилить воспитательную функцию образовательной школьной программы, направленную на формирование гражданственности, нравственности, навыков труда, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, на ориентацию на здоровый образ жизни и интеграцию личности ученика в культуру России и мировую культуру.

Объект исследования – культуротворческая школа как социально-образовательная среда.

Предмет исследования – определение условий и факторов развития культуротворческой школы в учебно-воспитательном процессе как системы развития русских национальных традиций (через трудовое обучение, краеведение, экологию).

Гипотеза исследования – мы полагаем, что школа как культуротворческая будет функционировать и развиваться эффективно, если:

· в личности ученика будут воспитаны чувства самосознания, гордости и уважения к традициям, к родителям, любви к нации, Отечеству;

· воспитательная система будет строиться на гуманистических началах;

· подготовка и переподготовка кадров будет способствовать обеспечению качества образования и внедрению новых образовательных технологий и методов обучения.

Предполагаемый результат:

· Образовательная деятельность культуротворческой школы дополняется соответствующей воспитательной работой, направленной на духовное воспитание личности с помощью народного творчества.

· Результативность реализации программы развития культуротворческой школы будет определяться проведением мониторинга качества образования (уровень обученности учащихся начальной и основной школы, мотивация обучения, состояние здоровья, социально-нравственные ориентации, показатели качества воспитательного процесса).

Опытно-экспериментальная работа была спланирована в три этапа: первый этап – подготовительный (1996-1998 уч. г.), второй этап – поисковый (1998-2000 уч. г.), третий этап – обобщающий (2000-2002 уч. г.).

На первом этапе осуществлялось осмысление опыта работы школы по данному направлению и определялись перспективы дальнейшего развития школы. Таким образом, были определены следующие ценности школы:

1) Труд как созидательная основа.

2) Родина, гражданская позиция учащихся.

3) Профессионализм как необходимое проявление в любых видах деятельности:

· добросовестное выполнение своих функциональных обязанностей;

· уважительное отношение к личности ученика;

· доброе и порядочное отношение друг к другу.

· Образование как основа достоинства личности.

· Жизнь и здоровье детей,

· Творческая активность как основа развития личности.

Педагогами школы совместно с учащимися и родителями разработана модель личности выпускника и учителя.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Концепция развития школы и программа эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция развития школы и программа эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)